Версия для печати 1134 Материалы по теме

После того, как бюджетная классификация была изменена Приказом Минфина от 21 декабря 2005 г. № 152н, бухгалтеры стали спрашивать: можно ли использовать письма Минфина России по экономической классификации расходов, разъясняющие отмененный 114-ый приказ. Ситуацию разъясняет юрист Е.Ю. САФАРОВА

Зачем меняют законы
Форум на официальном сайте Казначейства России www.roskazna.ru пестрит вопросами о порядке применения Приказа № 152н. Один из них звучит так:

«В рекомендательных письмах Минфина России есть ссылка на Приказ № 114. Значит, эти письма автоматически утрачивают силу? Наш субъект ввел подкоды экономической классификации. Раньше мы сопротивлялись, давая ссылку на рекомендательное письмо, потому что четко разнести расходы по подкодам довольно трудно. Теперь – не можем».

Россия – огромное государство, интересы его весьма разнообразны и все они в обязательном порядке должны быть регламентированы теми или иными законодательными актами. Иначе никто: ни само государство, ни граждане, ни учреждения не смогут ни в чем разобраться.
Кроме того, что законодательная база очень обширна, она еще и часто меняется. Одни федеральные законы заменяют другие, выходят изменения к нормативным документам, появляются новые приказы и постановления…
Когда один закон приходит на смену другому, то, как правило, первый – отменяет второй. Следовательно, утрачивают юридическую силу и письма, разъясняющие тот закон, который был аннулирован. И какое-то время мы вынуждены вчитываться в сухие строчки нового закона и задаваться вопросом: что же от нас все-таки хотят? И как воплощать написанное в жизнь? Попробуем разобраться, действительно ли все так плохо.

Толкования
Законы очень редко меняются диаметрально противоположно. Обычно, изменения касаются каких-то нюансов. Например, теперь за возвратом госпошлины надо идти не в налоговую инспекцию, а в тот орган, в который вы обращались за «юридически значимыми действиями» (подробности на стр. ??). По сути что-то поменялось? – Нет. Возврат госпошлины остался на месте, только в «шапке» заявления надо указывать другую организацию.
Всем знакома ситуация, когда меняется закон, а нормативно-правовые акты, принятые ранее в исполнение этого закона, забыли признать утратившими силу. Они продолжают действовать, но в части не противоречащей новому закону.
Если нормы старого и нового закона идентичны, а Приказы № 152н и 114н по многим позициям совпадают, особенно в части экономической классификации расходов, то рекомендательное письмо вполне можно применять в работе. Ведь оно – всего лишь толкование специфичного юридического языка, не более того. А раз и в старом, и новом приказах текст совпадает, то и толкование будет одинаковым.
Итак, чтобы не запутаться в тот период, когда положения нового закона или приказа еще не разъяснены в специальных письмах, бухгалтер вполне может пользоваться старыми разъяснениями. При этом нужно соблюдать определенные меры предосторожности.


Соблюдаем меры предосторожности

1. Найти различия
После выхода нового нормативно-правового акта в специализированных журналах, например, таком как наш, появляются таблицы, где подробно расписано, что осталось по-прежнему, а что новый закон поменял. Например, различия между бюджетной классификацией, утвержденной Приказами № 114н и 152н стали главной темой «Бюджетного учета» №1 за этот год.
Если такое сравнение вы нигде не нашли, то при желании и для наглядности его можно сделать самим. Например, в табличной форме. Для этого нужно внимательно прочитать «старый» и «новый» законы, расчертить лист бумаги на два одинаковых сектора и в правый вписать (напечатать) положения старого документа, а в левый – нового. Так вы увидите, какая же все-таки между ними разница. Она может оказаться очень и очень незначительной. Если так и есть – смело используйте «старые» разъяснения.
Кстати, сравнение можно сделать и автоматически, если у вас есть тексты отмененного и действующего нормативно-правового акта в электронном виде. Редактор Word поможет вам выявить различия между двумя текстовыми файлами в считанные секунды.

2. Только для внутреннего пользования
Не забывайте, что «мерой № 1» можно пользоваться только для удобства работы. Для суда, например, все разъяснения однозначно «умирают» вместе с законом. Чтобы сказать на судебном заседании или депутатам, желающим видеть расходы, классифицированные по местным подкодам: «я ссылаюсь на разъяснения такого-то государственного органа к такому-то закону», дождитесь, когда он их выпустит.

Поделиться