Версия для печати 1747 Материалы по теме
малый бизнес
Московские власти несколько лукавят, обещая малым и средним предприятиям широкий доступ к городскому заказу. Вчера руководитель столичного департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев открыто заявил, что далеко не во всех сферах деятельности мэрия готова доверять небольшим компаниям. Сейчас городские чиновники готовят перечень товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещение заказов на которые будет осуществляться среди субъектов малого бизнеса. И, по словам г-на Дегтева, этот перечень «существенно уже» обещанного федеральным правительством.

Геннадий Дегтев, судя по всему, убежден, что правительство страны не во всем учло «узкую специфику» Москвы. По его данным, общероссийский классификатор товаров и услуг, размещение заказов на которые должно осуществляться среди субъектов малого предпринимательства, включает порядка 80 видов деятельности. «Но Москва не сможет проводить среди предприятий малого бизнеса конкурсы, например, на поставку морепродуктов, продукции охотничьих хозяйств, сельхозпродукции. Наш регион просто не специализируется на производстве таких товаров», -- пояснил г-н Дегтев. Поэтому, учитывая специфику не только производства, но и «потребления города», из всего федерального перечня товаров и услуг столичные власти доверят малому бизнесу около половины.

«Урезанный» городской список товаров и услуг для малого бизнеса пока только формируется. По данным тендерного комитета, в первую очередь Москва доверит небольшим компаниям поставку канцтоваров и бухгалтерских принадлежностей, спортивных товаров, учебно-наглядных пособий в образовательные учреждения и мебели. По мнению г-на Дегтева, это вполне будет соответствовать и специфике самих малых предприятий, большинство из которых занимается торговлей (56%). Остальные виды деятельности для небольших компаний, по мнению чиновников, менее характерны. По данным Геннадия Дегтева, в сфере услуг и строительстве заняты не более чем по 10% малых предприятий, а на остальные отрасли приходится и того меньше.

Столичная мэрия и раньше уклонялась от организации предусмотренных федеральным законодательством специализированных конкурсов по размещению госзаказа исключительно для небольших фирм. В частности, в 2008 году на спецторгах было размещено только 1,38% всего городского заказа. Однако постановление правительства РФ от 17 марта 2009 года №237 повысило «потолок» цены контракта, на который могли претендовать мелкие фирмы, с 3 до 15 млн руб. Кроме того, федералы обязали государственные и муниципальные учреждения размещать среди малых и средних предприятий заказы не менее чем на 10--20% от общего объема необходимых товаров и услуг. Москва, по словам г-на Дегтева, воспользуется нижней планкой и ставит «принципиальную задачу» довести количество спецторгов для малого бизнеса до 10%. Столичные чиновники, в частности, ссылаются на необходимость изменения на федеральном уровне собственно процедуры подачи заявки. Она, на их взгляд, и является основным препятствием участия небольших компаний в конкурсах.

Однако представители бизнеса так не считают. Как рассказал «Времени новостей» вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин, участие небольших компаний в конкурсах на распределение госзаказа до настоящего времени ограничивали исключительно «непрозрачность процедуры» и «умалчивание информации о предстоящих торгах». По его словам, документы на конкурс сложно подготовить, когда узнаешь о нем только накануне. «А информация о конкурсах размещалась так, что на них нельзя было попасть. Например, в пятницу вечером появлялась информация, а торги уже во вторник», -- сетовал г-н Корочкин.

Бизнес-сообщество рассчитывает, что новая государственная политика изменит методы распределения городского заказа столичными чиновниками. Однако, по мнению Владислава Корочкина, максимально справедливым размещение госзаказа может сделать только переход на электронные торги, а также усиление контроля со стороны антимонопольного ведомства. Пока же, считают в «Опоре России», чиновникам «будет мешать привычка отдавать бюджетные деньги не тем, кто предлагает более выгодные условия, а тем, кто предпочтительнее организаторам торгов».

Источник: "Время Новостей", Юлия ХОМЧЕНКО

Поделиться