Версия для печати 2037 Материалы по теме
Бесплатной раздачи госимущества не будет
#59347# То, что было хорошо в кризис, не совсем вписывается в посткризисный период. Государство начало тяготиться своим 50%-ным контролем над экономикой и намерено избавляться от излишней ноши через приватизацию. И явно не лишними будут для дырявого бюджета миллиарды рублей, вырученные от продажи доли госучастия в экономике. Приватизационные доходы в 2010 году будут увеличены в 10 раз - до 70 млрд рублей. Но бесплатной раздачи госимущества не будет, предупредил премьер-министр Владимир Путин.

Дорого продать

Правительство во вторник занялось вопросами снижения доли государства в экономике. Как заявил премьер-министр Владимир Путин, открывая во вторник совещание по вопросам приватизации, вместе с ростом экономики нужно иметь четкий план, что делать государству с избыточными активами.

"В период кризиса произошло серьезное увеличение присутствия государства в экономике. Однако по мере снижения остроты кризисных проблем, восстановления экономики и возвращения к устойчивому росту необходимо иметь ясный и понятный план работы с избыточными активами, ясно и четко представлять, что мы будем делать с так называемыми ФГУПами", - заявил В.Путин

В.Путин отметил, что частично ФГУПы, как показывает анализ работы, "работают исключительно как частные конторы, их основной целью является извлечение прибыли, только при этом они бесплатно используют государственное имущество".

В этом, по словам премьер-министра, только и состоит вся разница ФГУПов по сравнению с частным бизнесом.

Говоря об увеличении государственного присутствия в экономике, В.Путин подчеркнул, что "это была естественная реакция государства на неспособность, подчас, частного сектора самостоятельно справиться с возрастающими проблемами в период мирового финансово-экономического кризиса", а также с "настойчивыми призывами частного сектора к правительству о помощи".

"Мы рассматриваем приватизацию как один из ключевых инструментов структурных реформ в реальном секторе экономики, улучшения конкурентной среды и привлечения дополнительных инвестиций", - сказал В.Путин.

При этом он подчеркнул, что "в каждом конкретном случае необходимо внимательно смотреть, насколько реально привлечь дополнительные инвестиции в приватизированные предприятия", произойдут ли при этом позитивные сдвиги в экономике этого предприятия, а также соблюдены ли "требования национальной безопасности, особенно если речь идет о стратегических отраслях".

"Приватизация не может быть ни бесплатной, ни льготной. Если федеральное имущество и должно продаваться, то должно продаваться только по реальным рыночным ценам, без всяких скидок. И в этом случае это еще будет и дополнительным источником пополнения бюджета, что немаловажно в условиях его дефицита", - сказал В.Путин.

Как сообщила в свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина, прогнозные доходы бюджета от приватизации в 2010 году увеличены до 70 млрд рублей с 7 млрд. В целом, по ее словам, в 2010 году предполагается выставить к продаже более 450 пакетов акций, включая, в том числе, так называемые крупные продажи. К последним, пояснила министр, относятся продажи инфраструктурных компаний, порты, аэропорты. В числе компаний, акции которых планируются к продаже, она назвала Росгосстрах. Росагролизинг планируется к продаже в 2011 году.

Э.Набиуллина уточнила, что к продажам в 2010 году не планируются такие компании, как "Роснефть", "Аэрофлот", Сбербанк, ВТБ, РЖД, Газпром-Нефть.

Изюминки приватизации

Правительство планирует в 2010 году продать 13,1% акций "Росгосстраха". Правда, как сообщила по итогам заседания глава Минэкономразвития, детали планируемой продажи этой компании не обсуждались. "Посмотрим дальше", - сказала она, комментируя вопрос, почему планируется продавать не весь госпакет акций "Росгосстраха".

Кроме того правительство РФ планирует продать до 20% акций "Совкомфлота" в конце 2010 - начале 2011 года. Как отметила Э.Набиуллина, "будем готовить к продаже".

Отвечая на уточняющий вопрос, будет ли IPO акций "Совкомфлота" либо продажа стратегическому инвестору, министр заявила, что конкретные детали не рассматривались, и решение о процедуре продажи акций принято не было.

"Будем рассматривать варианты. При этом хотела бы сказать, что мы готовим продажи, но будем осуществлять эти продажи в том случае, если рынок будет благоприятный и мы будем получать те доходы, на которые мы рассчитываем. Будем смотреть на конъюнктуру рынка, дешево продавать не будем", - добавила министр.

Ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия активизирует приватизацию для того, чтобы снизить дефицит бюджета из-за падения других доходов. По его словам, около 5,5 тыс. госпредприятий могут быть акционированы и проданы. Одной из первых крупных продаж И. Шувалов назвал приватизацию до 20% акций "Совкомфлота".

Тогда же "Совкомфлот" в своем сообщении привел слова руководителя администрации президента РФ, председателя совета директоров "Совкомфлота" Сергея Нарышкина о том, что совет директоров считает целесообразным рассмотреть вопрос о выводе ценных бумаг пароходства на рынки капитала в конце 2010 - начале 2011 года.

Как отметил С.Нарышкин, средства от размещения акций компания планирует направить на финансирование инвестпрограммы, "прежде всего, исходя из планов участия компании в новых проектах по обслуживанию морской нефтегазодобычи на российском шельфе".

"Совкомфлот" начал подготовку к IPO в конце 2007 года, после того как государство передало ему около 97% акций основного конкурента, ОАО "Новошип". Компания заявляла о том, что технически будет готова к IPO к III кварталу 2008 года, при этом размещение не является для компании критически важным, дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от конъюнктуры рынка. При этом компания планировала IPO именно "Совкомфлота", а не "Новошипа", и не объединенной компании. Однако ради выгодного IPO "Совкомфлот" и "Новошип" могут перейти на единую акцию, заявлял в конце 2007 года замглавы Минтранса Александр Мишарин.

"Совкомфлот" на 100% принадлежит РФ. Компания включена в перечень стратегических предприятий, то есть для вывода акций компании на рынок потребуется включение компании в план приватизации 2009 года.

"Шереметьево" не продадут

По итогам совещания стало ясно, что правительство не планирует продавать "Шереметьево", а проведет конкурс на привлечение управляющей компании. Причем не абы какой, а, как выразилась министр, - "хорошей". Как отметила Э.Набиуллина, "будем готовиться к тому, чтобы объявить конкурс (по отбору управляющей компании) к концу 2010 года".

В министерстве транспорта РФ "Интерфаксу" пояснили, что речь идет о привлечении управляющей компании для развития терминального комплекса аэропорта "Шереметьево".

Источник в совете директоров "Шереметьево" сообщил агентству, что параллельно рассматривается вопрос проведения конкурса на концессионное управление третьей взлетно-посадочной полосой. Вопрос продажи части пакета инвестору путем IPO отодвинут минимум до 2011 года, однако окончательно не снят с повестки дня, добавил собеседник агентства.

До кризиса государство планировало провести приватизацию АО "Международный аэропорт "Шереметьево", продав часть пакета в ходе IPO. Для этих целей летом 2005 года была заказана оценка рыночной стоимости акций аэропорта: тогда 100% акций МАШ были оценены в 25 млрд. рублей. Минтранс тогда выступал против сокращения доли государства в аэропорте, в том числе и потому, что не были урегулированы имущественные и земельные вопросы.

Предложить инвесторам пакет акций МАШ не позволил кризис, после его начала вопрос был временно снят с повестки дня.

Российское правительство в 2003 году уже проводило конкурс по выбору управляющей компании для "Шереметьево". Интерес к участию в этом конкурсе проявляли "Аэрофлот", "Альфа-групп", АФК "Система", Национальный резервный банк и аргентинская Corporacion America. Конкурс завершился в январе 2004 года: консорциум, в который входил "Аэрофлот", проиграл компании "Альфа-Шереметьево". Итоги конкурса долго не утверждались, а в июне 2004 года правительство поручило "Аэрофлоту" и "Альфе" договориться об условиях совместного управления "Шереметьево". Совместного управления также не вышло - "Аэрофлот" решил реализовывать проект по созданию терминала "Шереметьево-3", отказавшись от управления "Шереметьево". Ввести в эксплуатацию "Шереметьево-3" планируется в начале 2010 года.

Государству принадлежит 100% акций МАШ. Аэропорт входит в список стратегических предприятий.

Источник: /IFX.RU/
Поделиться