Версия для печати 6661 Материалы по теме
В прошлом номере «Бюджета» мы рассказали о европейской истории лотерейной деятельности. Однако испытывать судьбу любили не только в Европе. Особую роль лотерея играла в истории США, где она стала источником финансирования многих общественных начинаний.
Иммигранты привезли лотерею в качестве развлечения в Америку из Европы. В 1612 году король Англии Джеймс I учредил в Лондоне лотерею, доходы от которой шли на содержание первой британской колонии в Америке – Джеймстаун, штат Вирджиния. Ежегодно колонисты получали от лотереи около 8000 фунтов. Это оказалось самым простым и надежным способом сбора средств для финансирования общественных работ. В XVIII веке на собранные от лотерей деньги были построены 50 колледжей, 300 школ и 200 церквей, а также возведены знаменитые американские университеты: Гарвардский, Йельский, Принстонский и Колумбийский.
До 1860 года 24 американских штата на одни лишь «доходы от азарта» строили суды, тюрьмы, больницы, приюты для сирот и библиотеки. Лотереи стали поистине популярными. Однако правительство оказалось не в состоянии должным образом контролировать этот бизнес: коррупция при проведении лотерей в США стала необузданной. Призы или вообще не выплачивались, или выплачивались в размере гораздо меньшем, чем было заявлено.
Злоупотребления продолжались до тех пор, пока многие штаты не приняли ряд законов, вообще запрещающих проведение лотерей. В 1878 году запреты подтвердил Верховный суд, назвав лотереи мероприятием, имеющим «деморализующее влияние на людей». После этого запрет на проведение лотерей наложили все штаты, за исключением Луизианы. Луизианская лотерея продержалась 25 лет. Агентства по продаже билетов этой лотереи располагались почти в каждом городе Соединенных Штатов. Ежемесячная выручка от реализации билетов порой доходила до 2 млн. долларов. Каждый месяц разыгрывались призы на сумму до 250 тыс. долларов, а дважды в год эта сумма могла увеличиваться до 600 тысяч. Учитывая высокую рентабельность игры, правительство США решило сделать лотерею дополнительной статьей пополнения госбюджета. И, надо сказать, успех превзошел ожидания.
Денежные розыгрыши возродились спустя 70 лет: в 1964 году было получено разрешение провести лотерею на ипподроме в Нью-Гемпшире. Она оказалась настолько выгодной, что к 1980 году половина штатов основали собственные. Сегодня лотереи штатов – это важный источник их доходов. В каждом штате есть своя лотерея, причем обычно только одна (то есть самих игр может быть сколь угодно много, но их проведение штат доверяет лишь одной организации). По традиции средства от лотереи в каждом штате используются по-своему, в зависимости от сложившейся практики: на образование (так заведено во Флориде и Калифорнии), здравоохранение, программы помощи престарелым (в Пенсильвании), охрану окружающей среды (в Аризоне), поддержку спорта (в Мериленде), культурные мероприятия, помощь ветеранам армии (в Кентукки). В штате Джорджия доходы от лотерей направляются на оплату обучения и полный пансион всех студентов-отличников. В 1987 году 27 штатов и округ Колумбия проводили лотереи, где были проданы билеты на 12 млрд. долларов. 50% пошло на призы, около 35% поступило в казначейства штатов, около 10% – на новые лотереи и 5% – торговцам билетами. В период с 1975 по 1985 год продажа лотерейных билетов в расчете на душу населения возросла на 14%.
В 2000 году американские лотереи перечислили на финансирование социальной сферы 11,8 млрд. долларов. А всего за последние 40 лет благотворительные программы США получили от лотерей свыше 200 млрд. долларов.
В 2001 году каждый американец сыграл в лотерею в среднем на 157 долларов. Общий оборот лотерейного бизнеса США в 2003 году составил почти 40 млрд. долларов, что является четвертью мирового лотерейного рынка. При этом ежегодный рост мирового лотерейного рынка составляет 10%. Но поскольку в США нет общенациональной лотереи, американские лотереи не входят в число лидеров.
Очень популярна лотерея США Big Game. Ежедневно продаются миллионы билетов Big Game. Согласно налоговому законодательству победители должны отдать 27% от суммы лотерейного выигрыша правительству США и еще от 3 до 7% – правительству своего штата.
На протяжении истории лотерея продемонстрировала свой социально ориентированный потенциал: с одной стороны, она дает шанс небогатым людям, составляющим подавляющее большинство игроков в массовых лотереях, с другой – позволяет решить проблемы финансирования общенациональных проектов, для которых нет или недостаточно средств в бюджете.

Опыт канадской провинции Новый Брюнсвик
Азартные игры и доходы от игорного бизнеса раньше контролировались федеральным правительством. После выступлений в суде двух провинций федеральное правительство в 1969 году изменило Криминальный кодекс с целью предоставления права провинциям для урегулирования азартных игр, а в 1985 году были предоставлены такие полномочия провинциям.
До легализации азартных игр люди всех возрастов имели доступ к различным формам электронных азартных игр (электронное бинго, видеолотерея и т. д.). Можно было найти разного рода игровые автоматы в ресторанах, барах, гаражах, коммерческих центрах по всей провинции. Никаких лимитов не было ни на выигрышные суммы, ни на призы. Кроме того, не исключалась возможность так настроить эти аппараты, чтобы они выплачивали игрокам неправильные суммы. В то время было очень много видеоигровых автоматов, многие из которых являлись частью теневой экономики. Их доходы не приносили населению прямой экономической выгоды. Принимать же какие бы то ни было меры против владельцев было невыгодно: на это уходило много времени и денег. Да и редко владельцев признавали виновными, а если вину удавалось доказать – они отделывались незначительными штрафами.
В 1988 году провинции начали задумываться о легализации видеолотерей. Канадская провинция Новый Брюнсвик вынуждена была создать собственные правила. С этой целью была изучена ситуация в штатах Монтана и Южная Дакота, единственных в Северной Америке, кому разрешили установку видеолотерейных терминалов. Правительство Нового Брюнсвика подсчитало все расходы, связанные с установкой игорных автоматов, их содержанием и амортизацией, и сочло приобретение видеолотерейных терминалов невыгодным. В 1990 году группа бизнесменов предложила правительству проект, направленный на сотрудничество с частным сектором, который поспособствует легальному проведению видеолотерейных игр. Согласно этой программе 35% уходит игровым заведениям, 35% – владельцам игровых автоматов и 30% –правительству. В 1990 году доходы от видеолотерейных терминалов составили около 160 млн. долларов, их правильное использование регулируется Законом о лотерее. 10 млн. долларов ежегодно выделяется фонду по защите окружающей среды, остальная часть доходов направляется в различные фонды для финансовой поддержки благотворительных программ. Доходы от проведения видеолотерейных игр растут, и их сумма составила в 1995–1996 гг. 53,5 млн. долларов. Подсчитано: если бы не существовало доходов от игорного бизнеса, правительство вынуждено было бы поднять налоги на доходы частных лиц приблизительно на 4%.
Подготовила Лариса СИДОРОВИЧ

Поделиться