Версия для печати 6494 Материалы по теме
Любовь КУДЕЛИНА – начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ. Она первая в истории министерства женщина, решившаяся занять такой пост (традиционно его занимает мужчина – генерал-полковник).
Любовь Кондратьевна легко оперирует астрономическими цифрами, привычно произносит слова «дизтопливо», «авиакеросин» и «финансирование национальной обороны». С этого начала беседу наш корреспондент Светлана Стрельникова.


куделина
– Любовь Кондратьевна, в 2006 году расширены полномочия получателей бюджетных средств в вопросе финансирования войск. В чем это выразилось?

– В отличие от 2005 года в целях достижения одной из основных целей бюджетной реформы – расширения самостоятельности участников бюджетного процесса – исполнение бюджета 2006 года стало осуществляться путем перехода на обезличенное финансирование войск в соответствии с утвержденными сметами.
В ходе такого финансирования распорядители бюджетных средств объемы финансирования нижестоящим получателям переводят поквартально общей суммой по подразделам федерального бюджета без разбивки по статьям расходов. Получатели средств получили право расходовать средства в пределах выделенных на год лимитов бюджетных обязательств. Такой порядок финансирования позволяет лучше маневрировать средствами в процессе исполнения бюджета и способствует уменьшению остатков бюджетных средств на счетах воинских частей. Одновременно новый порядок исполнения бюджета потребовал большей организованности и повышения ответственности за качественное планирование и расходование бюджетных средств.
– Как отразилось на бюджете вашего ведомства повышение цен на бензин и транспортные расходы?
– Проблема роста цен и тарифов на услуги естественных монополий сверх уровня, прогнозируемого ведомствами экономического блока при составлении бюджетов на соответствующие годы, для Министерства обороны является одной из острых и повторяется практически ежегодно.
В первую очередь это касается обеспечения специальным топливом, горючим, смазочными материалами, осуществления расчетов за топливно-энергетические ресурсы, услуги транспорта и связи. В результате мы теряем значительные физические объемы потребляемых ресурсов. Так, только в 2005 году реальный рост цен против прогнозируемого Минэкономразвития России годового уровня в 7,5-8,5% составил: по автобензину – 26%, дизтопливу – 30%, авиакеросину – 18%. Аналогичная ситуация предполагается и на 2006 год. Министерство обороны неоднократно предлагало решить данную проблему путем формирования при разработке федерального бюджета на очередной год оперативного резерва ассигнований, позволяющего реагировать на изменение ценовых факторов в ходе исполнения бюджета. Однако наша позиция в этом вопросе поддержана не была.
На практике выход из сложившейся ситуации в последние годы осуществляется путем выделения в течение года дополнительных бюджетных ассигнований по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие и в отдельные годы по итогам за девять месяцев, как это было в 2005 году. Вместе с тем при дополнительном выделении бюджетных ассигнований учитываются не все заявленные и обоснованные нами объемы. В этой связи сейчас наиболее остро стоит вопрос недостаточного выделения денежных средств на оплату топливно-энергетических ресурсов.
– Каковы основные доходы, расходы и особенности бюджета 2006 года? Апробирован ли в вашем ведомстве ряд новаций бюджетного планирования: раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, формирование предельных расходов бюджетного планирования на три года, увязка бюджета на очередной год с трехлетним финансовым планом?
– Расходы федерального бюджета на 2006 год формировались в условиях проведения мероприятий, связанных с реформированием бюджетного процесса, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов. В процессе совместной работы над бюджетом Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, Министерства обороны, Минфина России и Минэкономразвития России удалось найти ряд взаимоприемлемых решений в области финансирования национальной обороны в 2006 году.
Это относится к увеличению ассигнований на реализацию Государственной программы вооружения, осуществление первичного воинского учета в органах местного самоуправления, повышение денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, строительство жилья военнослужащим, обеспечению в запланированные сроки вывода войск из Грузии и др. В целом федеральный бюджет на 2006 год предусматривает увеличение ассигнований по разделу «Национальная оборона» примерно на 15,1% по сравнению с 2005 годом. Эти объемы составляют порядка 15,6% от общих расходов федерального бюджета. Выделяемые ассигнования позволят в основном обеспечить выполнение задач, поставленных перед Вооруженными Силами. Вместе с тем бюджет 2006 года в части расходов на национальную оборону остается исключительно жестким. Его достаточность во многом зависит от решения оставшихся проблем бюджетов предыдущих лет, а также от фактического роста тарифов и цен на услуги естественных монополий.
Работа по организации внедрения планирования действующих и принимаемых обязательств, а также среднесрочного планирования идет с учетом работы, проводимой в этом плане Минфином России, Минэкономразвития России и в рамках поручений Правительства РФ по данным вопросам. В частности, на 2006 и последующие годы планирование объемов бюджетных ассигнований осуществлялось в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 года № 118 «Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год». Расходы планировались в соответствии с методическими указаниями исходя из определенных Минфином России и Минэкономразвития России показателей уровня инфляции на 2006-2008 годы. При этом планирование расходов инвестиционного характера, включающих потребность на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, осуществлялось отдельно от других потребностей.
– Будет ли в 2006 году, как предполагалось, проведена реформа бюджетной сети и переход к финансированию бюджетных услуг?
– Работа в этом направлении в министерстве осуществляется в соответствии с поступающими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Так, большая работа проведена в рамках разграничения бюджетных полномочий в связи с переводом с начала 2005 года содержания военных комиссариатов в полном объеме за счет средств Министерства обороны. До этого, как известно, их финансирование осуществлялось также и за счет средств местных бюджетов.
Принимаются меры по оптимизации структуры и количества подведомственных Министерству обороны федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, их реорганизации, ликвидации, приватизации и акционированию. В частности, это касается предприятий ремонтной сети и сельскохозяйственных предприятий Министерства обороны, передачи детских образовательных учреждений субъектам РФ и органам местного самоуправления, реорганизации ряда научно-исследовательских организаций Министерства обороны в федеральные государственные учреждения.
Постоянно проводится работа по мониторингу реестра бюджетополучателей. В результате этой работы сеть бюджетополучателей Министерства обороны приведена к пятиуровневой системе финансирования, из нее исключен ряд структурных подразделений.
Что касается перехода к финансированию бюджетных услуг, то в настоящее время представлению бюджетной заявки предшествует направление в Правительство РФ, Минфин России и Минэкономразвития России докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. По своей сути эти доклады являются отчетом за полученные ранее бюджетные средства и обоснованием планируемых расходов.
вдв-шники
Таким образом, выделение бюджетных ассигнований главным распорядителям средств федерального бюджета уже сейчас производится на основе оценки предоставленных ими общественно значимых услуг в периоде, предшествующем планируемому.
Непосредственно внутри Министерства обороны эта работа организуется, в частности, путем разработки и утверждения ведомственных целевых программ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 года № 239. В будущем предполагается большую часть расходов осуществлять именно по данным программам.
В этой связи в Министерстве обороны издан отдельный ведомственный нормативный правовой акт, определяющий ответственность и задачи по разработке, реализации ведомственных целевых программ и представлению отчетности по ним.
– Расскажите о приоритетах: с одной стороны, необходимо выплачивать денежное довольствие военнослужащим, с другой - переоснащение армии. Решение какой из проблем на первом месте?
– Решение этих важных вопросов находится под особым вниманием как Президента и Правительства РФ, так и руководства Министерства обороны. И было бы неправильно отдавать приоритет решению одного вопроса, отодвигая на второй план решение другого. Модернизация армии и повышение размеров денежного довольствия военнослужащих должно производиться уже сейчас, тем более что соответствующие задачи Президентом РФ поставлены в его Посланиях Федеральному Собранию РФ, и их необходимо выполнять. С учетом этого и осуществляется формирование бюджетных расходов как в последние годы, так и на среднесрочную перспективу.
Однако при этом нельзя забывать о соотношении расходов на содержание Вооруженных Сил и их оснащение. В 2004 году оно составило соответственно 63 и 37%, в 2005 году – 61 и 39%. На 2006 год данное соотношение предусматривается на уровне 60 и 40%.
Задача, стоящая перед Вооруженными силами в соответствии с решением Совета Безопасности РФ от 28 июня 2005 года, направлена на устранение сложившегося дисбаланса в структуре этих расходов и предусматривает к 2011 году их выравнивание (50 и 50%).
Такой результат планируется достичь за счет оптимизации структуры и численности Вооруженных сил, мероприятия по реализации которой проводятся в Министерстве обороны поэтапным порядком.
– Как в 2006 году будут строиться отношения с Росрезервом, у которого армия закупает продовольствие? Ведь на его качество слишком много жалоб - продукты зачастую просроченные. Не планируете вообще отказаться от услуг Росрезерва?
– Обязанность закупки Министерством обороны продовольствия у Росрезерва устанавливается в ежегодных постановлениях Правительства РФ о государственном оборонном заказе на соответствующий год. Причем эти закупки осуществляются по ограниченному перечню, включающему шесть наименований продовольственной продукции.
В проекте соответствующего постановления Правительства РФ на 2006 год также предусмотрена закупка продовольствия Министерством обороны у Росрезерва.
Вместе с тем в результате принятых Министерством обороны мер с 2006 года будет увеличен остаточный срок хранения поставляемого продовольствия с трех до четырех - шести месяцев в зависимости от его наименования.
– Кадровый вопрос актуален практически для всех бюджетных учреждений всех уровней. Скажите, актуален ли он для вашего ведомства?
– Реформирование Вооруженных Сил, социально-бытовые условия военнослужащих, события на Северном Кавказе и ряд других обстоятельств наложили существенный отпечаток на кадровое обеспечение специалистами финансово-экономической службы, как офицерским составом, так и гражданским персоналом Министерства обороны. При общем сокращении Вооруженных Сил вопрос высококвалифицированных кадров для Службы экономики и финансов в настоящее время является наиболее актуальным.
Одной из нерешенных проблем продолжает оставаться недостаточная укомплектованность офицерских должностей, особенно первичного звена.
К сожалению, имеют место случаи досрочного увольнения с военной службы молодых офицеров финансово-экономической службы. Сегодня наибольший их некомплект в звене батальон - полк, особенно эта проблема касается отдаленных районов. Возникают трудности с комплектованием должностей начальников финансово-экономической службы соединений и объединений.
Несмотря на имеющиеся кадровые трудности, укомплектованность офицерами, качество их профессиональной подготовки в целом обеспечивают решение стоящих перед финансово-экономической службой Министерства обороны задач по своевременному и полному удовлетворению потребностей Вооруженных Сил в денежных и материальных средствах.
Подготовку офицерских кадров для финансово-экономической службы осуществляют два вуза Министерства обороны. Это Ярославский военный финансово-экономический институт имени генерала армии А.В. Хрулева и Военный финансово-экономический университет, в котором осуществляется подготовка руководящего состава финансовой службы.
Выпускники Ярославского военного финансово-экономического института получают высшее военно-специальное образование с полной военно-специальной подготовкой и квалификацию «экономист». Должностное предназначение выпускников – помощник командира по финансово-экономической работе – начальник финансовой службы (главный бухгалтер) воинских частей типа отдельный батальон (полк), заместитель главного бухгалтера воинских частей типа полк.
моряки
Выпускники Военного финансово-экономического университета с высшей военной оперативно-тактической подготовкой получают квалификацию «специалист в области военного и административного управления» и предназначены для комплектования должностей руководящего состава финансово-экономической службы и финансовых инспекций соединений, объединений, военных округов (флотов), видов и родов Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.
В университете также осуществляется повышение квалификации офицерского корпуса в системе дополнительного профессионального образования на факультете переподготовки и повышения квалификации.
Несмотря на общее сокращение Вооруженных Сил, объем выпуска офицеров из этих вузов не позволяет в полной мере удовлетворить потребности финансово-экономической службы в квалифицированных кадрах. Поэтому мы используем для восполнения некомплекта и другие источники, такие как призыв на военную службу на 24 месяца офицеров запаса, прием офицеров запаса на военную службу по контракту, присвоение первых офицерских званий наиболее достойным прапорщикам и мичманам, замещающим офицерские воинские должности и имеющим необходимый уровень образования.
Одним из нерешенных вопросов в настоящее время является подбор специалистов из числа гражданского персонала. Особенно это актуально для воинских частей, организаций и учреждений, дислоцирующихся в крупных городах и населенных пунктах, где уровень заработной платы, к сожалению, не всегда может конкурировать с общим уровнем доходов в данном регионе. Поэтому никаких возрастных ограничений для приема в финансово-экономические органы нет. Мы всегда рады и молодым специалистам.
– В соответствии с законом о монетизации льгот военнослужащие лишены права бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте. Удалось ли сделать так, чтобы размер компенсаций льгот по проезду в общественном транспорте не оказался ниже реальных расходов военнослужащих на транспортные услуги?
– В целях недопущения в ходе реализации Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ ухудшения материального положения военнослужащих в связи с отменой ряда натуральных льгот был подготовлен и принят ряд нормативных правовых актов, позволивших с 1 января 2005 года увеличить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120% дифференцированно в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, – до 200% оклада по воинской должности в зависимости от категорий военнослужащих. Это позволило повысить денежное довольствие военнослужащих в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в среднем на 1300-2000 рублей, в столицах республик, краев и областей РФ – в среднем на 750 рублей, в других городах и населенных пунктах – в среднем на 460 рублей и компенсировать расходы военнослужащих по проезду общественным транспортом.
– Как обстоят дела с надбавками к денежному довольствию военнослужащих за сложность, напряженность и специальный режим службы?
– Как я уже говорила, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается дифференцированно в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Наибольший ее размер установлен военнослужащим, проходящим военную службу в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, где наиболее высокие тарифы на проезд общественным транспортом и ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц. Наименьший ее размер установлен военнослужащим, проходящим военную службу в других городах и населенных пунктах, где указанные тарифы и ставки значительно меньше или вообще отсутствует общественный транспорт.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию, в связи с чем надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу в указанных местностях, выплачивается с учетом этих коэффициентов и процентных надбавок.
– Будет ли в 2006 году проиндексировано денежное довольствие военнослужащих?
– Что касается индексации денежного довольствия. В целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2005 год в части повышения денежного довольствия военнослужащих и решений, принятых по данному вопросу 28 июня 2005 года на заседании Совета Безопасности РФ, Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу одобрены размеры и сроки индексации денежного довольствия с 1 января 2006 года – на 15%, с 1 января 2007 года – на 10, с 1 ноября 2007 года – на 15 и с 1 сентября 2008 года – на 15%.
Реализация указанных мер позволит увеличить денежное довольствие военнослужащих в течение 2006-2008 годов в 1,67 раза и с учетом прогнозируемого уровня инфляции обеспечить выполнение поручения Президента РФ о повышении в течение трех лет не менее чем в 1,5 раза денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Необходимые бюджетные ассигнования на индексацию денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц учтены в проекте федерального бюджета на 2006 год и в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2006-2008 годы.
Соответствующее постановление Правительства РФ, предусматривающее повышение денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров с
1 января 2006 года на 15% подписан 13 декабря 2005 г. за № 759.
– Какие еще финансовые изменения произошли в 2005 году?
– В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2005 года № 177 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти), с 1 марта 2005 года установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности, вследствие чего рост их денежного довольствия составил в среднем 25%.
С 1 января 2005 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 увеличена в три раза денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений по сравнению с ранее действовавшими нормами и составила:
– в Москве и Санкт-Петербурге – 1500 рублей;
– в других городах и районных центрах – 1200 рублей;
– в прочих населенных пунктах – 900 рублей.
Определены новые категории получателей денежной компенсации – члены семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также установлены источники и порядок финансирования расходов на выплату денежной компенсации для граждан, уволенных с военной службы, – через органы, осуществляющие их пенсионное обеспечение.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 796 с 1 января 2005 года установлена выплата военнослужащим на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. Эта выплата введена вместо ранее выплачиваемой беспроцентной ссуды и производится на безвозмездной основе.
Кроме того, военнослужащим, имеющим право на выплату повышенных (увеличенных) окладов по воинским должностям в соответствии с отдельными актами Президента РФ и Правительства России, указанная выплата производится из окладов по воинским должностям с учетом этих повышений (увеличений).
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплата производится с учетом коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию.
парад
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 848 введены в действие Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, Правила получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, а также отменены с 1 января 2005 года соответствующие нормы Положения о вещевом обеспечении военнослужащих (постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 605) в части выплаты денежной компенсации вместо положенного к выдаче вещевого имущества. Право на получение денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества сохранено только для отдельных категорий военнослужащих.
В целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по пересылке простых писем и отправления посылок с личной одеждой Министром обороны РФ издан приказ от 9 декабря 2004 года № 395 «О порядке обеспечения маркированными почтовыми конвертами военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пересылки посылок с личной одеждой, досылки и возращения посылок, адресованных им».
– Как решается вопрос обеспечения военнослужащих, уходящих в запас, жильем либо жилищными сертификатами?
– Вопрос обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является наиболее острой социальной проблемой, решаемой в ходе проведения военной реформы.
Обеспечение жильем военнослужащих осуществляется за счет выделения бюджетных средств на строительство постоянного и служебного жилья, реализацию подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», а также за счет инвестиционных контрактов и повторного заселения.
В 2005 году за счет бюджетных средств, выделенных Минобороны России, построено 8,7 тыс. квартир, обеспечено жильем за счет реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» – 8,2 тыс. семей военнослужащих. В 2006 году планируется в рамках реализации подпрограммы «ГЖС» обеспечить жильем 8,5 тыс. семей военнослужащих, за счет строительства жилья – 11,4 тыс. квартир.
В настоящее время актуален вопрос обеспечения постоянным жильем военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года.
Свыше 41% военнослужащих Министерства обороны, имеющих право на постоянное жилье, проходят военную службу в пяти субъектах РФ (Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях), где реализация жилищных сертификатов при нынешней системе недостаточно эффективна. Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемый Министерством регионального развития РФ, значительно меньше стоимости жилья в этих регионах.
В целях обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу в пяти указанных регионах России, 28 ноября 2005 года Президентом РФ принято решение о дополнительном выделении в 2006-2007 годах бюджетных средств в сумме 30,0 млрд. рублей (по 15,0 млрд. рублей ежегодно). Из указанных средств предполагается до 60% (9,0 млрд. рублей) направить на обеспечение военнослужащих жильем посредством государственных жилищных сертификатов.
В связи с этим в настоящее время прорабатывается вопрос определения механизма, регламентирующего и устанавливающего порядок реализации государственных жилищных сертификатов в пяти вышеуказанных регионах РФ, в том числе в части увеличения стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
– Какова политика министерства в плане привлечения контрактников?
– В целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в соответствии с Федеральной целевой программой «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования, в зависимости от занимаемых ими воинских должностей и выслуги лет выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки:
в 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чеченской Республике, – в размерах от 4000 до 5000 рублей;
в остальных воинских частях – в размере от 2700 до 3300 рублей.
Правительством РФ 26 декабря 2005 г. принято постановление № 808, предусматривающее выплату с 1 января 2006 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., денежных компенсаций:
вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом – в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей, определяемом на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка;
вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно - в размере фактических расходов по проезду железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом военнослужащего и членов его семьи к месту использования основного отпуска и обратно.

Справка «Бюджета»
Любовь Кондратьевна КУДЕЛИНА, начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ.
Родилась 4 апреля 1955 года в г. Владивостоке в семье военнослужащего. Окончила Московский финансовый институт в 1977 году по специальности «Финансы и кредит». С 1977 года работала на различных должностях в Министерстве финансов РСФСР, а затем – Министерстве финансов РФ. Занимала должности экономиста, старшего и главного экономиста Управления финансирования промышленности, заместителя начальника отдела Бюджетного управления, заместителя начальника Бюджетного управления, заместителя и первого заместителя руководителя Бюджетного департамента.
С 1997 года – начальник Департамента оборонного комплекса Министерства финансов РФ, с 1998 года – руководитель Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов Министерства финансов РФ, с 1999 года – заместитель Министра финансов РФ.
С марта 2001 г. – начальник Главного финансово-экономического управления – заместитель Министра обороны РФ. С 2004 года – начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ.
Занимается проблемами финансирования строительства и развития Вооруженных Сил РФ, оптимизации системы финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ, социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, пенсионеров Министерства обороны РФ, совершенствования структуры военных расходов.
Заслуженный экономист Российской Федерации (1994 г.), кавалер Ордена Почета и ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, нагрудного знака «За честь и достоинство в службе Отечеству», лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2005 г.), лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за 2002 год, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса (2000 г.).


Без галстука
– Как получилось, что вы пошли работать в Минобороны? Скажем прямо, не самая женская работа.
– Когда весной 2001 года Президентом РФ было предложено мне перейти на работу в Министерство обороны – начальником Главного финансово-экономического управления – заместителем Министра обороны, для меня это была полная неожиданность. Первой реакцией было – нет, ни в коем случае. Я была очень довольна своей работой в Департаменте оборонного комплекса. Мы только начали выстраивать нормальную систему финансирования силовых структур. Проблемы, которые накапливались годами, стали находить понимание на уровне правительства. Жалко было бросить все и заниматься только одним ведомством. Но в результате я все-таки решилась.
– На вашей должности труднее работать мужчине или женщине?
– Это всегда была мужская должность - должность генерал-полковника. Вообще, многим гражданским есть что позаимствовать у военных людей. Здесь есть принципы, которые дисциплинируют, а при принятии решений это важно.
В человеческом же плане абсолютно неважно – мужчина или женщина занимает эту должность.
– Какие качества вам пришлось экстренно в себе вырабатывать, чтобы управлять таким количеством военных? Кстати, сколько людей у вас в подчинении?
– Начну со второй части вопроса. Вы знаете, что численность Вооруженных сил составляет более 1 млн. человек. Так вот, почти в каждой воинской части обязательно есть экономист, финансист, бухгалтер или другое должностное лицо, так или иначе связанное с экономикой, финансами, причем не обязательно он должен быть военнослужащим, у нас очень много и гражданского персонала.
Поэтому в подчинении у начальника Службы экономики и финансов действительно очень много людей.
Что касается вопроса об управлении, то хотелось бы вспомнить высказывание героини одного очень известного фильма: «Главное научиться управлять тремя человеками, а остальное количество уже не имеет значения».
А если серьезно, то хочу сказать, что люди в погонах - это, как правило, добросовестные, ответственные, исполнительные и профессионально подготовленные специалисты. Поэтому и работать с ними легко и, как говорится, в радость. Конечно, у нас есть и проблемы, но мы их стараемся решать, при этом обязательно учитывая мнение каждого конкретного человека.

Поделиться