Версия для печати 1553 Материалы по теме
образование
В условиях кризиса тема получения образования, а особенно - второго высшего или дополнительного профессионального образования получает особую актуальность. Дополнительная квалификация позволяет в значительной степени расширить возможности по поиску нового места работы в условиях совершенно очевидной тенденции на переформатирование рынка труда.

На что имеет смысл ориентироваться при выборе программы второго высшего образования и каковы сегодняшние тенденции в этой сфере рассказали "РГ" представители ГУ - ВШЭ: Е.А. Коваль (директор по дополнительному профессиональному образованию), С.Р.Филонович (декан Высшей школы менеджмента), Г.Н.Константинов (директор Центра корпоративного управления) и Т.И. Григорьева (директор Института профессиональной переподготовки специалистов).

С.Р.Филонович

Получение второго высшего образования не только дает дополнительные шансы для поиска работы и расширения сферы профессиональной деятельности, но позволяет восполнить целый ряд пробелов, которые пока что остаются в системе российского высшего образования. В частности, проблему слишком жесткой привязки бакалавриата к магистратуре. Переход на двухуровневую систему образования был, в определенной степени, оправдан - это глобальная тенденция, и одной из задач перехода было привести систему российского образования в соответствие с международными стандартами. Однако нельзя не отметить, что система образования сегодня выглядит, скажем так, недостроенной. К примеру, после получения степени бакалавра в США люди имеют возможность найти работу в выбранной области - и определиться, насколько выбранная специальность соответствует их запросам и возможностям. В России этого пока не происходит, и в итоге люди вынуждены тратить на порядок больше времени, если вдруг после 6 лет обучения оказывается, что выбранная ими специальность им по тем или иным причинам не подходит. Для бизнес-школ эта проблема стоит менее остро, поскольку программы заточены под получение конкретных специализаций, затребованных в том или ином сегменте рынка. Наши программы MBA пользуются стабильным спросом, а для расширения возможностей существует целый ряд специализированных программ. Однако на первый план с точки зрения сокращения времени и средств на получение дополнительной или совершенно новой квалификации выводят различные программы второго высшего или дополнительного профессионального образования, о чем более подробно расскажут мои коллеги.

Е.А. Коваль

Дополнительное образование - это возможность получения либо новой квалификации, либо дополнительных инструментов и знаний, связанных с предыдущей квалификацией. К примеру, экономист может получить дополнительное юридическое или психологическое образование, которые позволяют решать рабочие задачи более комплексно. У нас, к примеру, очень много запросов идет по линии психологии бизнес-управления и управления персоналом. Фактически все основные специализации, существующие в ГУ - ВШЭ, пользуются популярностью у тех, кто идет на получение второго или последующего диплома. Исключением, пожалуй, стал в последний год курс по фондовым рынкам. Может показаться удивительным, но большой популярностью пользуются не только практические аспекты специализации, но и фундаментальные курсы. К примеру, программа профессиональной переподготовки по экономике, который ГУ - ВШЭ ведет совместно с Лондонской школой экономики.

Т.И. Григорьева

Кроме того, в число первостепенных задач на сегодняшний день входит разрешение проблемы несоответствия критериев качества диплома и требований со стороны работодателей. С одной стороны, понятным является стремление работодателя получить специалиста "под ключ". С другой - специализация каждого сектора не позволяет учебным заведениям в полной мере следовать этому заказу. Да и стоит ли, если посмотреть на вещи реально. Что необходимо каждому выпускнику - это знание базовых, и даже специализированных, но моделей, которые можно было бы применять достаточно широко, вне зависимости от конкретного профиля компании.

Г.Н. Константинов

Да, нашей принципиальной позицией остается понимание того, что высшее образование - это возможность для человека подняться еще на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии, посмотреть на традиционное с новой, подчас неожиданной стороны. Вуз по определению не может выступать аналогом ПТУ. Задача вуза - представить весь спектр потенциальных возможностей в рамках общей специализации, дать человеку возможность сделать сознательный выбор, в рамках которого человек уже может получить ту или иную специальность.

С.Р. Филонович

При этом мы совершенно не исключаем возможности и даже правомерности привнесения в эту систему практикумов и тренингов, которая базируется на активной взаимосвязи между вузами и промышленными и бизнес-структурами. У нас имеется немало корпоративных программ, то есть подготовленных под какие-то конкретные запросы компаний-работодателей. В качестве примера можно назвать программу, заказанную "Газпромом" для своих сотрудников, или программу повышения квалификации для работы в мультимедийных СМИ, которую ГУ - ВШЭ ведет совместно с РИА "Новости". Однако не могу не подчеркнуть, что все эти программы для нас связаны с реализацией более долгосрочных задач. В частности, с постепенным внедрением "системы пожизненного образования" (life-long learning), а также с созданием "социальных сетей", которые позволяют не только обрастать необходимыми для карьеры контактами, но и лучше ориентироваться в профильных требованиях той или иной отрасли.

Г.Н. Константинов

Конечно, все мы прекрасно понимаем, что получение образования не является гарантией пожизненного успеха. Мир меняется гораздо быстрее, чем наши представления о нем. И вузы сегодня должны начать выстраивание такой системы взаимоотношений со своими студентами и слушателями, в рамках которой выпускники снова и снова будут обращаться в те же вузы для пополнения имеющегося запаса знаний. Это накладывает на нас дополнительные обязательства, ибо как известно, самое трудное - это кормить сытых, консультировать успешных и учить умных. Тем не менее именно этим подходом должен руководствоваться любой нормальный вуз. По крайней мере, себе мы такую задачу ставим, поскольку ориентируемся на долгосрочные и даже партнерские отношения с нашими выпускниками.

С.Р. Филонович

При этом необходимо отдавать себе отчет и в том, что развитие системы "пожизненного образования" не может не идти рука об руку с изменением некоторых парадигм в общественном сознании. Не побоимся сказать даже о необходимости формирования общественного и государственного заказа с точки зрения критериев оценки роли и места высшего образования в обществе. Люди должны хотеть учиться. Дожны понимать, что без получения качественного образования они не смогут оказываться конкурентоспособными в современном мире. И здесь на первое место выходят вопросы о качестве подготовки преподавательского состава и соотношения цена - качество с точки зрения оценки результатов обучения. Тем более что вопрос качества четко соотносится в нашем понимании с вопросами вывода вузов на самоокупаемость и их конкурентоспособности как в России, так и на международном рынке образовательных услуг.

Т.И. Григорьева

Если говорить о качестве преподавания, то хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о программах повышения квалификации для преподавателей и педагогов, а о концептуальной смене подхода к своей работе, составными частями которого должны стать развитие конкуренции в среде преподавателей и четкость связки "затраченные усилия - результат". В том числе в материальном эквиваленте. Если преподаватель будет понимать, что от качества его подготовки напрямую зависит его зарплата - это станет прекрасным стимулом для самосовершенствования. Сегодня пока что большинство преподавателей придерживаются иного подхода, предпочитая оставаться в застолбленных нишах и привлекать к себе как можно меньше внимания. Это уже привело к значительному падению престижа преподавательской профессии в России. Другими словами, необходимо продумать систему стимулов, и не только в материальной области, что позволит, помимо всего прочего, создать предпосылки для формирования системы интеллектуального предпринимательства - одной из важнейших составных частей процесса перехода к инновационной экономике.

С.Р. Филонович

В последние годы мы все более активно используем разные модели, которые можно было бы рассматривать как переходные с точки зрения создания класса "интеллектуальных предпринимателей". Одна из них - это приглашение к преподавательской деятельности людей, работающих (и успешно работающих) в бизнесе. У нас читают лекции и ведут семинары люди достаточно известные - Анна Белова, Марина Олешек и многие другие. Для них преподавание становится дополнительной возможностью нащупать какой-то новый поворот в уже привычных бизнес-темах, практикой более четкого формулирования своих идей и систематизации навыков. Для наших преподавателей и студентов такие курсы лекций являются не только возможностью познакомиться с ситуацией на рынках "из первых рук" или определиться с карьерой, но и дополнительным стимулом для развития и закрепления за собой места в определенных "социальных сетях".

Г.Н. Константинов

При этом мы не рассматриваем наш подход как единственно правильный и возможный. В конце концов, именно разнообразие типов образовательных учреждений определяет общую устойчивость и реальную конкурентоспособность всей национальной системы образования. Однако отход от модели "тотальной образованности" позволяет лучше видеть минусы и плюсы существующей системы образования и постепенно их корректировать. К примеру, добиваться придания университетам более современных форм . Это ведь уже нонсенс, что в России до сих пор университеты работают в модели, предложенной Гумбольдтом 200 лет (!) назад. Или бороться с проблемой монополии на образование (советская система - наше все), которая тормозит процесс позиционирования российских дипломов на мировом рынке образования.

Е.А. Коваль

Хотелось бы обозначить еще один аспект в нашей деятельности, а именно - решение вопроса о легитимизации и актуализации российских дипломов, в том числе дипломов о дополнительном образовании. На российском рынке труда проблем у нас меньше - диплом ГУ - ВШЭ давно воспринимается здесь как знак качества. А вот в вопросе соответствия российских дипломов международным стандартам мы пока сильно отстаем. У нас имеется целый ряд договоренностей с западными вузами и квалификационными / сертификационными центрами, однако пока что доказательство легитимности диплома остается результатом усилий каждого конкретного выпускника. Правда, имеются прорывы и в этой области. К примеру, в ближайшее время планируется подписать соглашение с американским институтом сертифицированных финансовых аналитиков (CFA), признавшим ГУ - ВШЭ единственным в Восточной Европе партнером. Поступающие по нашей совместной программе с Лондонской школой экономики получают в итоге два диплома. Однако поле для работы остается огромным.

Т.И. Григорьева

Хотелось бы затронуть еще одну достаточно серьезную проблему для ГУ - ВШЭ - невозможность широкого взаимодействия с регионами. Причина не только в нехватке преподавателей, но в первую очередь - в отсутствии жилья для иногородних абитуриентов. У нас есть филиалы в регионах, но не так много - все-таки приоритетом для нас остается качество образования, а поддерживать его на расстоянии не всегда удается. В этой связи мы сегодня рассматриваем возможность усиления роли программ с применением дистанционных образовательных технологий, так называемого дистанционного образования, которые могут оказаться прекрасной альтернативой в условиях кризиса. Хотя бы потому, что дистанционные курсы стоят дешевле.

С.Р. Филонович

Есть много других замыслов, однако, что очевидно для всех нас, - это неизбежность перемен. В первую очередь - в умах. Наш вуз - не единственный, который работает в этом ключе. Есть еще Санкт-Петербургский университет, иркутский Институт менеджмента и ряд других, в которых кафедры постепенно приобретают черты центров компетенций. И сейчас от всех нас зависит - сможем ли мы сделать российское образование конкурентоспособным на мировом уровне...

Источник: "Российская газета"
Поделиться