25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 12679 Материалы по теме
В России стартовал федеральный проект – создание паспортов регионов. Сейчас Минрегионразвития России разрабатывает содержание паспорта и методические рекомендации по его заполнению. В пилотной отработке проекта принимают участие 20 субъектов Федерации.
О новом проекте федерального масштаба рассказывает Станислав КРЫЛОВ, заместитель директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития России.

– Станислав Игоревич, в своих интервью сотрудники Минрегионразвития России говорят о создании паспортов регионов как о деле новом, находящемся еще на стадии разработки. А между тем на сайтах многих регионов я встречала упоминание об имеющихся у них паспортах. Или речь идет о разных вещах?
– В понятие «паспорт региона» все вкладывают разный смысл. Министерства составляют свои паспорта регионов, исходя из интересующих только их данных. А информация о регионе, которую субъекты РФ часто называют своим паспортом, очень разнообразна и далека от унификации. Одни имеют в виду очень скромный набор социально-экономических показателей, другие указывают налоговые данные региона, третьи – показатели, отражающие инвестиционную привлекательность, и т. д.
Проведенный нами анализ информационных ресурсов показал, что материалы, характеризующие положение регионов, таковы. В 15 субъектах РФ есть итоги социально-экономического положения, в 39 регионах есть прогноз социально-экономического развития, в 20 субъектах РФ есть набор показателей социально-экономического развития, в 3 субъектах РФ есть постановление правительства региона. В 13 субъектах представлены только самые общие социально-экономические сведения. В 17 субъектах вообще нет материалов, дающих хоть какую-то информацию о регионе. В нескольких субъектах РФ в качестве паспорта региона на сайте выставлено послание губернатора законодательному собранию. При этом на сайтах нескольких регионов находятся данные еще за 2003 год. Есть и такие субъекты РФ, на сайтах которых размещены фотографии губернатора и членов правительства региона, а информация о достижениях региона помещается всего в 10 строчках. У части регионов вообще нет сайтов...
В общем, на основе таких разноплановых, совершенно не соизмеримых данных нельзя ни провести серьезный анализ, ни получить представление о регионе, округе и, соответственно, нельзя понять и оценить общее состояние страны в целом. И это аргумент в пользу создания паспортов регионов.
– Так что же такое в вашем понимании паспорт региона? Каким он должен быть?
– Это живой инструмент, сборник методик, которые позволят региону, внеся в него цифры, произвести расчеты и понять все про свою деятельность, успехи и неудачи, определить свое место в рейтинге регионов в той или иной сфере, а любому министерству, воспользовавшись этим же инструментом, получить все необходимые цифры про любой регион. Такова задача.
При этом губернаторы, с которыми мы связывались, говорили нам, что им необходима полная и унифицированная информация о регионе, поскольку они хотят не только обладать полной информацией в режиме онлайн по своему региону, но и сравнивать свои показатели с данными соседей, такими как цены на топливо, заплата бюджетников, цены на алкоголь, расходы на социальную сферу и пр.
– Но ведь большинство этих данных собирает Росстат…
– Да, он собирает данные через свои региональные отделения, обрабатывает, но публикует их с большим опозданием во времени. И тот же губернатор имеет возможность получить данные о своем регионе примерно через полгода после того, как они были собраны. А за полгода, как вы понимаете, информация уже устаревает и становится неактуальной для руководства субъекта РФ. Например, ВРП рассчитывается в течение двух лет! Сейчас мы получаем от Росстата данные по ВРП за 2003 год.
Особенно остро встал вопрос оперативности сбора данных, когда перед министерством Председателем Правительства РФ Михаилом Ефимовичем Фрадковым была поставлена задача мониторинга хода реализации Закона № 122-ФЗ, связанного с монетизацией льгот. Представлять эти данные и проводить анализ мы должны были каждую неделю, к еженедельному совещанию оперативного штаба и совещанию у Председателя Правительства РФ. Ведь это было в то напряженное время, когда люди выходили с плакатами на улицы, перекрывали дороги, и требовался оперативный анализ по лекарственному обеспечению, транспортному обслуживанию населения, и в первую очередь льготных категорий граждан. И когда мы начали запрашивать эту информацию из регионов, то оказалось, что это очень трудно сделать. В том числе и по причине инертности существующей схемы получения информации по регионам, и по причине невозможности предоставления ее в оперативном порядке.
Паспорт региона призван снять еще одну проблему – субъекты РФ высказывают пожелание, что информация не должна дублироваться. Чтобы не готовить и не отсылать отчетность во множество министерств и ведомств – в одно министерство 500 показателей, в другое 400 и т. д. Они заинтересованы в том, чтобы в постоянном режиме собирать информацию по региону, загонять ее в паспорт, и уже оттуда министерства и ведомства будут получать цифры для отчетности.
– То есть паспорта нужны для получения объективной и оперативной информации из регионов и для облегчения отчетности субъектов РФ?
– Да. Но это еще не все. Например, когда принимался Закон № 122-ФЗ, то были определены и суммы на его реализацию. Средства, определенные Минфином РФ, были заложены в федеральный бюджет с учетом тех данных, которые у них были. Но когда началась реализация закона, выяснилось, что данные о количестве льготников в регионах разнятся с данными, которые были в Минфине России и по которым выводились суммы. В итоге регионы стали говорить, что денег на монетизацию льгот не хватает.
И такая ситуация встречается на каждом шагу – когда у министерств одни данные, они рассчитывают средства на те или иные нужды, пользуясь одними схемами, а в регионах данные другие, поскольку их методики подсчета другие. Также не всегда можно понять, почему по данным МЭРТа та или иная область находится на 27-м месте по определенным рейтингам, в то время как по расчетам самого региона его место должно быть значительно выше по списку. Регионам до конца не ясны методики подсчета, а от этих данных многое зависит: инвесторы очень внимательно их отслеживают и знают ситуацию в каждом регионе досконально.
Также сейчас изменяются межбюджетные отношения, появляется четвертый уровень бюджетов – поселковый. И здесь также пригодится паспорт региона. Ведь, перераспределяя полномочия, регионы просчитывают свои шаги и расходы и говорят, что денег им не хватает. А все потому, что Минфин России считает расходы на перераспределение полномочий по своей методике, а регионы – по своей. И разница получается огромной.
– То есть функция паспорта региона не просто в накоплении и оперативной демонстрации данных, но в предоставлении данных унифицированных, выведенных по методикам, признанным и самими регионами, и федеральными министерствами и ведомствами?
– Да. Это его основные задачи. И это не весь перечень причин создания паспортов регионов.
– Но ведь не секрет, что и у министерств и ведомств данные между собой не согласуются.
– Вот именно. И первая наша задача – чтобы на всех уровнях была объективная информация по конкретному субъекту РФ и чтобы эти показатели были едиными.
Вторая задача – сделать прозрачными сами методики, по которым производятся расчеты. Чтобы регион мог взять свои показатели, взять методику и посчитать свою бюджетную обеспеченность, свой рейтинг, инвестиционную привлекательность, уровень социальной обеспеченности, ЖКХ, тарифы и сравнить их с показателями соседей.
Особенную актуальность паспорт приобретает в свете проходящей сейчас в России оценки деятельности исполнительной власти в субъектах РФ. Ведь сейчас полным ходом идет назначение губернаторов.
И понятно, что должны быть объективные показатели, по которым можно оценивать эффективность их работы. Раньше таким критерием было «голосование ногами» – электорат либо приходил на избирательные участки и голосовал за действующего губернатора, либо выбирал другого, если прежний плохо сработал. Сейчас этот механизм отменен – губернаторов назначают. Поэтому необходим механизм оценки работы губернатора и его команды. По каким критериям оценивать их деятельность? Уровень социальной жизни населения упал или поднялся, инвестиции прибавились или уменьшились, строительство жилья набрало темпы роста или снизило и т. д.? В этом должен помочь паспорт.
Или другая ситуация. В регионах проводится целый ряд инвестиционных проектов, результативность которых должна оцениваться. Есть федеральные целевые программы, под которые регионам выделяются средства, но учет – насколько эффективно эти деньги расходуются, – очень приблизительный. На какие показатели должны повлиять эти деньги? Например, можно построить больницу. Но изменило ли ее появление качество жизни населения? Увеличилось или уменьшилось количество больничных листов и почему именно? Потому что больница теперь рядом, а не в райцентре за 30 километров и людям стало проще до нее добираться, или потому, что они стали чаще болеть? Все эти вещи должны быть понятны не только Министерству здравоохранения и социального развития РФ, но и Минфину РФ, потому что деньги-то на постройку больницы выделяли они.
И не надо забывать, что паспорт даст возможность просчитывать экономический эффект от объединения регионов. А ведь сейчас эти интеграционные процессы очень сильны. Посмотрите, сколько регионов объединяются.
А задача удвоения ВВП? В паспорте и сам регион, и федеральные министерства смогут увидеть, как субъект РФ справляется с поставленной задачей.
– Почему для отработки проекта вы выбрали 20 регионов, а не, например, 10 или 88?
– Мы провели опрос по всем регионам, и согласие поучаствовать в проекте высказали большинство из них. Мы выбрали только 20 регионов, которые с нашей точки зрения обладают наиболее крепкой базой для создания паспорта и детальной проработкой данных. У них есть наработки и по методическому обеспечению. При этом данные регионы уже имеют опыт самостоятельного ведения своих паспортов или имеют большое желание участвовать в их создании.
Поэтому мы и начали отрабатывать с ними и показатели, и методики, и способы сбора информации. То есть, кто будет ее собирать – мы сами или регионы? И где мы ее будем размещать? Сейчас нам кажется, что самый лучший вариант – размещать ее на сайтах субъектов РФ. Если этот вариант окажется неудачным, то, может быть, регионы будут присылать ее к нам для обработки – посредством различных технологий. Например, у ЦИКа есть возможность передачи этих данных по своим сетям. Пилотный проект для того и существует, чтобы отработать эти механизмы, понять, как действовать наиболее удобным для всех способом.
– Какие регионы выбраны для участия в проекте?
– Новосибирская, Вологодская, Костромская, Курская, Ростовская, Ярославская, Воронежская, Магаданская, Саратовская, Самарская, Тульская, Читинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Коми и другие…
– Паспорт будет обязательным для всех регионов или по желанию?
– Он будет обязательным для всех. Мы предполагаем вынести этот вопрос для рассмотрения и обсуждения на заседание Правительства РФ.
Информация для паспорта будет формироваться следующими блоками – ряд показателей будет собираться раз в год, какие-то показатели – раз в квартал, некоторые – раз в месяц, а может быть, ряд показателей необходимо будет собирать раз в неделю.
Мы предполагаем за основу взять 50–60 показателей – по ЖКХ, по качеству услуг населению, по тарифной политике и пр. – и рассмотреть динамику. Сейчас наибольшие вопросы возникают по реализации Закона № 131-ФЗ, монетизации льгот в сфере ЖКХ и переводу населения на стопроцентную оплату услуг. Этот мониторинг мы должны будем проводить ежедневно.
– Когда можно будет увидеть паспорт региона, когда он будет готов?
– В декабре 2005 года будет готов макет паспорта, после чего проведем его презентацию в нашем министерстве и в пилотных регионах.
– А сами регионы, что они думают по поводу паспорта?
– Мы плотно контактируем со всеми субъектами РФ. Проведенный опрос показал, что 99% из них считают необходимым иметь паспорт.
Все регионы считают, что этот паспорт должен быть доступен. Расходятся только в степени открытости этого документа. Кто-то считает, что все его данные должны быть доступны любому жителю региона, кто-то склоняется к мысли, что ряд данных должен быть закрыт.
– Напрашивается вопрос – кто будет контролировать достоверность вносимых в паспорт данных?
– Это следующий этап. Мы сейчас прорабатываем законодательную базу. Готовим проект Закона «О мониторинге в субъектах РФ». В нем мы предполагаем обозначить ответственность тех должностных лиц, которые предоставляют эту информацию. Одно дело, когда операционистка, вбивая данные, ошиблась и поставила не ту цифру, другое – намеренное искажение информации. Такие нарушители, и это мы пропишем в проекте закона, будут нести административную ответственность. А может быть, даже уголовную. Законопроект будет обсуждаться в Госдуме РФ в 2006 году.
– Сейчас идет работа над проектом закона об оценке деятельности органов исполнительной власти в субъектах Федерации...
– Да. Он еще в стадии разработки. Мы принимаем в этой работе участие. Мы даем свои предложения по критериям оценки работы губернаторов. Потому что в основу оценки их работы должен быть положен инструмент. Этот инструмент и есть паспорт региона.
Беседовала Маргарита КАРПЕНКО

Справка «Бюджета»

крылов
Станислав Игоревич КРЫЛОВ, заместитель директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития России
Родился 1 ноября 1965 г.
1982–1988 гг. – студент МВТУ им. Н.Э. Баумана, факультет машиностроения, специальность «Летательные аппараты».
1991–1993 гг. – Государственная академия управления им С. Орджоникидзе, кафедра макроэкономики, специальность «Экономист по организации и управлению внешнеэкономической деятельностью».
1993–1995 гг. – заочная аспирантура ГАУ им. С. Орджоникидзе.
1995 г. – защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование финансово-промышленных групп в России».
2000 г. – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, повышение квалификации по программе «Экономика, государственные финансы, государственное управление», защитил диплом на тему «Проблемы развития топливно-энергетического комплекса в России».
1988–1991 гг. – инженер НИИ специального машиностроения при МГТУ им. Баумана.
1991–1993 гг. – ведущий специалист, главный специалист отдела при председателе Моссовета.
1993–1995 гг. – консультант аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию.
1995–1997 гг. – член Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
1995–2002 гг. – руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики.
2002–2003 гг. – руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности.
2003 г. – октябрь 2004 г. – заместитель начальника управления Комитета по финансовому мониторингу РФ.
С октября 2004 г. по настоящее время – заместитель директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития России.
По экономическим проблемам имеет более 30 публикаций и научных статей.
С 1997 г. – Государственный советник РФ I класса.
Кандидат экономических наук.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно