Версия для печати 1994 Материалы по теме
#58272# Бывает так, что в поисках правды и справедливости человек доходит до самых высоких кабинетов. Но не столь уж часто встречаются руководители, готовые рискнуть и взять на себя ответственность за нестандартное решение, от которого зависит человеческая судьба. Далеко не все облеченные хоть какой-нибудь властью снисходят до проблем рядовых людей.

Как "достучаться до небес", добиться, чтобы услышали, поняли и помогли в высших милицейских инстанциях? О том, что ничего сверхъестественного или невозможного в личном общении с руководством МВД нет, рассказал "Российской газете" статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Николай Овчинников.

Российская газета: Николай Александрович, не секрет, что доверие к милиции во многом зависит от доступности для людей любого, в том числе и высшего, начальства. Это и есть открытость правоохранительного ведомства. Насколько это реально - прийти на прием к самому министру, к его заместителю, к вам, например?
Николай Овчинников: Это абсолютно реально.

РГ: Все зависит от вашего настроения или в ведомстве так принято?
Овчинников: Так не просто принято, такая обязанность возложена на нас законом и долгом. У нас есть даже специальная инструкция - как работать с обращениями граждан. Она утверждена приказом МВД России от 22 сентября 2006 года N 750. В свою очередь, и приказ, и инструкция появились не на пустом месте, а в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и положением о Министерстве внутренних дел, утвержденным указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927.

Наш министр Рашид Гумарович Нургалиев ведет личный прием граждан в приемной правительства по графику, утвержденному руководителем аппарата правительства. Разумеется, работает и приемная МВД России.

РГ: Как попасть на прием?
Овчинников: Приемная МВД России находится в Москве. Надо приехать на улицу Садовая-Сухаревская, дом 11. Телефон для справок: 667-22-21. Сотрудники приемной должны принять посетителя в день его обращения - в рабочие дни с 9 до 17 часов, в субботу с 10 до 13 часов.

РГ: И эти сотрудники обязаны сообщить дату и время, когда человека примет нужный ему начальник?
Овчинников: Да. Заместители министра, руководители Следственного комитета при МВД, Главного командования внутренних войск МВД, департаментов министерства ведут личный прием граждан в приемной МВД в рабочие дни с 10 до 12 часов по ежемесячным графикам, утвержденным министром внутренних дел.

Человек, пришедший на личный прием, должен предъявить документ, удостоверяющий его личность. При регистрации посетителя составляется карточка личного приема, в которую вносятся дата и время приема, фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, адрес фактического проживания, краткое содержание обращения, фамилия должностного лица, осуществляющего прием, и сведения о результатах приема.

РГ: Сколько людей в год приходят на личную встречу с высокими милицейскими чинами? Все ли получают помощь, о которой просят?
Овчинников: В прошлом году в приемную МВД обратились более 7,4 тысячи посетителей. Руководством министерства принято около ста человек. По всем фактам, изложенным в обращениях и жалобах, относящимся к компетенции министерства внутренних дел, проводятся проверки. Выявленные недостатки и нарушения устраняются, принимаются меры для восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

РГ: Что представляет собой процедура личного приема?
Овчинников: Это обычная беседа. Человек рассказывает о своей проблеме, что-то предлагает, обсуждает, иногда и спорит. Важен результат разговора. В случае, когда факты и обстоятельства, изложенные в устном обращении, являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.

Должностное лицо, осуществляющее прием, вправе удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения. Может принять письменное обращение, если поставленные вопросы требуют дополнительного изучения или проверки. Есть у него право и отказать в удовлетворении просьбы. Но при этом посетителю необходимо разъяснить мотивы отказа и порядок обжалования этого решения.

Принятое в ходе приема письменное обращение регистрируется и направляется для рассмотрения в подразделения центрального аппарата министерства или МВД, ГУВД, УВД по субъектам России. Случается, что разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию органов внутренних дел. Тогда ему разъясняют, куда и в каком порядке следует обратиться.

РГ: Можно ли обратиться к руководству МВД письмом или через Интернет? Не у всех есть возможность приехать издалека.
Овчинников: Разумеется, можно направить свое обращение письмом, факсимильной связью либо с помощью каналов информационной системы общего пользования, то есть через Интернет. Все поступающие обращения регистрируются сотрудниками управления делами Административного департамента МВД России и направляются в соответствии с компетенцией в департаменты и другие структурные подразделения для рассмотрения.

Для письменных обращений на конверте нужно указать наш адрес: 119049, г. Москва, улица Житная, дом 16. Номер телефона факсимильной связи: 8-495-667-79-08.

Можно и через Интернет - надо зайти на правоохранительный портал. Этот портал действует в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Здесь наряду с МЧС, ФМС, ФСБ, ФТС, ФСКН, Генпрокуратурой и минюстом прием обращений граждан ведет и МВД.

РГ: Понятно, что зачастую люди добираются до вершин власти, когда не могут найти правду на местах. Если выясняется, что человека действительно обидели ваши подчиненные, как вы реагируете?
Овчинников: В прошлом году в органы внутренних дел поступило более 24 тысяч обращений граждан о недостатках работы милиции, о нарушении законности - 26 тысяч. Общее количество обращений, поставленных на контроль, - более 220 тысяч, из них около 191 тысячи признаны обоснованными. Наиболее острые ситуации контролировались центральным аппаратом министерства. Таких было более 3,1 тысячи. По 2,5 тысячи жалоб факты подтвердились.

Как мы реагируем? Достаточно жестко. В прошлом году именно по результатам обращений граждан были привлечены к дисциплинарной ответственности более 8 тысяч сотрудников милиции, в том числе около 2 тысяч руководителей различного уровня. А в январе этого года приказом министра были дисциплинарно наказаны руководители Департамента охраны общественного порядка МВД.

РГ: За что?
Овчинников: А вот как раз за неисполнение инструкции по работе с обращениями граждан. По большому счету - за невнимание к людям. Кроме того, именно за это сняты с должностей три руководителя подразделений делопроизводства и режима в субъектах Федерации, шестнадцать привлечены к дисциплинарной ответственности.

РГ: Помимо жалоб и просьб с чем еще люди к вам обращаются? Были ли, так сказать, рацпредложения, которые милиция внедрила в жизнь? Например, в виде внутренних инструкций, приказов или законопроектов.
Овчинников: Вообще тематика обращений граждан весьма разнообразна. В соответствии с действующим законодательством срок их рассмотрения составляет один месяц. Прежде всего люди говорят о борьбе с преступностью, жалуются на недостатки в работе органов внутренних дел, нарушения законности, неправомерные действия сотрудников милиции. Просят улучшить работу милиции, ГИБДД, разрешительной системы, кадровых аппаратов. Пишут об оплате труда, жилищных условиях, пенсионном и материально-техническом обеспечении, здравоохранении и медицинском обслуживании.

Есть и предложения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность милиции. Люди принимают участие в различных мероприятиях правоохранительной направленности, помогают в розыске преступников и автотранспорта. Ежемесячно приходит более сотни подобных обращений.

Например, один из авторов требует пожизненно лишать водительского удостоверения пьяных водителей, другой - расширить ответственность за выезд на встречную полосу движения. Третий предлагает упростить процедуру уплаты штрафов водителями, рекомендуя оснащение служебного автотранспорта сотрудников ГИБДД кассовыми аппаратами. Кто-то выступает против установки металлических конструкций на передней части автомобилей. Считает, что такое устройство при наезде на пешехода или другое транспортное средство не оставляет следов, образующихся в результате дорожно-транспортного происшествия. Так что тематика самая различная.

РГ: Были ли случаи, когда благодаря личному приему или письму удалось раскрыть преступление?
Овчинников: Люди довольно часто сообщают информацию, содержащую признаки преступления. Такие обращения сразу направляются для рассмотрения в органы дознания либо предварительного следствия. Примеров множество. Например, недавно благодаря такой информации возбуждены уголовные дела по мошенничеству в Медынском районе Калужской области и Череповце, а в Дмитровском районе - по краже.

РГ: Кто чаще всего обращается в МВД России - обычные люди, бывшие или действующие сотрудники, осужденные, освободившиеся?
Овчинников: Практически все - депутаты различного уровня, сотрудники милиции, военнослужащие, бывшие сотрудники органов внутренних дел, пенсионеры, осужденные и их родственники, редакции СМИ и общественные организации.

Но больше всего писем от обычных граждан - более 880 тысяч, 67 процентов. Обращения сотрудников милиции составляют двадцатую часть - свыше 72 тысяч. В них речь идет, как правило, о кадровой политике, денежном содержании и улучшении жилищных условий.

Осужденные и их родственники к нам обращаются редко. В прошлом году поступило всего 638 обращений, в основном с просьбами изменить решения суда. Но это не относится к нашей компетенции, поэтому в соответствии с законодательством мы возвращаем такие обращения заявителям.

Обращения, касающиеся паспортной системы, выдачи виз и разрешений, необходимо направлять в Федеральную миграционную службу.

Источник:  «Российская газета"
Поделиться