Экологические проблемы мировой энергетики в основном сводятся к двум аспектам. Во-первых, это вредные последствия для окружающей среды в связи с выбросами в атмосферу вредных веществ. Их основными источниками являются производство и потребление нефти, газа и угля. Во-вторых, это опасность радиационных выбросов в связи с эксплуатацией АЭС. Свою «негативную лепту» вносит и нерациональное развитие гидроэнергетики.
Экопроблемы мировой энергетики
В последние годы внимание мирового сообщества привлекает глобальное изменение климата, основной причиной которого, по мнению специалистов, является действие парникового эффекта. Эти изменения связывают с увеличением вредных выбросов в атмосферу, в первую очередь двуокиси углерода (СО2), а также других веществ, что является следствием роста мирового производства и потребления энергии. Несмотря на принимаемые в последние годы рядом государств меры, не удается сократить загрязнение окружающей среды за счет энергетических и связанных с ними отраслей. Более половины выбросов СО2 в атмосферу приходится на долю энергетического сектора! К 2010 году ожидается увеличение этих выбросов на 50% по сравнению с 1990 годом. При этом выбросы за счет энергетики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) могут составить 12–13,5 млрд. т, или 42% общемировых. Ожидается, что количество выбросов по России и другим странам СНГ уменьшится с 3 млрд. т в начале 90-х годов прошлого века до 2,4–2,6 млрд. т в 2010 году, а их доля в общемировых снизится с 13 до 9%.
11 декабря 1997 года на международном саммите под эгидой ООН в японском городе Киото был принят и подписан 159 странами Протокол к Конвенции ООН по глобальным изменениям климата. Киотский протокол – это международный договор, предусматривающий договоренности о сокращении выбросов вредных промышленных газов. Согласно этому документу, подписавшие его страны взяли на себя обязательства принимать меры по уменьшению выбросов в атмосферу к 2008–2012 годам по сравнению с 1990 годом. Для вступления протокола в силу его должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 год приходилось не менее 55% мировых выбросов. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17,4%. Всего к марту 2009 года протокол ратифицировало 181 государство, доля которых составляет более 61%. Сформированы органы, координирующие реализацию Киотского протокола.
Киотский протокол определяет – для каждой из подписавших его сторон – обязательства по количественным показателям сокращений выбросов парниковых газов в атмосферу в первый период его действия – с 2008 по 2012 год. Основные обязательства по уменьшению эмиссии парниковых газов взяли на себя индустриальные страны. По сравнению с 1990 годом страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США – на 7%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – на 8%. Россия и Украина в первый период действия протокола могут сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Развивающиеся страны не брали обязательств по сокращению выброса парниковых газов.
США, Австралия, Китай, Индия и ряд других стран отказались от подписания документа. «Главный загрязнитель» атмосферы – Соединенные Штаты. На их долю приходится 25–30% всех выбросов парниковых газов. США отозвали свою подпись, аргументируя этот шаг тем, что выполнение протокола потребует значительных затрат и лишь усилит конкуренцию экономике страны со стороны быстро развивающихся конкурентов – Индии и Китая. В свою очередь, правительства этих азиатских стран заявили, что не намерены присоединяться к соглашению до тех пор, пока оно не будет ратифицировано в США.
Ожидается, что в экономически выгодном положении окажутся прежде всего Россия и другие бывшие союзные республики, у которых из-за спада тяжелой промышленности появилась возможность торговать своими квотами на ограничение выбросов. Закон о ратификации содержит заявление, в котором подчеркивается, что налагаемые на Россию протоколом обязательства «будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития». Законом оговорено, что обязательства сторон во втором и последующих периодах действия протокола, то есть после 2012 года, будут определяться в ходе переговоров. По итогам переговоров Россия примет решение о своем участии в протоколе во втором и последующих периодах. В случае успешной реализации Киотского протокола и разработки других международных соглашений подобного рода экологический фактор окажет существенное воздействие на формирование будущей структуры мировой энергетики. Оно может быть сравнимо с последствиями энергетического кризиса 1973 года. В частности, это приведет к росту доли газа в энергопотреблении, улучшению экологических стандартов энергетики, дальнейшему снижению энергоемкости мировой экономики.
Что касается перспектив ядерной энергетики, то, с одной стороны, АЭС является практически единственным источником энергии в промышленных масштабах, не связанным с выбросами не только СО2, но и других парниковых газов, и поэтому полностью соответствующим требованиям протокола Киото, но, с другой стороны, и зеленые всех мастей, и общественные движения многих стран ОЭСР выступают категорически против АЭС. Во всяком случае, в большинстве прогнозов рассматриваются ядерные (с АЭС) и безъядерные (без АЭС) сценарии развития мировой энергетики.
Российская реальность
На долю ТЭКа приходится около 90% выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых в воду. В течение 90-х годов прошлого века объемы этих выбросов в абсолютном выражении сократились, что связано в основном с экономическим спадом, особенно со свертыванием производства в ряде наиболее энергоемких отраслей. Несмотря на ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, а также весьма высокую долю природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, ситуация в экологии российского ТЭКа остается неудовлетворительной.
В случае преодоления последствий финансово-экономического кризиса, возвращения к докризисным темпам экономического развития России, наращивания производства в энергоемких отраслях, а также медленного и неэффективного внедрения природоохранных мер угроза возрастания выбросов в будущем увеличится. Основные причины неудовлетворительного положения в экологии в немалой степени связаны со старением основных фондов во многих отраслях промышленности, включая ТЭК, нехваткой инвестиций в их модернизацию.
Это приводит к сохранению низкой эффективности в области добычи, транспортировки и потребления энергии, что связано с отсутствием действенных экономических и правовых механизмов стимулирования повышения энергоэффективности и улучшения «экологичности» ТЭКа.
В конце XX – начале XXI века в России были предприняты меры по улучшению ситуации в области охраны окружающей среды. Существовал ряд правил, норм и законов. В частности, закон об охране окружающей среды от 1991 года предусматривает введение санкций в отношении предприятий, которые не выполняют требования по вопросам сдерживания выбросов вредных веществ. Эта система санкций довольно эффективно использовалась в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Однако в дальнейшем стала малорезультативной в условиях возрастающей инфляции, особенно после дефолта 1998 года. В новой редакции этого закона, принятого российскими законодателями в 2002 году, учтены недоработки вышеуказанного закона, что может повысить эффективность контроля со стороны государства в области охраны окружающей среды, в том числе в отношении функционирования ТЭКа.
Не содействует улучшению ситуации и то, что в России органы исполнительной власти, отвечающие за разработку природных ресурсов и экологию, подверглись нескольким реорганизациям, что ослабило их влияние. Существующая система регулирования деятельности в области охраны окружающей среды остается довольно сложной и неэффективной. В этой ситуации некоторое позитивное влияние на повышение результативности экологической политики страны (в первую очередь в ТЭК) может оказать ряд подписанных Россией международных договоров и конвенций по вопросам взаимодействия в области охраны окружающей среды.
Международное сотрудничество
Ныне действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее Энергетическая стратегия) исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии, в частности Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» и протоколов к ней, а также Конвенции ООН по глобальному изменению климата и Киотского протокола к ней.
Россия подписала Киотский протокол, в соответствии с которым взяла на себя обязательства к 2008–2012 годам привести выбросы по шести видам парниковых газов к уровню 1990 года. В настоящее время объемы выбросов парниковых газов значительно ниже, чем в 1990 году, что связано с экономическим спадом. Заложенные в Киотском протоколе принципы и механизмы внешнеэкономических операций с квотами на выбросы парниковых газов открывают возможности по привлечению иностранных инвестиций для повышения энергетической эффективности и соответственно улучшению экологичности ТЭК России.
В Энергетической стратегии много внимания уделяется экологической политике в отношении ТЭКа с учетом международных стандартов в этой сфере, в первую очередь заложенных в Киотском протоколе. Одним из принципов Энергетической стратегии является экологическая безопасность. При этом подразумевается, что развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду. Предусмотрен комплекс мер в этой области, которые позволят снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ и парниковых газов, последовательно ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую среду и приближая параметры его деятельности к соответствующим европейским экологическим нормам.
Вопросы энергоэффективности и энергосбережения, а также экологические аспекты ТЭКа занимают важное место в энергетических отношениях России с ЕС, США, рядом европейских и азиатских стран. В частности, в рамках энергетического диалога Россия–ЕС рассматривается возможность создания каталога проектов в России, которые могли бы быть рассмотрены на предмет финансирования в рамках выполнения Киотского протокола. Кроме того, определены проекты в ряде областей России, которые будут реализовываться с участием ЕС.
Участие в международных партнерствах и проектах обеспечивает России не только возможность получения информации о государственной политике стран-участников, новейших разработках в области инновационных энергетических технологий и наилучших практиках, но и возможность дополнительной экспертизы проектов и программ федерального и регионального уровней, а также участия в совместных международных проектах. Все это может внести ощутимый вклад в решение вопросов повышения энергоэффективности и экологичности российской экономики.
Важное значение для решения экологических проблем российского ТЭК имеют инвестиционные и технологические аспекты внешней энергетической политики страны. Финансовые потребности России в инвестициях на модернизацию ТЭКа с учетом современных экологических стандартов могут быть частично удовлетворены за счет внешнеэкономических операций при реализации гибких механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Российскому ТЭКу требуются значительные инвестиции, потребность которых в Энергетической стратегии оценивается на период до 2020 года в 500–650 млрд. долл., 80% которых могут быть получены из внутренних источников при условии благоприятного развития российской экономики. В этой связи стратегическим интересам России в энергетике соответствует оказание содействия привлечению значительных зарубежных инвестиций, без чего развитие и модернизация российской энергетики будут проходить достаточно сложно. Это касается ряда крупных международных проектов, ориентированных на экспорт энергоресурсов. Особое внимание следует обратить на необходимость широкомасштабного внедрения современных технологий во все отрасли ТЭК России, а также в сферу потребления энергоресурсов, что будет содействовать решению проблем энергоэффективности, энергосбережения, а также существенному улучшению экологических стандартов энергетики и других отраслей российской экономики.
Для этого необходима тщательная проработка по инвентаризации соответствующих технологий и оборудования, которые уже внедрены или могут быть внедрены в обозримом будущем в России.
Можно использовать соответствующий зарубежный опыт. Например, США, где после энергетического кризиса середины 70-х годов прошлого века была разработана и реализована федеральная программа «Независимость» по развитию современных энергетических технологий во всех отраслях ТЭКа. Эта программа по своим приоритетам и государственной важности была приравнена к программам «Манхэттен» и «Аполлон». Она финансировалась из бюджетных источников, а также поощряла участие частного бизнеса. Хотя эта программа не привела к энергетической независимости, благодаря ей был сформирован серьезный задел современной технологической и промышленной базы американской энергетики, существенно улучшилась ситуация в области энергосбережения и энергоэффективности, а также экологии ТЭК США. В дальнейшем мы наблюдаем, по сути, продолжение реализации указанной программы, в том числе в рамках Энергетических стратегий США, которые разрабатываются и реализуются под непосредственным руководством американских президентов. В настоящее время готовятся предложения по новой энергетической политике Барака Обамы. Следует отметить, что новым министром энергетики США назначен физик-ядерщик, лауреат Нобелевской премии Стивен Чу, который намерен уделять особое внимание развитию высоких энергетических технологий, чтобы решать проблемы экологии, энергоэффективности, снижения энергоемкости, а самое главное – нефтеемкости американской экономики с целью уменьшения зависимости от импортных поставок нефти. Это может привести к более масштабному развитию современных энергетических технологий. Хороший опыт накоплен в ЕС и Японии.
Источник: "Независимая газета"
Экопроблемы мировой энергетики
В последние годы внимание мирового сообщества привлекает глобальное изменение климата, основной причиной которого, по мнению специалистов, является действие парникового эффекта. Эти изменения связывают с увеличением вредных выбросов в атмосферу, в первую очередь двуокиси углерода (СО2), а также других веществ, что является следствием роста мирового производства и потребления энергии. Несмотря на принимаемые в последние годы рядом государств меры, не удается сократить загрязнение окружающей среды за счет энергетических и связанных с ними отраслей. Более половины выбросов СО2 в атмосферу приходится на долю энергетического сектора! К 2010 году ожидается увеличение этих выбросов на 50% по сравнению с 1990 годом. При этом выбросы за счет энергетики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) могут составить 12–13,5 млрд. т, или 42% общемировых. Ожидается, что количество выбросов по России и другим странам СНГ уменьшится с 3 млрд. т в начале 90-х годов прошлого века до 2,4–2,6 млрд. т в 2010 году, а их доля в общемировых снизится с 13 до 9%.
11 декабря 1997 года на международном саммите под эгидой ООН в японском городе Киото был принят и подписан 159 странами Протокол к Конвенции ООН по глобальным изменениям климата. Киотский протокол – это международный договор, предусматривающий договоренности о сокращении выбросов вредных промышленных газов. Согласно этому документу, подписавшие его страны взяли на себя обязательства принимать меры по уменьшению выбросов в атмосферу к 2008–2012 годам по сравнению с 1990 годом. Для вступления протокола в силу его должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 год приходилось не менее 55% мировых выбросов. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17,4%. Всего к марту 2009 года протокол ратифицировало 181 государство, доля которых составляет более 61%. Сформированы органы, координирующие реализацию Киотского протокола.
Киотский протокол определяет – для каждой из подписавших его сторон – обязательства по количественным показателям сокращений выбросов парниковых газов в атмосферу в первый период его действия – с 2008 по 2012 год. Основные обязательства по уменьшению эмиссии парниковых газов взяли на себя индустриальные страны. По сравнению с 1990 годом страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США – на 7%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – на 8%. Россия и Украина в первый период действия протокола могут сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Развивающиеся страны не брали обязательств по сокращению выброса парниковых газов.
США, Австралия, Китай, Индия и ряд других стран отказались от подписания документа. «Главный загрязнитель» атмосферы – Соединенные Штаты. На их долю приходится 25–30% всех выбросов парниковых газов. США отозвали свою подпись, аргументируя этот шаг тем, что выполнение протокола потребует значительных затрат и лишь усилит конкуренцию экономике страны со стороны быстро развивающихся конкурентов – Индии и Китая. В свою очередь, правительства этих азиатских стран заявили, что не намерены присоединяться к соглашению до тех пор, пока оно не будет ратифицировано в США.
Ожидается, что в экономически выгодном положении окажутся прежде всего Россия и другие бывшие союзные республики, у которых из-за спада тяжелой промышленности появилась возможность торговать своими квотами на ограничение выбросов. Закон о ратификации содержит заявление, в котором подчеркивается, что налагаемые на Россию протоколом обязательства «будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития». Законом оговорено, что обязательства сторон во втором и последующих периодах действия протокола, то есть после 2012 года, будут определяться в ходе переговоров. По итогам переговоров Россия примет решение о своем участии в протоколе во втором и последующих периодах. В случае успешной реализации Киотского протокола и разработки других международных соглашений подобного рода экологический фактор окажет существенное воздействие на формирование будущей структуры мировой энергетики. Оно может быть сравнимо с последствиями энергетического кризиса 1973 года. В частности, это приведет к росту доли газа в энергопотреблении, улучшению экологических стандартов энергетики, дальнейшему снижению энергоемкости мировой экономики.
Что касается перспектив ядерной энергетики, то, с одной стороны, АЭС является практически единственным источником энергии в промышленных масштабах, не связанным с выбросами не только СО2, но и других парниковых газов, и поэтому полностью соответствующим требованиям протокола Киото, но, с другой стороны, и зеленые всех мастей, и общественные движения многих стран ОЭСР выступают категорически против АЭС. Во всяком случае, в большинстве прогнозов рассматриваются ядерные (с АЭС) и безъядерные (без АЭС) сценарии развития мировой энергетики.
Российская реальность
На долю ТЭКа приходится около 90% выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых в воду. В течение 90-х годов прошлого века объемы этих выбросов в абсолютном выражении сократились, что связано в основном с экономическим спадом, особенно со свертыванием производства в ряде наиболее энергоемких отраслей. Несмотря на ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, а также весьма высокую долю природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, ситуация в экологии российского ТЭКа остается неудовлетворительной.
В случае преодоления последствий финансово-экономического кризиса, возвращения к докризисным темпам экономического развития России, наращивания производства в энергоемких отраслях, а также медленного и неэффективного внедрения природоохранных мер угроза возрастания выбросов в будущем увеличится. Основные причины неудовлетворительного положения в экологии в немалой степени связаны со старением основных фондов во многих отраслях промышленности, включая ТЭК, нехваткой инвестиций в их модернизацию.
Это приводит к сохранению низкой эффективности в области добычи, транспортировки и потребления энергии, что связано с отсутствием действенных экономических и правовых механизмов стимулирования повышения энергоэффективности и улучшения «экологичности» ТЭКа.
В конце XX – начале XXI века в России были предприняты меры по улучшению ситуации в области охраны окружающей среды. Существовал ряд правил, норм и законов. В частности, закон об охране окружающей среды от 1991 года предусматривает введение санкций в отношении предприятий, которые не выполняют требования по вопросам сдерживания выбросов вредных веществ. Эта система санкций довольно эффективно использовалась в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Однако в дальнейшем стала малорезультативной в условиях возрастающей инфляции, особенно после дефолта 1998 года. В новой редакции этого закона, принятого российскими законодателями в 2002 году, учтены недоработки вышеуказанного закона, что может повысить эффективность контроля со стороны государства в области охраны окружающей среды, в том числе в отношении функционирования ТЭКа.
Не содействует улучшению ситуации и то, что в России органы исполнительной власти, отвечающие за разработку природных ресурсов и экологию, подверглись нескольким реорганизациям, что ослабило их влияние. Существующая система регулирования деятельности в области охраны окружающей среды остается довольно сложной и неэффективной. В этой ситуации некоторое позитивное влияние на повышение результативности экологической политики страны (в первую очередь в ТЭК) может оказать ряд подписанных Россией международных договоров и конвенций по вопросам взаимодействия в области охраны окружающей среды.
Международное сотрудничество
Ныне действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее Энергетическая стратегия) исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии, в частности Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» и протоколов к ней, а также Конвенции ООН по глобальному изменению климата и Киотского протокола к ней.
Россия подписала Киотский протокол, в соответствии с которым взяла на себя обязательства к 2008–2012 годам привести выбросы по шести видам парниковых газов к уровню 1990 года. В настоящее время объемы выбросов парниковых газов значительно ниже, чем в 1990 году, что связано с экономическим спадом. Заложенные в Киотском протоколе принципы и механизмы внешнеэкономических операций с квотами на выбросы парниковых газов открывают возможности по привлечению иностранных инвестиций для повышения энергетической эффективности и соответственно улучшению экологичности ТЭК России.
В Энергетической стратегии много внимания уделяется экологической политике в отношении ТЭКа с учетом международных стандартов в этой сфере, в первую очередь заложенных в Киотском протоколе. Одним из принципов Энергетической стратегии является экологическая безопасность. При этом подразумевается, что развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду. Предусмотрен комплекс мер в этой области, которые позволят снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ и парниковых газов, последовательно ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую среду и приближая параметры его деятельности к соответствующим европейским экологическим нормам.
Вопросы энергоэффективности и энергосбережения, а также экологические аспекты ТЭКа занимают важное место в энергетических отношениях России с ЕС, США, рядом европейских и азиатских стран. В частности, в рамках энергетического диалога Россия–ЕС рассматривается возможность создания каталога проектов в России, которые могли бы быть рассмотрены на предмет финансирования в рамках выполнения Киотского протокола. Кроме того, определены проекты в ряде областей России, которые будут реализовываться с участием ЕС.
Участие в международных партнерствах и проектах обеспечивает России не только возможность получения информации о государственной политике стран-участников, новейших разработках в области инновационных энергетических технологий и наилучших практиках, но и возможность дополнительной экспертизы проектов и программ федерального и регионального уровней, а также участия в совместных международных проектах. Все это может внести ощутимый вклад в решение вопросов повышения энергоэффективности и экологичности российской экономики.
Важное значение для решения экологических проблем российского ТЭК имеют инвестиционные и технологические аспекты внешней энергетической политики страны. Финансовые потребности России в инвестициях на модернизацию ТЭКа с учетом современных экологических стандартов могут быть частично удовлетворены за счет внешнеэкономических операций при реализации гибких механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Российскому ТЭКу требуются значительные инвестиции, потребность которых в Энергетической стратегии оценивается на период до 2020 года в 500–650 млрд. долл., 80% которых могут быть получены из внутренних источников при условии благоприятного развития российской экономики. В этой связи стратегическим интересам России в энергетике соответствует оказание содействия привлечению значительных зарубежных инвестиций, без чего развитие и модернизация российской энергетики будут проходить достаточно сложно. Это касается ряда крупных международных проектов, ориентированных на экспорт энергоресурсов. Особое внимание следует обратить на необходимость широкомасштабного внедрения современных технологий во все отрасли ТЭК России, а также в сферу потребления энергоресурсов, что будет содействовать решению проблем энергоэффективности, энергосбережения, а также существенному улучшению экологических стандартов энергетики и других отраслей российской экономики.
Для этого необходима тщательная проработка по инвентаризации соответствующих технологий и оборудования, которые уже внедрены или могут быть внедрены в обозримом будущем в России.
Можно использовать соответствующий зарубежный опыт. Например, США, где после энергетического кризиса середины 70-х годов прошлого века была разработана и реализована федеральная программа «Независимость» по развитию современных энергетических технологий во всех отраслях ТЭКа. Эта программа по своим приоритетам и государственной важности была приравнена к программам «Манхэттен» и «Аполлон». Она финансировалась из бюджетных источников, а также поощряла участие частного бизнеса. Хотя эта программа не привела к энергетической независимости, благодаря ей был сформирован серьезный задел современной технологической и промышленной базы американской энергетики, существенно улучшилась ситуация в области энергосбережения и энергоэффективности, а также экологии ТЭК США. В дальнейшем мы наблюдаем, по сути, продолжение реализации указанной программы, в том числе в рамках Энергетических стратегий США, которые разрабатываются и реализуются под непосредственным руководством американских президентов. В настоящее время готовятся предложения по новой энергетической политике Барака Обамы. Следует отметить, что новым министром энергетики США назначен физик-ядерщик, лауреат Нобелевской премии Стивен Чу, который намерен уделять особое внимание развитию высоких энергетических технологий, чтобы решать проблемы экологии, энергоэффективности, снижения энергоемкости, а самое главное – нефтеемкости американской экономики с целью уменьшения зависимости от импортных поставок нефти. Это может привести к более масштабному развитию современных энергетических технологий. Хороший опыт накоплен в ЕС и Японии.
Источник: "Независимая газета"