25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 17104 Материалы по теме
влада маслова
Влада МАСЛОВА, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ, к. э. н.

Земля

В качестве главного незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в Российской Федерации насчитывалось 167,6 млн га сельскохозяйственных угодий (около 80 % из них принадлежит сельскохозяйственным организациям). За период 1990–2006 годов площадь пашни сократилась на 29,6 млн га, причем в восьми регионах Российской Федерации больше чем на 1 млн га.
Серьезные опасения вызывает деградация сельскохозяйственных земель. За последние 15 лет объемы вносимых минеральных удобрений значительно сократились. Так, на 1 га посевной площади в 1990 году вносилось 88 кг действующего вещества, в 2005 году — всего 25 кг. В последнее время наблюдается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений. В 2008 году в среднем было внесено 36 кг действующего вещества в расчете на 1 га. Наибольший прирост внесения минеральных удобрений отмечался в Центральном и Южном федеральных округах. Объемы внесения органических удобрений год от года также сокращались: с 3,5 т на 1 га в 1990 году до 1 т в 2008 году.

Темпы роста сельхозпродукции

В 2004–2007 годах средний темп прироста производства продукции сельского хозяйства составлял около 3 %. В 2008 году данный показатель увеличился до 10,8 % и объем валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах составил 2,6 трлн руб. Такой рост был обусловлен увеличением производства продукции животноводства, а также высоким урожаем зерна. Наиболее динамично развивались фермерские хозяйства. Однако их доля в производстве невелика (около 9 %), поэтому они слабо влияют на развитие отрасли в целом. Хозяйства населения производят около 42 % сельскохозяйственной продукции. В последние годы прироста производства в них практически не наблюдалось. Главными поставщиками товарной продукции остаются сельскохозяйственные организации, которые в 2008 году значительно повысили темпы своего развития: с 4,8 % в 2004 году до 16 % в 2008 году.
В общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2008 году на долю растениеводства приходилось 56 %, животноводства — 44 %. Собранный в прошлом году урожай зерновых был наибольшим за последние десять лет и составил 108,2 млн т. Он полностью обеспечил внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне и позволил направить на экспорт около 20 млн т зерна. Валовой сбор зерновых в целом увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8 %, в том числе пшеницы — на 29 %, ячменя — почти на 49 %, кукурузы на зерно — на 76 %.
Перевыполнен показатель Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» (далее Госпрограмма) по производству скота и птицы в живом весе. Этот рост в основном был обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства мяса птицы. Производство мяса крупного рогатого скота увеличилось всего на 2 %, овец и коз — на 3 %. В 2008 году удалось достичь некоторой стабилизации производства молока — было надоено 32 млн т — за счет увеличения продуктивности коров до 4,2 тыс. кг.

Инвестиции

В 1990 году удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений по народному хозяйству составлял 20 %. В ходе реформирования аграрного сектора положение в корне изменилось. Произошло разрушение его материально-технической базы. Так, в 1992–2008 годах парк тракторов, культиваторов, плугов, сеялок, зерноуборочных комбайнов сократился в 3–4 раза. Также увеличился размер пашни, приходящейся на 1 трактор, комбайн.
Состояние основных фондов зависит от размера инвестиций, направляемых на их обновление. В связи с принятием нацпроекта «Развитие АПК», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Госпрограммы появилась положительная тенденция по увеличению инвестиций в аграрный сектор. Так, анализ динамики основных средств в сельскохозяйственных организациях показывает, что прирост вложений по таким направлениям, как машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот осуществлялся высокими темпами, опережающими уровень инфляции.
Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в инвестициях в основной капитал по всем видам экономической деятельности в 2007 году составил 5 %. Физический объем инвестиций по сравнению с 2006 годом (в сопоставимых ценах) вырос на 31 % (опередив средний показатель по экономике на 10 пунктов) и достиг 338 млрд руб. Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства составили 212 млрд руб. В 2008 году из-за финансово-экономического кризиса ситуация изменилась. Рост инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности составил в сопоставимых ценах 109 %, в сельском хозяйстве произошло сокращение данного показателя на 2,5 %. В общем объеме инвестиций доля сельского хозяйства сократилась до 2,5 %, составив в фактически действующих ценах 224 млрд руб.
Важнейшим источником вложений в основной капитал сельского хозяйства остаются собственные средства предприятий и организаций. В 2000 году их доля составляла 74 % от всех капиталовложений. В целом по экономике этот показатель равнялся 47,5 %. В сельском хозяйстве в связи с развитием финансово-кредитной политики и проводимой государством политикой субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам в структуре инвестиций значительно повысилась доля заемных и прочих привлеченных средств. К 2008 году удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал сельского хозяйства практически сравнялся со средним показателем по экономике и составил 40 %.

Рентабельность

Возможности расширения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств зависит от финансового состояния отрасли. До осени 2008 года в экономике страны отмечалось оживление. Наблюдался рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реально располагаемые доходы населения, рос валовой внутренний продукт. В сельском хозяйстве тоже наметились положительные сдвиги: улучшилось финансово-экономическое положение сельхозорганизаций, росли собственные и приравненные к ним средства, увеличивалось количество прибыльных хозяйств. Так, в 2002 году прибыльных предприятий было меньше половины, в 2008 году их доля поднялась до 82 % от общего количества. Это было обусловлено, с одной стороны, повышением рентабельности сельскохозяйственного производства, а с другой стороны тем, что многие убыточные организации обанкротились и просто перестали существовать.
По оценкам Минсельхоза России, в 2008 году выручка от реализации продукции сельхозпредприятий достигла 887,8 млрд руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 768 млрд руб., прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11 % и приблизилась к 117 млрд руб. В 2008 году в 1,8 раза вырос размер бюджетных субсидий и составил 100 млрд руб. Более половины субсидий из бюджетов, относимых на финансовый результат, получили сельхозпроизводители Приволжского и Центрального федеральных округов (см. рис. 1).
схема
Несмотря на улучшение финансово-экономических показателей в отрасли полученный размер прибыли недостаточен для ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая часть организаций убыточны. Согласно сельскохозяйственной переписи 2006 года около 30 % крупных и средних предприятий, 37 % малых, 48 % крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14 % личных подсобных хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.

Программа финансового оздоровления

В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 1 октября 2008 года число организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 % и 22,6 % соответственно)1. Меньше всего предприятий, принимающих участие в программе, в Дальневосточном (около 3 %), Северо-Западном и Уральском (по 5 %) федеральных округах. Сумма списанной задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам составила 30 млрд руб.
В то же время более 5 тыс. организаций, вошедших в программу, утратили право на реструктуризацию долгов. Больше всего таких предприятий сосредоточено в Приволжском, Центральном и Северо-Западном  федеральных округах. Это связано с невозможностью выполнить все условия соглашения из-за неустойчивого финансового положения.

Кризис

С осени 2008 года под влиянием мирового финансового спада начали наблюдаться кризисные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. — 106,3 %). Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.
По сравнению с промышленностью более высокими показателями характеризовалось сельскохозяйственное производство. За 2008 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8 %. Но несмотря на высокие темпы роста производства экономическое положение отрасли практически не улучшилось: понизился уровень рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал.
На реализацию мероприятий Гос­программы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с преды­дущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % — краткосрочные кредиты, 35 % — инвестиционные, 12 % — кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования (см. табл. 1).

Таблица 1 Объем кредитных средств и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд руб. (по данным Минсельхоза России)

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Всего по кредитам

114,5

6,6

277,7

1,8

304,4

5,2

420,9

4,0

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

краткосрочные

89,0

4,4

96,2

4,2

146,9

7,2

224,2

7,1

инвестиционные

25,2

2,1

104,6

5,4

110,5

4,6

148,5

1,7

на развитие малых форм

0,3

0,1

41,0

2,2

47,0

3,4

48,2

5,2


Объемы субсидий, выделенных на компенсацию части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются. Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных по этому направлению, увеличилась в пять раз по сравнению с 2005 годом и составила 34 млрд руб. На эти цели также выделяются компенсации и за счет средств региональных бюджетов. В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов Федерации к общему объему выплаченных субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию — 25 %, по инвестиционным кредитам — 34 % и по кредитованию малых форм хозяйствования — 6,5 %. Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60 %) (см. рис. 2).
диаграмма

Антикризисные меры

Для выполнения показателей Гос­программы, а также в рамках антикризисного плана Правительства РФ из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд руб., что на 30 % больше, чем в предыдущем году. Непосредственно в рамках антикризисного плана в АПК дополнительно направлено 87 млрд руб.: 45 млрд руб. — на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», 25 млрд руб. — на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг», 17 млрд руб. — на субсидии на уплату процентов по кредитам. То есть значительная часть финансовых ресурсов, направляемых в аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей.
В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства РФ о пролонгации краткосрочных кредитов еще на шесть месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100 %).

Ценовые соотношения в АПК

В оптимизации пропорций воспроизводства в аграрной сфере значительную роль играют ценовые отношения. Проведенный анализ показал, что обмен продукцией между сельским хозяйством и другими отраслями АПК характеризуется неустойчивостью. Это подтверждают отношения индексов цен в 2002–2008 годах. В 2002–2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная ситуация. В 2005–2006 годах ценовые соотношения для аграрного сектора опять стали ухудшаться. Резкий скачок цен на сельскохозяйственную продукцию в III–IV кварталах 2007 года несколько изменил ситуацию — индекс цен на продукцию сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6 %. В 2008 году эта тенденция сохранилась: темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями, на 1,8 %. В целом за период 2001–2008 годов ценовые соотношения показали, что индексы цен на продукцию сельского хозяйства за исследуемый период увеличились в 2,4 раза, а индексы цен на промышленные товары, приобретаемые сельским хозяйством, выросли почти в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо и строительные материалы — более чем в 4 раза, минеральные удобрения — в 3,8 раза, ГСМ — в 3,1 раза.
Неэквивалентность обмена зарождается во взаимоотношениях сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая устанавливает тот ценовой уровень, по которому сельхозпроизводителям приходится реализовывать свою продукцию для последующей переработки, а проявляется между первой и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в пищевой промышленности, в свою очередь оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли.
Поэтому при совершенствовании межотраслевых ценовых диспропорций следует учитывать не только диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель — пищевая промышленность — транспортировка — ретейлеры. В связи с этим необходимо как можно быстрее принять закон «О торговле».

Социальное развитие

Одной из злободневных проблем аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная демографическая ситуация. Снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий.
Низкий, социально-несправед­ливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда. В 2008 году в целом по экономике среднемесячная номинальная зарплата одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8034 руб.). И это при том, что уровень заработной платы в отрасли по сравнению с 2007 годом повысился на 39 %. Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.
В 2008 году уровень заработной платы в сельском хозяйстве составил почти 47 % от среднего уровня по экономике. В целях улучшения трудового и кадрового потенциала отрасли, на наш взгляд, этот показатель целесообразно довести хотя бы до 70–80 % уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможно.
В целях повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики необходимо усилить роль инноваций в инвестиционном процессе. Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы научно-технического развития, значительного улучшения пока нет, а начавшийся финансово-экономический кризис еще больше обострил проблему выхода нашей экономики из «инновационной ямы». В нашей стране еще не создана целостная национальная инновационная система. В Гос­программе до 2012 года намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций: развитие элитного семеноводства и племенного животноводства, техническая и технологическая модернизация отрасли, создание системы государственного информационного обеспечения и развитие сети консультационных центров. Но в Госпрограмме нет конкретных показателей по расширению инновации, стимулирование этого процесса осуществляется косвенными методами.
Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 27 % по сравнению с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности.
Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.
Таким образом, проблема повышения эффективности воспроизводства в аграрном секторе экономики в условиях кризиса со стороны государства должна решаться в сфере совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей — на базе рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно