Версия для печати 18365 Материалы по теме
Павел Высоцкий
В настоящее время в Российской Федерации создана стройная система органов и агентов валютного контроля, осуществляющих свои полномочия в соответствии с принципами разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий. Специфика и «особое» положение Росфиннадзора в этой системе обусловлены тем, что он наделен правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Павел ВЫСОЦКИЙ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Система валютного контроля

В соответствии с действующим законодательством органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять валютный контроль, — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Соответствующий статус по осуществлению Росфиннадзором функции органа валютного контроля определен постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
Агентами валютного контроля в РФ являются: уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.
В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы решают стратегические задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также по повышению эффективности методов контроля за соблюдением валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. При этом положительные результаты решения поставленных перед Росфиннадзором задач в значительной степени достигаются за счет координации работы и обеспечения эффективного взаимодействия с другими органами и агентами валютного контроля.
Росфиннадзор исполняет государственную функцию по валютному контролю, руководствуясь Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», положениями о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и его территориальных управлениях, соблюдая принципы исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Функции Росфиннадзора

Обладая широкой сетью территориальных органов, расположенных практически во всех субъектах РФ, Росфиннадзор осуществляет контроль за проведением валютных операций независимо от местонахождения резидента и нерезидента на территории страны.
Для выполнения функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы наделены правом:
  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Одним из условий деятельности контрольных органов является четкая формулировка их целей и задач, упорядочение и оптимизация государственных функций, описание контрольных процедур — регламентов контрольной деятельности.
С 20 июня 2008 г. вступил в действие Административный регламент по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 98н. Внедрение положений Административного регламента является ключевым инструментом повышения качества исполнения государственной функции по валютному контролю. Его обязательным элементом является четкое соблюдение контрольно-надзорных процедур, исключающее возможность субъективизма при реализации контрольных полномочий.
Введение регламентации направлено на реализацию идеи о публично-правовом характере отношений, которые возникают между гражданином, юридическим лицом с одной стороны и государством с другой, обеспечение прав резидентов и нерезидентов, определение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, способствование дебюрократизации, предотвращение злоупотреблений и коррупции.

Проверочные мероприятия

В целях выявления и пресечения нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования Росфиннадзор и его территориальные органы проводят плановые и оперативные (внеплановые) проверки.
С учетом требований Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» доля плановых проверок в общем числе контрольных мероприятий, проведенных в 2008 г. Росфиннадзором в сфере валютного контроля, составила всего 7 %. В соответствии с законодательством РФ Росфиннадзор обязан проводить проверочные мероприятия в случаях, установленных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В связи с этим основное внимание уделяется проведению проверок, связанных с реализацией протоколов ФТС России и ФНС России, а также информации о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, получаемой от Центрального банка РФ. Доля проверок по сообщениям о нарушениях валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в общем числе контрольных мероприятий, проведенных Росфиннадзором в 2008 г., составила 93 %.

Формализованное сотрудничество

Отдельного внимания заслуживает вопрос реализации Соглашения «Об информационном взаимодействии между Банком России и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля» от 15 августа 2007 г. Получаемая от Банка России информация, содержащая признаки нарушений валютного законодательства, проходит несколько видов обработки. А именно: форматно-логический контроль, систематизацию, обработку и предварительный анализ всего массива оперативной информации по установленным критериям. Затем сведения разделяются по территориальному признаку и направляются в территориальные управления Росфиннадзора, где являются основанием для проведения проверок на предмет соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Другой источник информации о нарушениях — это протоколы и информация, поступающие от Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб, которые не наделены правом применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства. Подписание Соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии Росфиннадзора с ФТС России и ФНС России при осуществлении валютного контроля способствует усилению координации деятельности внутри системы валютного контроля и активизации информационного обмена между сторонами.

О роли агентов валютного контроля

Принятие Правительством РФ постановления от 24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации» позволяет повысить оперативность передачи документов и информации органами и агентами валютного контроля. Поскольку передача документов между территориальными учреждениями органов и агентов валютного контроля перенесена на территориальный уровень, сокращаются временные затраты по представлению документов и информации. Это в свою очередь приведет к повышению эффективности осуществления полномочий в сфере валютного контроля.
Увеличение объемов получаемой от Банка России и агентов валютного контроля  информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства, и ограниченные сроки привлечения к административной ответственности усиливают необходимость автоматизации процессов информационного обмена между Росфиннадзором и органами и агентами валютного контроля. Поэтому Росфиннадзор продолжает проведение организационных мероприятий по повышению степени автоматизации процессов передачи своими территориальными управлениями отчетной информации, сбора и обработки аналитической информации, ведению единого информационного банка нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, повышению информационной открытости для участников внешнеэкономической деятельности путем размещения информации на сайте Росфиннадзора.

Нормотворческая деятельность Росфиннадзора

Следует также отметить, что Росфиннадзор проводит серьезную работу по внесению предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, затрагивающих валютную сферу, ответственность за нарушения валютного законодательства.
В настоящее время в нормативном регулировании привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования имеются положения, вызывающие возникновение различных подходов к квалификации противоправных деяний (действий или бездействия), осуществляемых в нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
Это негативным образом отражается на правоприменительной деятельности Росфиннадзора, его территориальных органов, агентов валютного контроля по обеспечению в пределах своей компетенции реализации единой государственной валютной политики, а также судов при рассмотрении ими административных дел в сфере обжалования решений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
Росфиннадзор сформулировал предложения по изменению отдельных положений редакции статьи 15.25 КоАП РФ, которые более четко и полно дают определения перечня противоправных, виновных действий (бездействия) граждан, должностных и юридических лиц, определяемых положениями валютного законодательства и актами органов валютного регулирования и одновременно исключают устаревшие положения законодательства. В настоящее время эти предложения находятся на рассмотрении в Минфине России. Их принятие обеспечит эффективную правоприменительную практику при осуществлении валютного контроля.
Поделиться