Государство — 22 Июня 2009

Централизация государственных и муниципальных закупок как основа повышения эффективности системы размещения заказов

Версия для печати 12565 Материалы по теме
Николай Владимиров
За два года активного реформирования системы госзаказа в Калужской области удалось достичь хороших результатов по оптимизации системы госзакупок, обеспечению эффективности расходования бюджетных средств, внедрению новых современных инструментов госзакупок. Вместе с тем фактором, снижающим эффективность механизма государственных закупок, остаются проблемы, связанные с действующим законодательством.
Николай ВЛАДИМИРОВ, министр конкурентной политики и тарифов Калужской области

Реформирование системы госзаказа

Для Калужской области 2007–2008 гг. стали годами реформирования системы размещения государственного и муниципального заказов. На первом этапе реформ решались задачи совершенствования системы государственного заказа. В апреле 2007 г. в регионе было создано министерство конкурентной политики и тарифов, которое является уполномоченным органом в сфере размещения государственного заказа и по ведению реестра государственных контрактов. В этот период практически все подведомственные учреждения получили статус государственных заказчиков. За период с апреля 2007 г. по март 2009 г. число государственных заказчиков увеличилось с 250 до 321.

Основные направления деятельности министерства

С октября 2007 г. в сети Интернет размещается электронная версия официального бюллетеня «Калужские торги», который содержит информацию о размещаемом заказе. Электронная версия позволяет обеспечить неограниченный тираж официального печатного издания и в результате сделать его более доступным для участников размещения заказа.
С марта 2008 г. в сети Интернет осуществляется прямая трансляция процедуры вскрытия конвертов с заявками и проведения аукционов, что позволяет участникам размещения заказа наблюдать за ходом событий не выходя из офиса, а также анализировать тактику аукциона. С сентября 2008 г. внедрен новый способ размещения заказа: открытый аукцион в электронной форме, что позволило расширить географию участников, упростить и ускорить процесс размещения государственного заказа.
С января 2009 г. введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система, которая позволила создать единую электронную площадку для размещения государственного заказа, улучшить поисковую функцию. Также система предусматривает размещение информации о каждом этапе закупок: планировании, подаче заявок заказчиками, размещении заказа, ходе процедур, выборе победителя, условиях заключения и исполнения контракта, информации о недобросовестных поставщиках, жалобах на действия заказчика, уполномоченного органа.
С февраля 2009 г. проведена полная централизация закупок для нужд государственных заказчиков. Министерство проводит закупки всеми способами, предусмотренными законодательством, включая запрос котировок. Организован системный подход к маркетинговым исследованиям товарных рынков области в целях формирования обоснованной начальной максимальной цены контрактов. На государственное специализированное учреждение Калужской области «Фонд имущества Калужской области» возложены функции мониторинга реальных цен на продукты питания, ГСМ, лекарственные препараты и иную закупаемую продукцию по районам области. Мониторинг цен проводится еженедельно и размещается на официальном сайте.
По результатам торгов проводится анализ эффективности закупки, во время которого в динамике сравниваются цены на товары государственных контрактов с реально существующими рыночными ценами (см. слайд № 1).
слайд 1
Такой метод анализа позволяет сделать выводы о реальной эффективности закупки, а в условиях действующего законодательства возможно принятие решений о снижении цены контракта при сокращении объема и условий поставки.
Разработаны два административных регламента, которые позволяют создать унифицированные, четкие и понятные для заинтересованных лиц правила участия в торгах, а также установить сроки и порядок исполнения полномочий государственных гражданских служащих.

Достигнутые результаты

Основные итоги деятельности Министерства конкурентной политики и тарифов по размещению государственного заказа выглядят следующим образом:
1) в 2008 г. государственный заказ области составил 41 % от объема расходной части областного бюджета;
2) за 2008 г. проведена 3871 процедура торгов, из них:
  • открытых конкурсов — 380 (на сумму 1,6 млрд руб.);
  • открытых аукционов — 3041 (на сумму 8,2 млрд руб.);
  • аукционов в электронной форме — 450 (на сумму 199,4 млн руб.) (см. слайд № 2).
  • Совокупный объем размещенного заказа составил 10,7 млрд руб.
слайд 2
Одним из главных итогов проделанной работы является то, что участники размещения поверили в открытость и доступность торгов, проводимых министерством, о чем свидетельствует рост числа участников размещения заказов и расширение географии поставок. Заявки на участие в торгах были поданы от 6862 хозяйствующих субъектов, что в 2,6 раза больше, чем в 2007 г. (см. слайд № 3).
слад 3
Повышение уровня конкуренции при размещении заказа и рост числа участников размещения заказа достигнуты за счет создания равных и понятных условий участия в торгах — отсюда и рост экономии бюджетных средств. Экономия областного бюджета за 2008 г. составила 332,7 млн руб., что в 2,6 раза больше экономии, полученной в 2007 г. Доля экономии, полученной при размещении заказов путем проведения открытых аукционов, составила 69 %, открытых конкурсов — 23 %, аукционов в электронной форме — 8 % от общей экономии. Общий процент экономии бюджетных средств от суммы размещенного заказа составил 3 % (см. слайд № 4).
слайд 4


Централизация муниципальных закупок

На втором этапе реформирования системы размещения заказа решались вопросы централизации муниципальных закупок области. Централизация размещения государственного заказа на территории Калужской области — это огромная заслуга губернатора региона А. Д. Артамонова, который выдвинул соответствующую инициативу, а уже министерство конкурентной политики и тарифов воплощало ее в жизнь. Данный вопрос рассматривался в рамках действующего законодательства, а именно: на территории области реализована схема размещения муниципального заказа через специализированную организацию — Государственное специализированное учреждение Калужской области «Фонд имущества Калужской области», которая отобрана по результатам конкурсов и запросов котировок (см. слайд № 5).
слайд 5
Создана единая комиссия с участием специалистов муниципальных районов, разработано положение по взаимодействию между заказчиком, уполномоченным муниципальным органом и специализированной организацией. Разделение полномочий между заказчиком, уполномоченным органом и специализированной организацией позволяет осуществлять двойной контроль за подготовкой размещения заказа со стороны уполномоченного органа и специализированной организации. Таким образом проводится комплексный анализ использования бюджетных средств.
На наш взгляд, централизация муниципальных закупок позволяет:
1 увеличить открытость и прозрачность процесса размещения муниципального заказа за счет создания единой торговой площадки для всех муниципальных образований. На сегодняшний день функцию данной площадки выполняет официальный сайт Калужской области. В 2009 г. планируется создать особый единый сайт для размещения муниципального заказа. Это позволит упростить поиск информации о проводимых закупках и в результате обеспечит увеличение числа участников размещения заказов и повысит эффективность закупок;
2 расширить границы участников размещения заказа. Если раньше в размещении муниципального заказа принимали участие только местные поставщики, то в настоящее время участниками муниципальных торгов являются поставщики, зарегистрированные не только на территории Калужской области, но и в других регионах Российской Федерации: Брянской, Ленинградской, Челябинской, Тульской, Нижегородской, Самарской областях;
3 повысить эффективность муниципального заказа. Размер экономии бюджетных средств при размещении муниципального заказа в 2007 г. до его централизации составлял в среднем не более 1,8 % от общего объема размещенного заказа. В 2008 г. даже при частичной централизации экономия бюджетных средств увеличилась до 3 %. При этом экономия средств муниципальных бюджетов, полученная по результатам размещенного заказа специализированной организацией, составила 5 % от общего объема размещенного заказа (см. слайд № 6);
4 улучшить качество размещенного заказа. Значительно сократилось число жалоб на действия муниципальных заказчиков, конкурсных и аукционных комиссий. В 2008 г. подано пять жалоб в контролирующие органы на действия комиссий, все пять жалоб признаны необоснованными. На действия специализированной организации жалоб не поступало.
слайд 6


Нормативно-правовое и методическое обеспечение

Не менее важную роль в системе государственных закупок, чем практическая и техническая ее составляющие, играет нормативно-правовое и методическое обеспечение. Специалистами министерства разработано более 10 методических рекомендаций по формированию и размещению государственных закупок, представлению отчетности. Регулярно проводятся семинары для государственных и муниципальных заказчиков, в том числе с выездом в муниципальные образования. Разъяснения по отдельным вопросам действующего законодательства в сфере госзакупок направляются в адрес государственных и муниципальных заказчиков и размещаются на официальном сайте, работает форум.
Организовано повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по курсу: «Управление государственными и муниципальными заказами». За прошлый год соответствующее свидетельство государственного образца выдано 380 специалистам. Изучается опыт работы коллег из других регионов России, сотрудники министерства принимают участие в межрегиональных конференциях, форумах, выставках. В целях обмена новыми идеями, технологиями и механизмами эффективного совершенствования и развития системы госзаказа специалисты министерства посетили Тульскую, Калининградскую, Ярославскую, Белгородскую, Тверскую, Ленинградскую, Саратовскую и Московскую области.

Недостатки законодательства и возможные пути их устранения

В условиях нестабильной экономической ситуации с целью оптимизации расходов при организации закупочной деятельности хотелось бы обратить внимание на проблемы, связанные с действующим законодательством, которые снижают эффективность действия механизма государственных закупок. Отказ от идеологии квалифицированного участника и от реальной конкуренции в пользу мнимой — между неквалифицированными участниками, не имеющими ресурсов, опыта, репутации, считаем ошибочным. Данную ситуацию еще больше усугубляет отмена лицензирования на строительные и строительно-монтажные работы. Мы предлагаем восстановить утраченные с 2006 г. реальные квалификационные требования к участникам размещения заказов.
Отдельной проблемой является расширение с февраля прошлого года перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых должно осуществляться путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р. Широкое внедрение аукционов, на которых основным критерием оценки заявок является минимальная цена предложения, зачастую приводит к сговору участников размещения заказов и к другой крайности — демпингу. Значительное снижение цены сказывается на качестве закупаемых товаров (работ, услуг), и экономия, полученная на аукционах, приводит к противоположному результату. Предлагаем сократить указанный перечень, исключив из него товары, работы, услуги, при закупке которых критерий «качество и квалификация» имеет более важное значение, чем цена. Например, услуги, относящиеся к лесному хозяйству, продукты питания, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, подрядные работы и т. п.
Установленная ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ обязанность заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков (до 1 января 2011 г.) публиковать информацию о размещении заказов ведет к дополнительным расходам. Официальные сайты субъектов РФ и муниципальных образований максимально полно реализуют требования законодательства в отношении предоставления информации о размещении заказов. Дублирование соответствующей информации в официальном печатном издании считаем нецелесообразным.
Вступление в силу с 1 июля 2009 г. новой редакции ст. 41 Закона № 94-ФЗ, определяющей измененный порядок проведения открытых аукционов в электронной форме через операторов электронных площадок, приведет к сокращению электронных торговых площадок и, как следствие, к снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей. В настоящее время на территории Калужской области действует единая электронная торговая площадка на базе автоматизированной информационной системы. Аналогичная площадка действует в городских округах «Город Калуга» и «Город Обнинск». В целях оптимизации средств муниципальных бюджетов области, направленных на организацию размещения заказов, в дальнейшем планируется внедрить централизованное размещение муниципального заказа Калужской области на базе единой электронной торговой площадки. Сохранение действующей региональной электронной площадки позволит в полном объеме реализовать политику поддержки субъектов малого предпринимательства, не ущемляя при этом интересов иных хозяйствующих субъектов.
Субъекты малого предпринимательства региона (местные товаропроизводители) при переходе на электронную торговую площадку федерального значения столкнутся с определенными трудностями, связанными с получением электронной цифровой подписи, платностью участия, что не может не отразиться на снижении уровня конкуренции. Считаем целесообразным сохранить действующие электронные торговые площадки, на которых будут осуществляться закупки на сумму, не превышающую 1 млн руб. Размещение заказов свыше указанной суммы предлагаем осуществлять на единой федеральной электронной площадке.
С 1 марта 2009 г. значительно расширился перечень документов, которые должны представлять участники в составе заявки. С одной стороны, это хорошо, но с другой — возникают проблемы при проведении многолотовых торгов. Дело в том, что с учетом разъяснений Мин­экономразвития России полный пакет документов должен представляться в составе каждой заявки, по каждому лоту, что приводит к значительному росту расходов участника, которые он непременно учтет в своем ценовом предложении, и значительному увеличению объема хранимой документации. Несложно представить пакеты поданных однообразных документов по 60 лотам, при размещении закупок ДЛО.
На наш взгляд, нецелесообразно представление пакета документов, характеризующих участника (учредительные документы, доверенности, полномочия лица, подписавшего заявку, лицензии, выписки из единого реестра юридических лиц) по каждому лоту. Представляется целесообразным наличие одного тома заявки в рамках одного аукциона.
Поделиться