Версия для печати 1487 Материалы по теме
«Перспективная отрасль»
#37738# С начала октября российский автопром замер в ожидании новых правительственных инициатив по его поддержке. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что объем накопленного долга предприятий отечественного авторынка составляет 100 млрд руб., и «с этим надо что-то делать». Вчера по итогам заседания правительственной комиссии г-н Шувалов сообщил, что принято решение больше не повышать импортные пошлины на автомобили. Кроме того, власти отказалось от идеи конвертации долгов «АвтоВАЗа» перед банками в акции компании и выразили готовность предложить Renault увеличить долю в «АвтоВАЗе» (сейчас контролирует 25% плюс одна акция) до контрольной. В целом первый вице-премьер отметил, что автопром -- это перспективная отрасль, и при хорошем сценарии ее развития можно ожидать, что в ближайшие 20 лет объем инвестиций в нее достигнет 40 млрд евро.

Как известно, пошлины на ввоз иномарок постановлением правительства были повышены с 12 января сроком на девять месяцев и были призваны стать одним из рычагов помощи отечественному авторынку. На новые машины ставки пошлин тогда выросли с 25 до 30%, но не меньше 1,2--2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины от трех до пяти лет -- с 25 до 35%, но не меньше 1,2--2,8 евро, старше пяти лет -- 2,5--5,8 евро. В октябре эти пошлины были продлены еще на девять месяцев. Впрочем, вчера г-н Шувалов отметил, что развитие отрасли не должно ограничивать права потребителей, а предложения о введении пошлин на ввоз новых автомобилей и автокомпонентов были неправильными. «Все, что касалось введения запретительных пошлин на ввоз нового автотранспорта и ряда запчастей, это неправильные решения, и мы с ними работать не будем», -- подчеркнул первый вице-премьер. Это не значит, что действующие пошлины могут отменить вовсе, просто они не будут повышаться в дальнейшем, сказал «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией.

В начале октября комиссия г-на Шувалова приняла решение о создании рабочей группы по развитию российского автопрома, и тогда сообщалось, что ставка будет сделана на два предприятия -- «АвтоВАЗ» и ГАЗ. Именно их государство и будет спасать.

В начале сентября президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров отмечал, что банковский долг предприятия составляет 42 млрд руб. Одной из идей по спасению была конвертация долгов автогиганта перед банками-кредиторами -- ВТБ и Сбербанком -- в акции компании. Банкам было предложено рассмотреть выкуп конвертируемых облигаций предприятия на общую сумму 50 млрд руб., но они такой идеей не загорелись. А вчера Игорь Шувалов (на снимке в центре) сказал, что правительство вообще от нее отказалось. «Банки, обладая такими пакетами, не смогут участвовать в управлении, а долг, таким образом, подвиснет», -- объяснил он. Впрочем, новой идеи пока не предложено. А г-н Шувалов вчера отметил, что реструктуризация долга, а также увольнения персонала на «АвтоВАЗе» будут зависеть от поведения компании Renault как стратегического инвестора.

По словам первого вице-премьера, правительство готово предложить Renault увеличить его долю в «АвтоВАЗе», но пока такой заинтересованности со стороны французского концерна нет. «Если будет предложение от Renault, мы будем готовы его рассмотреть. Но его пока не было», -- сказал первый вице-премьер.

Еще в октябре старший вице-президент Renault и член совета директоров «АвтоВАЗа» Кристиан Эстев подчеркивал, что у французского автоконцерна нет свободных денег, но Renault готов в качестве своего вклада предоставить «АвтоВАЗу» ноу-хау и свои технологии. А блокирующего пакета в «АвтоВАЗе» Renault вполне достаточно.

Тем временем средств на выживание «АвтоВАЗу» не хватает. На реструктуризацию задолженности перед банками и держателями облигаций автогиганту необходимо 38 млрд руб., а на пополнение оборотного капитала и реализацию инвестпрограммы еще 12 млрд руб. Глава правительства Владимир Путин на прошлой неделе уже пообещал помощь автогиганту в реструктуризации долга и заявил, что правительство выделит еще 4,8 млрд руб. на выполнение социальных программ «АвтоВАЗа» и создание новых рабочих мест. Общая сумма помощи автогиганту, таким образом, составляет 54,8 млрд руб. «Но это не все. Чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу, потребуются дополнительные инвестиции. Предварительные подсчеты говорят, что это будет около 5 млрд руб. Но это следующий этап, -- говорил 5 ноября на заседании президиума правительства г-н Путин. Впрочем, пока схема реструктуризации до конца не доработана. «Долг должен быть оформлен на новых условиях. Окончательно решим, как поступать, когда поймем, как будут поступать другие инвесторы «АвтоВАЗа», -- подчеркнул вчера г-н Шувалов. Сегодня помимо Renault блокпакеты «АвтоВАЗа» также контролируют госкорпорация «Ростехнологии» и инвесткомпания «Тройка Диалог».

По итогам вчерашнего заседания было решено рассмотреть инвестпрограмму «АвтоВАЗа» и варианты конвертации долга автогиганта на правительственной комиссии 20 ноября. Помимо «АвтоВАЗа» будут обсуждаться и инвестпрограммы других компаний, а также программа развития российского автопрома до 2020 года.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться