Версия для печати 6217 Материалы по теме
Галимов
В последние годы особенно актуальным стал вопрос повышения эффективности использования государственных ресурсов и усиления контроля за данным процессом. Преобразования, проводимые в бюджетной системе, значительно сократили количество нарушений в управлении финансами, однако говорить об окончательном решении проблемы не приходится. О том, как сегодня строится работа Контрольно-счетной палаты Челябинской области, рассказывает ее председатель Альфред ГАЛИМОВ.

— Альфред Галимович, Контрольно-счетная палата Челябинской области была создана девять лет назад. Изменилась ли за это время методология подготовки и проведения ревизий, реализация их результатов?
— Следует, наверное, начать с того, что при формировании Палаты нам удалось создать коллектив из высокопрофессиональных специалистов, обладающих достаточными знаниями бюджетного законодательства, методологии ревизионной работы в различных отраслях: социальной, производственной. Это позволило Контрольно-счетной палате с первых шагов начать активную деятельность, сформулировать базовые положения в работе, которые и сегодня являются актуальными. Однако за прошедшие годы многое изменилось, и прежде всего взаимоотношения с проверяемыми организациями и учреждениями.
По моему глубокому убеждению, выявление нарушений не должно быть самоцелью, гораздо важнее добиться от проверяемых понимания необходимости неукоснительного соблюдения норм законодательства. Только тогда можно исключить новые нарушения и отступления от установленных требований.
Поэтому в ходе ревизий исполнения местных бюджетов, а их насчитывается за год порядка 10–12 , проводятся расширенные совещания в муниципальных образованиях по предварительным итогам ревизий. В ходе совещания происходит детальный разбор причин, вызвавших те или иные нарушения, и обозначаются оперативные меры по их устранению. В обсуждении участвуют все руководители и главные бухгалтеры проверенных муниципальных органов исполнительной власти, учреждений, предприятий.
Руководители организаций, в которых прошла ревизия, имеют возможность письменно высказать свои возражения по акту проверки. Данные разногласия рассматриваются аудитором Палаты, ответственным за контрольное мероприятие, в присутствии заявителей. Таким образом, и у руководителя, и у контролера есть еще одна возможность аргументировать свои позиции, убедиться в объективности изложенных в акте фактов.
Надо сказать, что сегодня в практику работы Палаты прочно внедрился метод встречных проверок в организациях, которые используют бюджетные средства или выделяют их проверяемому объекту. Часто практикуем и метод контрольных обмеров с целью подтверждения фактического объема выполненных работ за счет бюджетных средств. В первую очередь это относится к реконструкции, капитальному ремонту и строительству объектов социальной сферы, автомобильных дорог.

— То есть помимо главной задачи — обнаружения нарушений и недостатков в управлении финансовыми или материальными ресурсами и их устранения, особое внимание отводится профилактике нарушений?
— Да, безусловно. Одна из главных задач, стоящих перед Контрольно-счетной палатой области, — предупреждение нарушений по вопросам исполнения бюджета. Кроме профилактических мероприятий, о которых я рассказал выше, мы подробно анализируем выявленные Палатой нарушения и готовим сводный документ, который направляем Главам городских округов и муниципальных районов, Контрольно–счетным органам на местах.
Я как председатель Палаты принимаю участие в расширенных коллегиях Минфина области, на которые приглашаются областные министры, руководители финансовых подразделений органов исполнительной власти области и муниципальных образований. На этих мероприятиях я информирую присутствующих о текущих результатах контрольных мероприятий, акцентирую внимание на актуальных вопросах обеспечения исполнения бюджета в соответствии с требованиями законодательства и т. д.

— Прошлый год был нелегким для всей страны. Начавшийся экономический кризис внес радикальные изменения в планы. А как прошел 2008 год для Контрольно-счетной палаты Челябинской области?
— В прошлом году специалистами Контрольно-счетной палаты проведено 54 контрольных мероприятия, в ходе которых проверена правомерность расходования средств областного и местных бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования в объеме 51,1 млрд рублей. В рамках этих мероприятий проведено 347 встречных проверок, в 11 муниципальных образованиях изучено использование средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, в 12 муниципальных образованиях проведены внешние проверки отчетов об исполнении местных бюджетов.
Следует отметить, что из года в год наблюдается устойчивая тенденция к сокращению объема средств, использованных не по целевому назначению. Однако говорить о том, что каждый бюджетный рубль израсходован разумно, пока не приходится. По-прежнему выявляются нарушения в оплате труда работников бюджетной сферы, при закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Зачастую завышаются объемы выполненных строительных работ, нарушаются установленные процедуры исполнения бюджетов, не используется закупленное дорогостоящее оборудование.

— Альфред Галимович, сегодня правительство страны проводит политику жесткой экономии бюджетных средств. В связи с этим у вас изменился план контрольных мероприятий? Планируете ли ужесточить контроль над расходованием бюджетных средств?
— Ужесточать мы ничего не планируем, а вот повысить требования к самим себе в части глубины исследования проверяемых вопросов, умения концентрироваться на проверке принципиальных с позиций интересов бюджета вопросов необходимо, и мы будем над этим работать.
Что касается контрольных мероприятий, то мы уже проверили использование бюджетных средств на поддержку малого бизнеса, реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Совместно со Счетной палатой РФ приступили к проверке использования в регионе средств, выделенных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. По поручению Законодательного собрания области в IV квартале Палата изучит ситуацию с использованием бюджетных средств, выделенных на стабилизацию ситуации в сфере занятости населения.

— Как вы считаете, что является причиной возникновения нарушений: незнание законодательных норм, халатность в работе, низкая квалификация кадров?
— По моему мнению, в большинстве случаев нарушения возникают из-за недостаточной квалификации в первую очередь бухгалтерских и во вторую очередь управленческих кадров. Сегодня нужно быть очень мобильным, чтобы иметь возможность отслеживать новые изменения и требования законодательства и нормативных актов. Да и законодательство, регулирующее отношения в бюджетной сфере, далеко не безупречно. Так, отдельные положения Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с одной стороны, неоправданно усложняют и затягивают процедуры освоения бюджетных средств, с другой — не перекрывают каналы злоупотреблений.

— Реформа местного самоуправления в стране — важнейшая задача, которой сегодня отводится очень большое значение. В результате всех преобразований органам местного самоуправления передана значительная часть государственных полномочий и большой объем материальных и финансовых ресурсов. Как вы считаете, готовы ли муниципалитеты эффективно распоряжаться своими  полномочиями и ресурсами?
— Однозначно ответить сложно. Безусловно, на места нужно отдавать максимум полномочий, поскольку органы местного самоуправления ближе к проблемам конкретного человека. Однако очевидно и другое. В большинстве муниципалитетов собственная доходная база недостаточна для реализации этих задач в полном объеме.
Решить проблему только путем предоставления межбюджетных трансфертов невозможно. Как можно строить работу, тем более на перспективу, если три четверти бюджета муниципалитета формируется и прямо зависит от поступлений из вышестоящих бюджетов?
На мой взгляд, без пересмотра нормативов распределения налогов по уровням бюджетной системы сложно провести реальную реформу местного самоуправления. Да и проблема кадрового обеспечения в муниципальном звене, особенно в малых городах и сельских районах, стоит по-прежнему остро. Без создания нормальных условий для жизни, обеспечения благоустроенным жильем привлечь к работе в органах местного самоуправления квалифицированных специалистов-бюджетников непросто.

— Альфред Галимович, а как организован в Челябинской области финансовый контроль на муниципальном уровне?
— В 40 из 43 городских округов и муниципальных районов области созданы Контрольно-счетные органы. Половина из них имеет статус юридического лица. В начале следующего года должны быть сформированы органы муниципального финансового контроля в оставшихся трех муниципалитетах.
В области образовано 273 городских и сельских поселения, где органов внешнего контроля нет и, по нашему мнению, не должно быть. Функции контроля за исполнением бюджетов целесообразно делегировать на уровень муниципальных районов. При таком раскладе, безусловно, потребуется укрепление контрольного звена, но в любом случае это будет и менее затратным, и более результативным решением проблемы.
Надо отметить, что год назад в области создано Объединение контрольно-счетных органов. Его деятельность стала продолжением начатой с момента создания КСП работы по консолидации усилий органов внешнего контроля на областном и муниципальном уровнях. Не выстраивая какой-либо вертикали в наших взаимоотношениях, мы стремимся к распространению накопленного нами опыта работы, повышению квалификации сотрудников, формированию определенной системы в методическом обеспечении специалистов муниципального звена, их участию в контрольных мероприятиях, проводимых Контрольно-счетной палатой области.
Кроме того, начиная с прошлого года в рамках Объединения КСО, мы начали проводить конкурс на лучший акт проверки. Можно сказать, что этот конкурс пользуется популярностью.

— Сейчас много говорится о необходимости введения аудита эффективности. Как вы считаете, это необходимая мера?
— В ходе работы Контрольно-счетная палата всегда проверяет эффективность использования бюджетных средств, областного и муниципального имущества. Но на новый уровень — оценку управления бюджетными ресурсами, что подразумевает как раз проведение аудита эффективности, перейти проблематично из-за отсутствия законодательной базы.
На прошедшем в июле текущего года в Челябинске совещании руководителей Контрольно-счетных органов субъектов РФ Уральского федерального округа было поддержано предложение о принятии федерального закона, определяющего правовые основы проведения аудита эффективности. Определение целей, задач, принципов, методов и т. д. данного вида государственного финансового контроля позволит проводить его единообразно и эффективно.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться