Версия для печати 44362 Материалы по теме
Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое применение этого термина в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета (КИБ), целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета».
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) разделяет процесс исполнения бюджета на два направления: по доходам и по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета (ст. 218 БК РФ).
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (ст. 219 БК РФ). Данные определения, на наш взгляд, носят поверхностный характер, не раскрывают всей сущности процесса исполнения бюджета.
Бюджет является одной из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее время отсутствуют единые подходы к определению понятия «бюджет». Разные авторы по-своему выделяют характерные черты и функции бюджета. На наш взгляд, сложность определения сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.
Мы полагаем, что бюджет следует рассматривать в трех аспектах: экономическом, материальном и правовом.
Бюджет в экономике – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени. Также в экономическом смысле под бюджетом понимают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями.
Материальная сущность бюджета видна из его характеристик как экономической категории. Как нам известно, сущность любой категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет является наиболее широкой финансово-экономической категорией. Поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:
– перераспределение валового внутреннего продукта;
– государственное регулирование и стимулирование экономики;
– финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
– контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
С правовой точки зрения, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В то же время бюджет в Российской Федерации является законом, то есть подкрепляется силой государства и является обязательным для исполнения.
Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно государственных интересов и интересов муниципального образования. Поэтому отношения в этой сфере регулируются императивными нормами.
Можно определить, что бюджет – это публичные экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим законодательным (представительным) органом в правовой форме. Однако надо иметь в виду, что в статье 6 БК РФ дано экономически акцентированное понятие бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет федеральный – это экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда Российской Федерации, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Государственной думой.
Федеральный бюджет является основной финансовой базой функционирования государства. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны. Средства, мобилизуемые в федеральном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью федерального бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.
Таким образом, можно выделить два основных значения бюджета. Первое – как фонд. В данном случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе – как финансовый план. В этом смысле бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.
Теперь, когда мы рассмотрели сущность бюджета, можно перейти к этимологии словосочетания «исполнение бюджета». Отметим, что по Далю одним из значений глагола «исполнять» является «приводить в действие». Таким образом, исполнение бюджета – это не что иное, как реализация финансового плана государства на практике.
Приведем несколько определений понятия «исполнение бюджета», предлагаемых разными авторами.
По мнению Акперова И.Г., исполнение бюджета – это «...процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года» [1, с. 27]. Седова М.Л. говорит, что «исполнение бюджета – центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления в форме бюджетного фонда…» [2, с. 7]. Годин А.М., Подпорина И.В. дают следующее определение данного понятия: «Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке… Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования» [3, с. 143–148]. Ицкович Б.Ф. под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий [цит. по: 4, с. 28].
В целом мы согласны с такими определениями понятия «исполнение бюджета». Однако, учитывая вышеизложенное рассмотрение этимологии слов «бюджет» и «исполнение», мы полагаем, что наиболее точным будет следующее определение: исполнение бюджета – это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.
Данное определение представляется нам наиболее точным и полным, поскольку при исполнении бюджета решается несколько важных и сложных задач в рамках проводимых в стране экономических, политических и социальных реформ. Бюджет государства – это баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, сборов и иных платежей в соответствии бюджетным и налоговым законодательствами. Расходы бюджета ежегодно утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование расходов, утвержденных сверх бюджетных ассигнований, невозможно. Также особую значимость имеет своевременное и целевое использование бюджетных средств, поскольку задержка финансирования или отвлечение средств не на те цели, на которые они выдавались, приводит к сбою всего процесса исполнения бюджета. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию экономических, политических и социальных реформ, проводимых в стране.
Как нам известно, в мире существует несколько систем исполнения бюджета. В России в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета (КСИБ). Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Иванова Н.Г. и Маковник Т.Д. дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств» (курсив Ивановой Н.Г., Маковник Т.Д. – Е. К.) [5, с. 29]. Данное определение, на наш взгляд, является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами федерального бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др.
По данному вопросу нам более близко мнение Прокофьева С.Е., который понятие «казначейское исполнение бюджета» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля» [6, с. 11–12].
Акперов И.Г. выделяет три системы исполнения бюджета, в том числе и казначейскую, «…при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управления их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений» [1, с. 27–28].
Большинство практических работников финансовых структур, в том числе органов Федерального казначейства, в своих публикациях стараются избегать четкого определения понятия «казначейское исполнение бюджета». Они рассматривают этот процесс через функции, задачи, принципы. Так, Федоров В.В. под казначейской системой исполнения бюджета понимает «систему всеобъемлющего учета движения бюджетных средств, начиная от их поступления в государственную казну», и далее он рассматривает основные функции казначейства [7, с. 5]. Рыбакова Р.Ю. процесс казначейского исполнения бюджета описывает так: «…Исполнение бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов казначейства…» [8, с. 11]. Безденежных А.В. и Начинкин Д.Б. суть КСИБ сводят к тому, что «…казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учреждений и напрямую осуществляет по ним платежи на счета поставщиков и производителей. Соответственно у казначейства появляется возможность четкого контроля над расходами…» [9, с. 11]. Нестеренко Т.Г. говорит, что «казначейское исполнение – это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…». Именно на этом счете «ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета» [10, с. 3].
Как мы видим, в специальной научной литературе, а также многочисленных публикациях отсутствует достаточно полное научное определение содержания понятия «казначейское исполнение бюджета». На наш взгляд, наиболее точное и полное следующее определение: Казначейское исполнение бюджета – это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

Литература:

1. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.: ил.
2. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2001, № 1. С. 7–10.
3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
4. Шагжиева Т.С. Дискуссионные вопросы содержания понятия «исполнение бюджета» // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2001, № 18. С. 27–33.
5. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
6. Прокофьев С.Е. Методологические и организационные основы развития казначейской системы исполнения бюджетов в России: Автореф. дис. докт. эк. наук. – Саратов, 2003. – 35 с.
7. Федоров В.В. Переход на казначейскую систему исполнения обязательств местного бюджета // БиНО: Бюджетные учреждения. – 2001, № 4. С. 5–13.
8. Рыбакова Р.Ю. Переход на казначейское исполнение бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2003, № 8. С. 6–19.
9. Безденежных А.В., Начинкин Д.Б. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2001, № 15. С. 28–30.
10. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. – 2004, № 3. С. 3–8.

Cправка "Бюджета"
Елена Анатольевна Король.
Окончила Хабаровскую государственную академию экономики и права, факультет «Международные экономические отношения».
В УФК по Хабаровскому краю работает с 2001 г.
Начинала свою деятельность со специалиста 1 категории отдела планирования развития органов федерального казначейства.
В настоящее время занимает должность главного казначея отдела финансирования правоохранительных органов УФК по Хабаровскому краю.

Поделиться