Версия для печати 104508 Материалы по теме
госзакупки у МСБ - элемент национальной политики и покрытие нужд регионов
Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства: существующие проблемы и пути их решения

Размещение государственных и муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг. Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и местных органов власти Российской Федерации. В то же время это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, которая способна обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности и многое другое.
Ольга ВОРОБЬЕВА, заместитель директора, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС

Нормативно-правовая база

Российская государственная политика поддержки малого предпринимательства регулируется достаточно большим числом нормативно-правовых актов различного уровня. Наибольшее значение имеют следующие документы:
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ);
Федеральный
закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ);
постановление
Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (далее — Постановление правительства № 642);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — Постановление правительства № 556).
Кроме этого, при принятии решений по вопросам размещения заказа у субъектов малого предпринимательства целесообразно учитывать позицию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного давать разъяснения по применению законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России уже дважды в своих письмах высказывалось по тематике настоящей статьи, в том числе совместно с Федеральной антимонопольной службой:

· совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 29 апреля 2008 г. № 5684-АП/Д05/ АЦ/10329 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства»;

· письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2008 г. № Д05-4404.

Статьей 15 Закона № 94-ФЗ четко определено, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 % и не более 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень продукции, которая должна размещаться среди субъектов малого предпринимательства, определен Постановлением правительства № 642. Причем для данной преференциальной группы установлен особый защищенный режим участия в размещении заказов: торги и котировки проводятся только среди участников — субъектов малого предпринимательства.
Закон № 94-ФЗ также определяет, что предельно допустимые значения начальных (максимальных) цен контрактов (лотов) должны устанавливаться Правительством Российской Федерации1. До тех пор пока этого не произойдет, в соответствии с ч. 21 ст. 65 Закона № 94-ФЗ они не должны превышать 3 млн руб., если размещается заказ на товары и работы, и 2 млн руб., если размещается заказ на услуги.
Однако на практике при реализации требований ст. 15 «Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа» Закона № 94-ФЗ государственные заказчики (далее — Заказчики) сталкиваются с рядом проблем, а именно:

· подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства на этапе рассмотрения заявок;

· расчет квотируемой 10—20-процентной части общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства;

· применение на практике ограничения по начальной (максимальной) цене контракта (лота);

· подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства при подписании и выполнении контракта.

Подтверждение статуса на этапе рассмотрения заявок

Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства (правомочности) участника должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 209-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 января 2008 г. и установил новые понятия и правила. Так, кроме существовавших ранее субъектов малого предпринимательства, он ввел понятие субъекта среднего предпринимательства и микропредприятия. Микропредприятия являются составной частью субъектов малого предпринимательства и выделяются в отдельную группу по некоторым особым признакам. А вот субъекты среднего предпринимательства — это отдельная категория предпринимателей, по Закону 94-ФЗ не попадающая в преференциальную группу.
По каким же признакам можно отнести участника к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ?
1.
Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %.
Но по одному этому признаку предприятие нельзя отнести к малому, так как он содержит в себе еще одну категорию — среднее предпринимательство. Требовать в составе заявок на участие в торгах и котировках подтверждающие документы нельзя, поэтому в форме заявки участник заявительным порядком подтверждает соответствие данному требованию.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год:

· до 100 человек включительно для малых предприятий;

· среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

Данные показатели определяются с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Заказчик опять же не может проверить соответствие участника данному требованию, так как не существует порядка официального подтверждения данной информации. Участник и в этом случае подтверждает соответствие данному требованию заявительным порядком.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением правительства № 556:

· микропредприятия — 60 млн руб.,

· малые предприятия — 400 млн руб.

Соответствие данному требованию можно проверить только по финансовым отчетам и балансам, которые нельзя требовать от участников размещения заказов. Участник может указать в заявке сведения из этих документов, подтверждающие соответствие данным предельным значениям. Заказчик вынужден доверять такой информации без дополнительной проверки, так как налоговые органы на сегодняшний момент не обязаны предоставлять такую информацию по запросам Заказчиков.
Общий вывод: хотя Закон № 209-ФЗ и устанавливает определенные параметры отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса, Заказчики в большинстве случаев не могут проверить участника на предмет соответствия этим требованиям. Основной проблемой является невозможность потребовать подтверждающие документы либо в силу отсутствия такого права по нормам Закона № 94-ФЗ, либо в силу отсутствия самих документов. В связи с этим требуется внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую как систему размещения государственных заказов, так и систему поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Целесообразным было бы создание единого реестра субъектов малого предпринимательства, из которого либо Заказчикам будут доступны сведения, либо поставщикам будут выдаваться подтверждающие документы. При этом в Законе № 94-ЗФ должно быть установлено право (обязанность) требовать от участников такие документы на этапе размещения заказов.


Расчет квоты

Расчет того объема заказа, который Заказчик должен разместить среди субъектов малого предпринимательства, в Законе № 94-ФЗ определен недостаточно четко, что порождает несколько различных толкований.
1 способ.10—20 % рассчитывается от общего годового объема заказа конкретного Заказчика и на полученную сумму Заказчик закупает любую продукцию из Перечня, утвержденного Постановлением правительства № 642 (далее — Перечень) (см. рис. 1).
Основная проблема: не всегда Заказчику требуется столько продукции из Перечня, чтобы выполнить требование о 10–20 % от общего годового объема.
2 способ. От общего объема заказа высчитывается объем, приходящийся на услуги, включенные в Перечень. От полученного объема заказа «по Перечню» Заказчик рассчитывает 10–20 %. На полученную сумму Заказчик размещает заказ на любую продукцию из Перечня (см. рис.2).
При таком способе расчета объем закупаемой продукции никогда не превысит потребности Заказчика. Да и сумма заказа, размещаемого у субъектов малого предпринимательства, существенно сократится.
Общий вывод: на практике применяются оба способа расчетов, при этом следует отметить, что контрольные органы больше склоняются к первому способу, хотя и не отвергают возможность существования второго. Минэкономразвития России в своем письме от 14 октября 2008 г. № Д05-4404 выражает мнение, что правильным должен являться первый из рассмотренных подходов, вместе с тем из положений Закона № 94-ФЗ такой вывод не следует однозначно.
В качестве рекомендации по внесению изменений в Закон № 94-ФЗ можно предложить конкретизировать порядок расчета квотируемого объема заказа.


Начальная (максимальная) цена контракта (лота)

Как уже отмечалось выше, до установления Правительством Российской Федерации начальная (максимальная) цена контракта (лота) ограничена ч. 21 ст. 65 Закона № 94-ФЗ и составляет:

· товары и работы — не более 3 млн руб.;

· услуги — не более 2 млн руб.

При этом следует обратить внимание на случаи, когда продукция не может быть разделена на части, а стоимость одной единицы значительно превышает указанные в Законе № 94-ФЗ ограничения (например, медицинское оборудование). Заказчики вынуждены пытаться приобрести такую продукцию по нереальной цене, в связи с чем размещение заказов у субъектов малого предпринимательства превращается в формальное соблюдение Закона № 94-ФЗ и о механизме поддержки преференциальной группы участников речи уже не идет.
Общий вывод: для решения проблемы Правительству Российской Федерации целесообразно установить другие подходы к определению начальной (максимальной) цены контракта, например, в случае размещения заказа на неделимую единицу продукции, когда цена такой единицы существенно превышает установленные ограничения.
Подтверждение статуса при подписании и выполнении контракта
Должен ли участник при подписании контракта подтверждать свой статус? Участник при подписании контракта может заявить о своем соответствии требованиям, однако проверить информацию по всем трем признакам Закона № 209-ФЗ Заказчик не может, так как:

· не может требовать документы;

· некоторые сведения не поддаются проверке.

Общий вывод: проблему может решить единый реестр малых предпринимателей, о создании которого говорилось выше.
Проблемы участия в размещении госзаказов
С какими проблемами сталкиваются сами поставщики — субъекты малого предпринимательства, желающие принимать участие в размещении государственных и муниципальных заказов?
Первая проблема — это низкая доступность информации о размещаемых государственных (муниципальных) заказах. Зачастую найти информацию о проводимых закупках непросто, несмотря на то что она есть на официальных сайтах о размещении заказов (далее — Официальный сайт). Во-первых, таких Официальных сайтов — огромное количество, во-вторых, на сайтах зачастую неудобно реализована или вообще отсутствует функция поиска нужной информации. Надо отдать должное законодателям: с 1 января 2011 г.2 планируется ввести единый Официальный сайт для всех трех уровней власти, что должно существенно облегчить поиск нужной информации.
Вторая проблема — это сами процедуры размещения квотируемой части государственных и муниципальных заказов. В Законе № 94-ФЗ указаны только торги и котировки, проводимые согласно общим требованиям, регламентируемым Законом № 94-ФЗ. Участие в них, особенно это касается торгов, требует достаточно высокой квалификации, а также определенных финансовых, временных затрат и трудовых ресурсов, что не всегда под силу субъектам малого предпринимательства. Целесообразно было бы облегчить правила участия в торгах, проводимых среди субъектов малого предпринимательства.
Общий вывод: с целью совершенствования механизма реализации поддержки субъектов малого предпринимательства через систему государственного заказа дополнительно ко всему вышеуказанному можно добавить следующие рекомендации по изменению статьи 15 Закона № 94-ФЗ:

· разрешить Заказчикам при размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства применять способ размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика в соответствии с п. 14 ст. 55 Закона 94-ФЗ (простые закупки);

· разрешить Заказчикам учитывать в объеме квотируемой нормы те контракты, которые были размещены у субъектов малого предпринимательства по результатам обычных процедур;

· разрешить заказчикам применять к победителям торгов и котировок требование по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителя по государственным контрактам (как принято в некоторых европейских странах).

Завершая обзор положения малого предпринимательства в России как субъекта размещения государственного и муниципального заказа, можно сделать следующий вывод: в настоящий момент в нашей стране делаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства при размещении государственных и муниципальных заказов. Но отдельные моменты законодательства в этой сфере целесообразно усовершенствовать, чтобы максимально облегчить их правоприменение Заказчиками и реализацию своих прав участниками — субъектами малого предпринимательства.

Поделиться