Версия для печати 13339 Материалы по теме
тарасов
кобзева
 
Зайнутдинова
 
Матвей ТАРАСОВ, начальник Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
Наталья КОБЗЕВА, начальник Отдела организации распределения поступлений между бюджетами Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
Гульфия ЗАЙНУТДИНОВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю

22 и 23 апреля в городе Перми Федеральное казначейство провело I Всероссийское совещание органов Федерального казначейства на тему «Практика применения порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной технологии Российской Федерации». В проведении данного совещания приняли участие и выступили с докладом представители Федерального казначейства: заместитель руководителя Федерального казначейства Л. А. Лопина, начальник Управления совершенствования функциональной деятельности М. А. Тарасов, начальник Отдела организации распределения поступлений между бюджетами Н. Г. Кобзева, начальник Управления внутреннего контроля и аудита Н. А. Логинова, консультант Юридического управления Ж. Е. Воронцова, заместитель начальника отдела Управления информационных систем Л. Г. Антонова, а также представители администраторов доходов бюджета: заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов М. В. Селиверстова, заместитель начальника Аналитического управления ФНС России М. Г. Этагорова, руководитель УФНС России по Пермскому краю В. А. Белов, начальник ФЭУ ГУВД Пермского края Н. А. Бусырева. Также в совещании приняли участие и выступили с докладами начальник Главного управления Банка России по Пермскому краю А. А. Моночков, и.о. министра финансов Пермского края О. В. Антипова и специалист Западно-Уральского банка Сбербанка России Б. В. Лихачев.
Профессиональный уровень участников семинара позволил детально обсудить такие вопросы, как:
  • опыт взаимодействия Федеральной налоговой службы со Сбербанком России при организации обмена информацией по платежным документам физических лиц с использованием биллинговой системы;
  • практика реализации полномочий главного администратора доходов бюджетов — Федеральной налоговой службы и Федерального агентства водных ресурсов;
  • практика применения в Пермском крае биллинговой системы обработки кредитными организациями платежей физических лиц;
  • применение органами Федерального казначейства Порядка учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и рассмотрение предложений управлений Федерального казначейства по совершенствованию данного порядка;
  • применение органами Федерального казначейства порядка открытия и ведения лицевых счетов администраторов доходов бюджета;
  • взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований;
  • работа прикладного программного обеспечения органов Федерального казначейства.
Вместе с тем, несмотря на такой обширный круг рассматриваемых вопросов, одним из основных направлений совещания стало изучение опыта Пермского края по применению биллинговой технологии при учете поступлений в бюджетную систему РФ. Следует отметить, что для проведения Всероссийского совещания Пермский край был выбран неслучайно. В части использования биллинговой технологии для уплаты физическими лицами платежей в бюджетную систему РФ Пермский край является одним из самых прогрессивных регионов. Именно поэтому на данном совещании органы Федерального казначейства и администраторы доходов бюджета обсудили не только актуальные вопросы применения порядка учета поступлений и их распределения, но и различные возможности применения биллинговой технологии.
С появлением института администрирования стало очевидным, что применение биллинговой технологии является не только актуальной темой, но и жизненно необходимой для администраторов доходов бюджета технологией при учете поступлений, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета. Сегодня данной проблеме уделяется значительное внимание как на уровне Правительства РФ, так и на уровне органов власти страны.
В настоящее время практически все администраторы доходов бюджета получают документы физических лиц (квитанции ПД-4) на бумажном носителе. Это приводит к задержке как при поступлении платежных документов, так и при их переводе в электронный вид для ввода в информационные системы администраторов доходов бюджета. Кроме того, следует учитывать и человеческий фактор, то есть ошибки специалистов банков при формировании расчетных документов, а также специалистов администраторов доходов бюджета при переводе квитанций в электронный вид.

Что есть биллинг

Что же такое биллинговая технология? Фактически это сформированные администраторами доходов бюджета базы данных по платежам физических лиц, которые используются банками при приеме поручений физических лиц на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (квитанций ПД-4).
Использование банками таких баз данных позволяет им автоматически формировать сводные платежные поручения на общую сумму для перечисления в бюджетную систему РФ платежей физических лиц в адрес одного получателя. Как следствие, это приводит к исключению ошибок сотрудников банков при формировании расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему РФ на основании поручений физических лиц (квитанций ПД-4).
Следует отметить, что Федеральная налоговая служба с 2005 г. ведет работу в данном направлении. По данным заместителя начальника Аналитического управления ФНС России М. Г. Этагоровой, ФНС России в 2006 г. заключила Соглашение со Сбербанком России «О взаимодействии ФНС России и Сбербанка России в целях внедрения электронного документооборота по налоговым платежам физических лиц с использованием биллинговой технологии» и начиная с 2008 г. по согласованию со Сбербанком ФНС России начала поэтапно распространять биллинговую технологию в субъектах РФ.
При этом, по сообщению М. Г. Этагоровой, в базу данных могут быть включены только те платежи, по которым начисление осуществляется налоговыми органами и по которым плательщику направляется соответствующий документ на уплату данного платежа. В связи с чем платежи, которые плательщики уплачивают самостоятельно, в базу данных не включаются и, следовательно, при их поступлении квитанции обрабатываются вручную. По данным ФНС России, в налоговые органы поступает 41,6 млн документов, 33,4 % из них — от физических лиц.

Опыт Пермского края

Следует отметить, что остальные администраторы доходов бюджета обрабатывают все документы физических лиц практически вручную. Как же максимально избежать ошибки плательщиков — физических лиц при заполнении платежных документов, обеспечить получение электронных документов и соответственно уменьшить объем невыясненных платежей? В Пермском крае этот вопрос был постоянной темой для  обсуждения Управлением Федерального казначейства и Управлением ФНС России, которое на тот момент было единственным администратором доходов.
Проблемы Управления Федерального казначейства и Управления ФНС России по Пермскому краю были услышаны и учтены Западно-Уральским банком Сбербанка России, который в Пермском крае является одним из основных банков по приему платежей от населения. Западно-Уральским банком Сбербанка России еще в 2002 г. была внедрена биллинговая технология приема и обработки платежей от населения, которая из года в год совершенствуется.
В настоящее время внедренная в Пермском крае биллинговая система охватывает не только налоговые органы и органы Федерального казначейства, но и всех участников бюджетного процесса и имеет следующий вид: плательщик — банк — УФК — администратор доходов бюджета. Внедренная банком биллинговая система обработки платежей физических лиц позволяет всем участникам бюджетного процесса — казначейству, налоговым органам, администраторам платежей — вести оперативный автоматизированный учет поступлений по каждому плательщику, она позволяет организовать более полную и оперативную уплату населением платежей в бюджет с использованием банковских терминалов. Данный метод, безусловно, прогрессивный.

Преимущества биллинговой системы

Преимущество этой системы при приеме платежей в бюджет стало ощутимым, когда в 2004 г. появились первые администраторы неналоговых доходов бюджета. А в связи с реформированием принципа учета доходов бюджетной системы РФ и решением  задачи закрепления доходов за администраторами платежей администраторы поступлений в бюджет в полной мере стали участниками бюджетного процесса и был определен порядок информационного взаимодействия с ними.
Плательщик, приходя в банк, не заполняет извещение на уплату платежей в бюджет формы ПД-4. Он имеет возможность по документу администратора поступлений (извещение, постановление и т. п.) заплатить наличными или произвести уплату через терминал самообслуживания (банкомат).
Перечисление платежей физических лиц на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», производится банком полноформатными платежными поручениями. Администраторы поступлений в бюджет благодаря биллинговой системе обработки документов имеют возможность получать информацию о поступлениях по каждому плательщику в электронном виде не позднее следующего дня после обработки выписки банка.
Если говорить о преимуществах, то хочется отметить, что данная система передачи документов позволяет администраторам при ведении учета также исключить ручной ввод платежных документов путем автоматизации процесса, а также исключить вероятность потери документов. При существующей системе обработки извещений ПД-4 и в принципе для сортировки документов возникает потребность использования ручного труда, что также может привести к так называемой «пересортице» и вероятности ошибки, то есть когда в сводное платежное поручение по одному администратору могут попасть поступления другого администратора доходов.
При биллинговой системе платеж, единожды попав в систему электронного документооборота, проходит все стадии обработки и доходит до конечного получателя информации — администратора поступлений. Чем меньше ручного труда, вмешательства в процесс обработки документов, тем меньше вероятность ошибки. Система дает возможность администраторам вести учет поступлений по плательщикам аналогично учету в налоговых органах.

Документооборот

Идя навстречу администраторам доходов, Западно-Уральский банк Сбербанка России позволяет наиболее полно использовать возможности своей системы. В текущем году по одному из крупных администраторов неналоговых доходов по количеству расчетных документов полк ДПС Пермского края для автоматизации учета налагаемых штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения использует свободное поле 108 расчетного документа, где Сбербанк указывает номер постановления о наложения штрафа, который является уникальным и по которому возможна идентификация плательщика.
Конечно, объем расчетных документов к выписке банка с внедрением этой системы увеличился, но это не доставляет особых проблем. Выписка банка, получаемая Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю, в настоящий момент включает до 100 тыс. расчетных документов и обрабатывается до обеда, перечисление в бюджеты, внебюджетные фонды и все информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса осуществляется соответственно в день получения выписки банка.
С наличием полноформатных платежных поручений решается проблема с формированием органами Федерального казначейства запросов в адрес администраторов доходов на выяснение принадлежности невыясненных платежей. С наличием полноформатных платежных поручений запрос формируется по каждому расчетному документу с указанием реквизитов плательщиков — физических лиц. Проблемы поиска расчетных документов по уплате платежей по запросам администраторов поступлений или плательщиков сведены на нет, поскольку исключаются трудности с подтверждением платежей, которые могут возникнуть у плательщика при утере извещений ПД-4.
Биллинговая система позволяет осуществлять хранение полной информации о принятых платежах и при необходимости даже через определенный промежуток времени выдать подтверждение о платеже. Полноформатные платежные поручения, где указываются все данные плательщика, позволяют органам Федерального казначейства контролировать процесс возврата ошибочно уплаченных сумм.

Как работает биллинговая система

Биллинговая система приема и обработки платежей от населения в Пермском крае представляет собой следующее. Плательщик обращается к контролеру с желанием перечислить денежные средства определенному получателю. Работник банка имеет возможность осуществить платеж с помощью справочника стандартных платежей, в котором перечислены все необходимые реквизиты по данному номеру счета получателя. Функция входа в справочник стандартных платежей осуществляется автоматически — после ввода номера счета или наименования организации — получателя платежа. Система автоматически выводит стандартные реквизиты на экран монитора, недостающие сведения и сумма платежа вводятся Специалистом банка в специальные поля. После внесения денежных средств плательщику выдается чек с указанием всех перечисленных реквизитов и суммы платежа.
По принимаемым платежам в Биллинговом центре Сбербанка формируются электронные базы данных принятых платежей, происходит обработка информации по принятым платежам и ее передача получателям платежей в любом удобном виде. На основании той же информации формируется необходимый пакет банковских документов (платежные поручения, отчетные формы и т. д.). Финансовые транзакции и информация о платеже поступает на следующий день без задержки. Кроме того, информацию о принятом платеже можно получать в режиме реального времени.
По большинству видов платежей от плательщика требуется лишь в устной форме предоставить минимальные данные специалисту банка, который сформирует электронный платежный документ. Сформированные справочники по кодам бюджетной классификации, реквизитам получателя позволяют контролировать процесс перечисления и не допустить возможной ошибки.
Кроме вышесказанного, в технологии «Биллинг» заложена возможность работы с учетом задолженности плательщиков. В этом случае получатель направляет всю необходимую информацию о задолженности плательщика в единую базу данных системы «Биллинг». Плательщик, посетив учреждение банка, может получить данные о своей задолженности и при желании оплатить ее на месте без наличия квитанции.
Следует отметить, что прогрессивные технологии по уплате платежей физическими лицами, конечно же, не могут быть реализованы без участия банковской системы. Поэтому можно сказать, что внедренная в Пермском крае биллинговая система является на сегодняшний день беспрецедентной, а Западно-Уральский банк Сбербанка России можно считать одним из прогрессивных банков, продемонстрировавших государственный подход к этому вопросу.
Безусловно, данный опыт работы позволил участникам бюджетного процесса в Пермском крае сделать огромный шаг вперед в части уплаты платежей физическими лицами и должен внедряться другими субъектами РФ и кредитными организациями.
Поделиться