Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Государство№2 Февраль 2006 — 20 Февраля 2006

Россия ведет себя вопреки мировой логике

Версия для печати 3261 Материалы по теме
шульга
 
Угольная отрасль была реструктуризирована едва ли не первой. За исключением ФГУП «ГТ Арктикуголь», ее предприятия сегодня – это частные компании.
Каких взглядов на развитие угольной промышленности придерживается бизнес-сообщество? Об этом «Бюджет» беседует с Дмитрием ШУЛЬГОЙ, директором по корпоративным отношениям и коммуникациям ОАО «СУЭК».

– Сегодня на рынке перевозок уже появилось около 2,5 тыс. частных компаний, и одна треть вагонного парка – это частный вагонный парк. Ваше мнение о перспективе частных компаний на рынке железнодорожных перевозок угля?
– Перспектива на рынке перевозок угля есть. Как правило, компании-операторы совмещают перевозки разных грузов.
СУЭК тоже использует смешанные схемы перевозок. Мы создаем такие логистические цепочки, чтобы помимо угля перевозить и другие навалочные грузы. Если говорить о цифрах, то в 2005 году в собственных вагонах СУЭК и вагонах привлеченных операторов потребителям отправлено более 20 млн. тонн груза.
– Можно ли сказать, что развитие угольной отрасли главным образом мотивировано спросом на российский уголь на внешнем рынке? Председатель Госдумы России Борис Грызлов назвал угольную отрасль гарантом энергетической безопасности России. Однако в 2004 году доля угля в российской теплоэнергетике снизилась на 1%, составив всего 17% (притом, что в СССР, при нерентабельной угледобыче, этот показатель составлял 52%). То есть страна ведет себя как будто вопреки мировой логике?
– Да, это так. В мире доля угля в электро- и теплогенерации составляет около 40% и имеет явную тенденцию к росту. По данным Международного агентства по энергетике, к 2030 году мировая потребность в угле достигнет 7,3 млрд. тонн, что почти на 1 млрд. тонн больше, чем сейчас.
Крупнейшие мировые производители оборудования для электростанций – Alstom, Siemens и General Electric – также заявляют о том, что мир находится на пороге массового перехода с газа на уголь в качестве предпочтительного топлива для электростанций. По их прогнозу, в следующем десятилетии около 40% заказов будет на турбины, работающие на угле, а доля газовых электростанций сократится на 25-30%.
В России же этот показатель в действительности всего 16%. Хотя у нас уголь стоит значительно дешевле, чем на мировом рынке, да и рост цен на него в последние годы даже ниже уровня инфляции. РАО «ЕЭС России» приводит такую статистику: с октября 2004 по октябрь 2005 года уголь, поставляемый на электростанции, подорожал лишь на 6,5%. В то же время цены на газ выросли на 19%, а на мазут – на 51%.
Поэтому на сегодняшний день развитие угольной промышленности в нашей стране происходит, в основном, за счет и благодаря экспорту, который за последние пять лет вырос почти вдвое – с 41,4 млн. тонн в 2001 году до 76,8 млн. тонн в 2005-м. Этому способствовала конъюнктура мирового рынка и в первую очередь ускоренный рост спроса на энергоресурсы, предъявляемого странами АТР в 2003-2004 годах, сделавший рентабельным экспорт российского угля, а также рост потребления угля в мировой металлургии в связи со значительным увеличением объемов производства металлов.
Экспорт для угольщиков оказался настоящим спасением. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке угля в начале XXI века, недозагруженные российские порты и высокие ставки фрахта дали возможность российским угольным компаниям по некоторым направлениям конкурировать с мировыми производителями, сделать свой бизнес рентабельным, увеличить объемы производства и, главное, привлечь инвестиционные ресурсы для модернизации и развития.
Однако в последние полтора года ситуация на мировом рынке меняется, цены на энергетический уголь стали ощутимо снижаться (за прошлый год они упали примерно на четверть), опускаются и ставки фрахта. Это привело к тому, что ряд экспортных направлений уже стал нерентабельным. Еще больше затруднило ситуацию двукратное в течение прошедшего года повышение железнодорожных тарифов – учитывая, что уголь до границ приходится везти фактически через полстраны, железнодорожный тариф составляет самую значительную часть в себестоимости угля. При этом ведущие мировые экспортеры – крупные транснациональные корпорации, добывающие уголь в Австралии, ЮАР, Колумбии, Индонезии, имеющие более короткое железнодорожное транспортное плечо, получили конкурентные преимущества.
Устранение инфраструктурных ограничений – гибкая тарификация железнодорожных перевозок угля, позволяющая вести поставки при любой мировой ценовой конъюнктуре, а также развитие портовой и припортовой инфраструктуры – необходимые условия для того, чтобы российские угольщики могли эффективно бороться за растущий международный рынок.
В настоящее время создана специальная рабочая группа с участием представителей Федеральной службы по тарифам, ОАО «Российские железные дороги» и угольных компаний, которая будет обсуждать вопрос о возможности привязки железнодорожного тарифа на перевозку угля к уровню мировых цен. Это предложение было сделано РЖД. Впервые его обнародовал старший вице-президент компании Борис Лапидус на конференции в ноябре 2005 года. Первые результаты деятельности рабочей группы можно ожидать в течение первого полугодия текущего года.
– Ваша оценка энергетической стратегии развития России до 2020 года.
– Стратегия, принятая еще в 2003 году, предусматривала увеличение доли угля в топливном балансе до 43%. Однако сегодня не существует механизмов, которые обеспечивали бы выход на эти ориентиры, главный из которых – формирование эффективной межтопливной конкуренции.
Сегодня ценообразование на уголь рыночное, а цены на природный газ устанавливаются административно на заниженном уровне, с учетом того, что потери «Газпрома» на внутренних поставках компенсируются экспортной прибылью. Конечно же, в этой ситуации предприятия электроэнергетики делают выбор в пользу газа, а не угля.
Такая ситуация может привести к самым печальным последствиям для всего энергетического комплекса нашей страны. Она грозит скорым дефицитом энергоносителей и резким ростом цен на них. Отчетливым сигналом стало положение в европейской части России зимой 2006-го.
– Угольщики, наверное, хотели бы обеспечить стабильность в своей отрасли. Очевидно, для этого нужно переориентировать первичные энергоносители в сторону угля – сегодня правительство разрешает РАО «ЕЭС России» проводить допэмиссию акций генерирующих электростанций. Каковы планы угольщиков в этом ключе?
– Важность угля для России трудно переоценить. Наша страна – угольная супердержава, запасы угля в нашей стране огромны, из чего следует надежность энергоресурса. Только разведанные запасы угля в России составляют 157–171 млрд. тонн, при нынешнем уровне потребления этого хватит минимум на 600 лет. Прогнозные ресурсы угля в нашей стране – 3,9 трлн. тонн. Запасов же газа и нефти, даже по оптимистичным расчетам, не хватит и на сто лет. Поэтому развитие угольной энергетики – это и надежность российской энергетики в целом, и надежность России как поставщика энергоресурсов на глобальный рынок.
Угольные компании не смогут в одиночку реализовать эту стратегию. Нужна мобилизация гораздо больших ресурсов, чем те, которыми располагают угольщики. В США, например, крупнейшая американская программа FutureGen, предполагающая строительство мощной угольной электростанции с нулевым выбросом парниковых газов стоимостью в 1 млрд. долларов, на 60% финансируется правительством США, остальные средства предоставляют компании-производители и потребители энергии. Евросоюз на разработку и внедрение чистых угольных технологий в период с 2007 по 2013 годы планирует выделить 72 млрд. евро.
Поэтому сегодня необходима коренная модернизация Энергетической стратегии, которая предусматривала бы активное развитие угольной генерации и выработку детализированной стратегии движения в этом направлении.
Беседовал Иван ЧАГАТАЕВ

Поделиться