Версия для печати 4209 Материалы по теме
До того как в 1996 году начала постепенно формироваться заемная система Москвы, заимствования в основном осуществлялись разрозненно и нескоординированно несколькими органами московской городской администрации. В целях упорядочивания процесса заимствований, а также создания централизованной системы управления заимствованиями и инвестирования заемных средств в июне 1999 года в соответствии с постановлением правительства Москвы № 213 от 23 марта 1999 г. было создано Финансовое агентство города Москвы.

Спектр деятельности

Создание Мосфинагентства стало очередным шагом в реализации стратегии инвестиционного развития городского хозяйства и городской экономики за счет привлечения средств с внешних и внутренних рынков капитала, дальнейшего развития инфраструктуры московского рынка ценных бумаг и механизма управления заемно-инвестиционной системой Москвы. Агентство было создано в соответствии с общепринятой мировой практикой профессиональных агентств, управляющих государственными и муниципальными долговыми обязательствами. Основой создания Мосфинагентства стали специализированные учреждения, ранее обеспечивающие функционирование заемно-инвестиционной системы Москвы. Применение такой формы организации деятельности по привлечению средств и управлению долгом гарантирует высокий профессиональный уровень работы, снижает общие операционные издержки и расходы города на обслуживание долга, уменьшает финансовые риски и делает всю систему прозрачной. Все это обеспечивается за счет эффективной организации и привлечения кадров высшей квалификации, высокого технического оснащения и использования самых передовых технологий.
Финансовое агентство находится в ведомственном подчинении и функционирует под текущим управлением Комитета государственных заимствований города Москвы, за которым правительство Москвы закрепило статус единого заемщика города по всем видам заимствований, кроме бюджетных кредитов. Агентство организует свою деятельность в соответствии с самыми жесткими требованиями современных международных стандартов, опираясь на высококвалифицированный коллектив сотрудников с опытом работы в финансовой сфере и структурах исполнительной власти и широкий спектр профессиональных партнеров.
Агентство осуществляет технологическое обеспечение деятельности Комитета государственных заимствований города Москвы, организует размещение займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках, осуществляет контроль над их обращением на вторичном рынке, выполняет работы по привлечению кредитных ресурсов. В функции СГУП «Мосфинагентство» входит:
  • участие в планировании программы заимствований Москвы (разработка проектов, бюджетных показателей, относящихся к долгу города, подготовка рекомендаций по стратегии управления долгом города, проектирование условий и параметров займов);
  • решение операционных задач управления долгом, техническое и профессиональное обеспечение деятельности Комитета государственных заимствований города Москвы;
  • деятельность по координации взаимодействия структур правительства Москвы с международными рейтинговыми агентствами и подготовке запрашиваемой указанными агентствами информации о Москве;
  • развитие инфраструктуры рынка облигаций городского облигационного (внутреннего) займа Москвы.
Агентство по поручению комитета также осуществляет операции по финансовому учету состояния движения средств заемной системы города, комплексное планирование финансовых показателей и экономических критериев, норм и нормативов, используемых городской заемной системой. Специалисты агентства разрабатывают и совершенствуют нормативно-правовую и договорную базу заемной системы.
Помимо названных функций Мосфинагентство участвует в разработке и сопровождении инвестиционных проектов, обеспечении должной правовой защиты имущественно-финансовых интересов Москвы, оказывает организационно-техническую, информационно-методическую и консультационную помощь участникам городской заемной системы, а также другим субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Управление долгом

Участие в формировании бюджетной политики в области управления государственным долгом — одна из функций системы управления финансовыми ресурсами Москвы, активное участие в которой принимает Мосфинагентство. Как показал кризис 1998 года в России, государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. В связи с этим очень важна тесная взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами обеспечения экономической безопасности государства или региона, осуществляющего заимствования. Вместе с тем ограничения, накладываемые действующим законодательством на объем государственного долга субъекта Российской Федерации и на платежи в счет его обслуживания, не позволяют полностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций в экономике. По этой причине разработка и совершенствование методов управления долгом и обеспечения безопасного уровня долговой нагрузки на финансовую систему города является одной из важнейших задач городских властей, активное участие в решении которой принимает Мосфинагентство.
Под управлением госдолгом Москвы понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Понятие управления государственным долгом включает три взаимосвязанных направления деятельности:
  • бюджетная политика в части планирования объема и структуры государственного долга Москвы;
  • осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание;
  • организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
В Москве создан и успешно функционирует механизм оценки и обеспечения экономически безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет города, а также разработан и исполняется порядок управления государственным долгом Москвы в системе единого заемщика.

Исполнение Программы заимствований в предкризисный и кризисный период

В предкризисный период 2007–2008 годов Комитет государственных заимствований города Москвы и Мосфинагентство, ожидая ухудшения обстановки на финансовых рынках, своевременно провели ряд мероприятий, направленных на улучшение структуры долга города и повышение ликвидности облигаций Москвы, среди которых важнейшими стали:
  • погашение и выкуп краткосрочных долговых инструментов;
  • проведение обмена краткосрочных облигаций на долгосрочные инструменты рынка;
  • подготовка к проведению аукционов РЕПО и обратного РЕПО на ММВБ.
Осуществленные действия хорошо подготовили инвестиционно-заемную систему Москвы к событиям финансового кризиса. Показатели долговой нагрузки в 2008 году, определяемые как отношение ежегодных выплат на обслуживание и погашение долга к доходам бюджета, не превышали 1,5 %, что в несколько раз ниже предельно допустимого уровня. Это обеспечило Москве возможность осуществления дальнейших заимствований в необходимых объемах без ухудшения кредитного качества и позволило полностью исполнить программу заимствований в 2008 году.
Несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры Москва в течение предыдущего года размещала не только краткосрочные (до трех лет), но и долгосрочные облигации со сроком погашения до 9,5 лет. Общий объем размещения в 2008 году достиг 27,7 млрд руб. (7 % совокупного объема первичного рынка российских облигаций без учета ОФЗ), средняя ставка размещения оказалась равна 7,17 % годовых.
Дестабилизация на международных финансовых рынках, девальвация рубля привели в конце 2008 года и первой половине 2009 года к росту премий за риск и увеличению процентных ставок на долговых рынках, в том числе на внутреннем российском рынке облигаций. В то же время снижение деловой активности негативно отразилось на основных источниках доходной части бюджета Москвы — налоге на прибыль организаций и налоге на доходы физических лиц. В связи с чем Законом о бюджете города Москвы на 2009 год была предусмотрена Программа заимствований в объеме 135,9 млрд руб. в целях сохранения положительных темпов развития московской экономики и поддержания инвестиционной активности в городе.
рисунок
Для выполнения поставленных городом масштабных задач по привлечению заемных средств Мосфин­агентство разработало и применило специальный сценарий действий на рынке в условиях кризиса. Ключевым элементом политики заимствований остается концентрация ликвидности в крупных эталонных выпусках со сроками погашения три, пять, 10 и 15 лет. Вместе с тем в условиях кризиса в целях снижения стоимости обслуживания долга в среднесрочной перспективе Москва временно перешла к практике размещения облигаций срочностью до пяти лет. На начало ноября 2009 года на внутреннем рынке размещено облигаций на сумму около 115,4 млрд руб. В результате в настоящее время в обращении находится 14 выпусков внутренних облигаций Москвы на общую сумму 190 млрд руб. со средним сроком до погашения 3,6 лет и средневзвешенной ставкой 9,7 % годовых. По оценкам Мосфинагентства, на конец 2009 года показатели долговой нагрузки на бюджет Москвы останутся в пределах допустимых значений и не превысят 25 %. Низкий уровень долговой нагрузки стал одним из важнейших факторов сохранения инвестиционного уровня кредитных рейтингов Москвы.
Результатом деятельности Мосфин­агентства в кризисный период стало поддержание в Москве приемлемого уровня государственных инвестиций за счет направления на эти цели почти 100 млрд руб. «чистых» заимствований. Опыт, накопленный Мосфинагентством, и в дальнейшем будет активно использоваться Москвой для решения сложных задач привлечения займов на внутреннем и международном финансовых рынках в интересах социально-экономического развития столицы.

лужков
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы

Москва придерживается консервативной долговой политики и привлекает займы исключительно в целях развития города и повышения качества жизни москвичей. Особую роль здесь играет наличие в заемной системе Москвы специализированного агентства по управлению долгом, каким по сути является СГУП «Мосфинагентство». Уровень его деятельности на протяжении всех 10 лет существования соответствует лучшей, передовой мировой практике. Благодаря этому профессиональная система управления долгом в Москве эффективно решает самые сложные задачи финансирования городской инвестиционной программы, помогая успешно преодолевать вызванные кризисом трудности, решать текущие проблемы и осуществлять намеченные ранее программы.
Сердечно поздравляю руководство и трудовой коллектив «Мосфинагентства» с первым 10-летием работы, желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и высокоэффективной профессиональной деятельности на благо Москвы и ее жителей!
(Из приветственного слова мэра Москвы в связи с 10-летием СГУП «Мосфинагентство»)

росляк
Юрий РОСЛЯК, первый заместитель мэра Москвы

С момента своего создания в течение 10 лет СГУП «Мосфин­агентство» является неотъемлемой частью городской финансовой системы и представляет интересы Москвы на фондовом рынке. В нем работают высококлассные специалисты, пользующиеся заслуженным авторитетом среди инвесторов-покупателей облигаций Москвы. Их знания и опыт обеспечивают эффективное управление долгом, способствуют снижению кредитных рисков, вносят весомый вклад в повышение инвестиционной привлекательности Москвы и в развитие нашей столицы.

Дирекция ФБ ММВБ
Для нас Мосфинагентство прежде всего организатор зай­мов города Москвы, один из пионеров российского долгового рынка. Мосфинагентство — это команда профессионалов, успешно и эффективно решающая на протяжении многих лет задачу привлечения инвестиций для развития городского хозяйства и экономики Москвы.
От всей души желаем СГУП «Мосфинагентство» процветания и успехов в развитии городского облигационного рынка!

Феликс ЭЙГЕЛЬ, заместитель директора Группы региональных и муниципальных финансов Standard & Poors
Взвешенное управление долгом, характерное для Мосфинагентства, — один из основных факторов кредитоспособности, позитивно влияющих на уровень кредитных рейтингов Москвы. Эффективное управление долгом приводит к низкому уровню и благоприятной структуре долга с ровным графиком погашения долговых обязательств. Также постепенное повышение доли долга, который управляется Мосфинагентством, повышает эффективность и прозрачность процедур управления долгом города.
Благодаря взвешенному управлению долгом Москва скорее всего сумеет снизить остроту проблем, связанных с сохраняющимися негативными настроениями на финансовых рынках. Вместе с тем кредитные рейтинги Москвы могут оказаться под давлением, в том числе в случае серьезного изменения взвешенной в настоящее время долговой политики города.

Александр Проклов, вице-президент — Главный аналитик Рейтингового агентства Moody’s
На протяжении ряда лет правительство Москвы демонстрирует хорошее качество управления долгом. Долг города традиционно находится на низком или умеренном уровне, чему способствуют существующие законодательные ограничения на отношение долга к собственным доходам бюджета. Структура долга является относительно сбалансированной с точки зрения сроков погашения долговых инструментов, особенно в условиях нестабильной ситуации на российском и мировом финансовом рынке.

лоусон
Стюарт Макс ЛОУСОН, председатель правления ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)»

На наш взгляд, Мосфин­агентство отличает профессиональная, эффективно работающая команда, которая позволяет реализовывать сложные стратегические задачи. Являясь международным банком, мы хотели бы особенно отметить, что открытость, прозрачность работы агентства наряду с существующим постоянным диалогом с инвесторами демонстрируют высокий международный уровень Мосфинагентства по управлению государственным долгом Москвы. Четкая и продуманная стратегия заимствований, понимание рыночных тенденций обеспечивают успешную реализацию программы развития городской экономики.

горюнов
Роман ГОРЮНОВ, председатель правления ОАО «Фондовая биржа “Российская торговая система”»

От лица Фондовой биржи РТС поздравляю весь коллектив СГУП «Мосфинагентство» с 10-летним юбилеем!
Прошедшие 10 лет потребовали от руководства и всех сотрудников Мосфинагентства много сил и энергии, чтобы обеспечить уверенное и стабильное развитие экономического сектора Москвы. Возрождение и становление инфраструктуры московского рынка ценных бумаг стало возможным только благодаря безупречному профессионализму всего коллектива СГУП «Мосфинагентство». Можно с уверенностью сказать, что за 10 лет заложен мощный фундамент, который станет новой точкой для реализации масштабных задач в части инвестиционного развития российской столицы.
Желаем вам успеха, процветания и благополучия!

волков
Константин ВОЛКОВ, президент СРО Национальная фондовая ассоциация СРО Национальная фондовая ассоциация поздравляет СГУП «Мосфинагентство» с 10-летием!

Благодаря вашей самоотверженной и творческой работе создан рынок московских облигаций как площадка эффективных заимствований для бюджета Москвы и механизм цивилизованной торговли для участников. Не останавливаясь на достигнутом, СГУП «Мосфинагентство» неустанно развивает рынок и внедряет на нем прогрессивные инновации, такие как операции РЕПО. Правительство Москвы неслучайно именно СГУП «Мосфинагентство» поручило работу по такому важнейшему для России проекту, как создание Международного финансового центра.
Желаем успехов в ваших дальнейших начинаниях. Надеемся, что сотрудничество с СРО НФА будет этому способствовать.
Андрей ОРЛЯНСКИЙ, руководитель Группы портфельных менеджеров Номос-банка
Мосфинагентство занимается организацией заимствований и управлением публичным долгом Москвы. Безусловно, в нашей стране Москва — самый профессиональный эмитент на рынке муниципального долга. Можно сказать, что Мосфинагентство правильно чувствует динамику и перспективы рынка и своевременно принимает взвешенные решения, увязывающие долгосрочные цели, стоящие перед городом, с возможностями, которые дает переменчивая конъюнктура.
Номос-банк давно и успешно сотрудничает с Мосфинагентством, главным образом как инвестор в долг города. Думаю, что мы зарекомендовали себя надежным контрагентом, а также рыночным партнером, готовым к диалогу и продуктивному обмену мнениями по широкому спектру экономических вопросов.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться