Бюджетная политика№12 Декабрь 2009 — 11 января 2010

Роль автоматизации бюджетного процесса в исполнении расходной части бюджета городского округа

Версия для печати 16421 Материалы по теме
мошкова
   
богданцев
  Татьяна МОШКОВА, начальник финансового управления администрации города Орска
Владимир БОГДАНЦЕВ, начальник отдела управления долгом и автоматизации систем финансовых расчетов финансового управления администрации города Орска

Автоматизация процессов затронула все сферы деятельности человека и прежде всего потому, что в результате прогресса все возрастающий объем работы необходимо уложить в более короткие промежутки времени. И целью автоматизации является отнюдь не облегчение труда, а помощь человеку работать быстрее и эффективнее, дабы не дать ему отстать от жизни.
Не обошел прогресс и организацию бюджетного процесса. Мы помним время, когда бухгалтерские счета в бюджетном учете были четырехзначными и могли вестись вручную. Сейчас они имеют 20 знаков и без машинного учета уже не обойтись. Но необходимо помнить, что неграмотная подготовка автоматизации даже небольшого подпроцесса может повлечь за собой тяжелые последствия. Когда система дает сбои, человек становится заложником ситуации и оказывается беспомощным, так как разработчики программных продуктов не всегда в состоянии оперативно наладить систему. Так, например, нельзя регламентировать обязательность только электронного документооборота. Необходимо всегда давать возможность воспользоваться альтернативным вариантом решения возникшей проблемы.
Еще одним подводным камнем автоматизации процессов является то, что на отдельных рабочих местах упрощаются контрольные функции. И если раньше человек должен был знать экономическую суть расходов, вручную проконтролировать, например, при проверке платежных поручений достаточность ассигнований по отдельному коду бюджетной классификации, правильность отнесения расходов к тому или иному лицевому счету, КОСГУ, то сейчас для этого достаточно нажать на одну кнопку, запускающую целый комплекс контролей. Итог проверки, не задумываясь, выдает компьютер. Во избежание таких ситуаций необходимо вменять данным специалистам больше аналитических функций.
Базовым программным продуктом, позволяющим автоматизировать бюджетный процесс в Орске, является АС «Бюджет» НПО «Криста». Данная автоматизированная система была закуплена и внедрена собственными силами в 2002 году. По мере внесения изменений в законодательство, регламентирующее бюджетный процесс, и усовершенствования бюджетной работы к основному программному модулю докупались и внедрялись новые вспомогательные модули, позволяющие:
  • совершенствовать бюджетный контроль посредством автоматизации проверки платежных поручений, контрактов и договоров на наличие лимитов бюджетных обязательств, проверки уведомлений на внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств и бюджетную роспись, всевозможных логических контролей документов и т. д.;
  • обмениваться платежными документами посредством электронного документооборота с банком и Федеральным казначейством;
  • наладить электронный обмен со всеми главными распорядителями бюджетных средств, что позволяет финансовому управлению принимать и обрабатывать платежные документы в электронном виде, а также передавать бюджетополучателям оперативную информацию об изменении бюджетной росписи, размеров и форм финансирования, кассового расхода в разрезе лицевых счетов и бюджетной классификации;
  • автоматически формировать уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомления об уточнении кода бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым выплатам.
Хотим поделиться следующим опытом автоматизации бюджетного процесса в финансовом управлении администрации города Орска:
  • детализация бюджетной классификации с использованием стандартных возможностей АС «Бюджет»;
  • учет заявок для размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг), муниципальных договоров и контрактов в АИС «Государственный заказ»;
  • анализ и планирование бюджета города с использованием АИС «Прогноз и планирование бюджета» и СППР «Финансово-экономический анализ».

Детализация бюджетной классификации

Бюджетная классификация расходов, утвержденная приказом Министерства финансов РФ, позволяет консолидировать отчетность и анализировать ее в целом по всей стране. Однако для исполнения бюджета городского округа данной детализации расходов недостаточно.
Разнообразие источников средств, поступающих в бюджет городского округа на осуществление переданных полномочий, на проведение различных мероприятий, предполагает грамотное планирование и целевое расходование этих средств. Для большей прозрачности и оперативности в их учете были внедрены в работу дополнительные классификаторы к существующей «обязательной» 20-значной классификации.
Введение классификатора «СубКОСГУ» позволило нам детализировать операции сектора государственного управления. Классификатор «Мероприятие» при необходимости детализирует отдельные СубКОСГУ, причем каждый код по индивидуальной разбивке, учитывающей особенность расходов.
Рассмотрим наиболее показательные примеры.
КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» мы разбили на четыре составные части:
  • 223.01 Тепло;
  • 223.02 Газ;
  • 223.03 Электроэнергия;
  • 223.04 Водоснабжение.
  • Мероприятия делят каждый код коммунальных расходов на месяцы, за который производится оплата:
  • 01.03.00 Счета к оплате за январь;
  • 02.03.00 Счета к оплате за февраль;
  • и т. д. по месяцам.
Такой учет позволяет производить детальный анализ коммунальных расходов и планировать их как на месяц вперед, так и на трехлетнюю перспективу.
КОСГУ 226 «Прочие услуги» детализированы с целью выделения из общей массы прочих расходов крупных ее составляющих:
  • 226.01 Вневедомственная охрана и пожарная сигнализация;
  • 226.02 Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • 226.03 Командировочные (наем жилого помещения);
  • 226.06 Прочие расходы, относящиеся к ст. 226;
  • 226.07 Питание (школы);
  • 226.08 Подписка на периодическую литературу.
КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению» были разбиты помимо сказанного выше еще и для формирования и предоставления в нужной форме ежемесячной отчетности в Министерство финансов Оренбургской области:
  • 262.01 Ежемесячное пособие на ребенка;
  • 262.05 Ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан;
  • 262.06 Прочие меры социальной поддержки льготным категориям граждан;
  • 262.07 Расходы на оплату ЖКУ льготным категориям граждан;
  • 262.08 Прочие выплаты по социальной помощи населению;
  • 262.09 Оплата лекарств льготным категориям граждан;
  • 262.10 Зубо- и слухопротезирование льготным категориям граждан;
  • 262.11 Услуги связи льготным категориям граждан.
Из КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» отдельно выделены наиболее значимые расходы для их отдельного учета:
  • 340.01 Медикаменты;
  • 340.02 Питание;
  • 340.04 ГСМ;
  • 340.06 Прочие материальные запасы, сроком полезного использования менее 12 месяцев.
  • СубКОСГУ 340.02 «Питание» в свою очередь детализирован следующими мероприятиями:
  • 34.01.00 Хлеб$1;
  • 34.01.01 Хлеб пшеничный*2;
  • 34.01.02 Хлеб ржаной*;
  • 34.02.00 Мука;
  • 34.02.01 Мука пшеничная*$;
  • 34.02.02 Мука картофельная*$;
  • 34.03.00 Крупа, бобовые, макаронные изделия*;
  • 34.03.01 Макаронные изделия$;
  • 34.03.02 Крупы$;
  • 34.04.00 Овощи;
  • 34.04.01 Картофель*$;
  • 34.04.02 Овощи (кроме картофеля)*$;
  • и т. д.
Данное деление на мероприятия произведено таким образом, чтобы в процессе работы можно было сопоставить нормы САНПИН с заявками для размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг), договорами и произведенными кассовыми расходами. Это дает широкие возможности для анализа, планирования и отслеживания целевого расходования средств на продукты питания.
Командировочные расходы относятся на три КОСГУ (212, 222, 226), но сливались бы в общей массе расходов по данным кодам, если бы не выделение их в СубКОСГУ:
  • 212.01 Командировочные (суточные);
  • 222.01 Командировочные (проезд);
  • 226.03 Командировочные (наем жилого помещения).
  • КОСГУ 211 «Оплата труда» не детализирован по СубКОСГУ, но делится на мероприятия следующим образом:
  • 01.00.00 Начисления 2009.01 (январь);
  • 01.01.01 Начисления 2009.01 (январь) — зарплата — первая половина;
  • 01.01.02 Начисления 2009.01 (январь) — зарплата — вторая половина;
  • 01.01.03 Начисления 2009.01 (январь) — межрасчетные выплаты;
  • 01.01.04 Начисления 2009.01 (январь) — прочие.
  • И т. д. по месяцам (первые две цифры кода).
Такая детализация позволяет выбрать сумму выплаченной зарплаты в разрезе учреждений за любой месяц, в том числе за первую и вторую половину, межрасчетных выплат (причем неважно, в каком месяце был произведен расход).
Мероприятия также позволяют отслеживать исполнение ведомственных целевых программ в разрезе мероприятий по ним (см. табл. 1).
таблица
Помимо прозрачности и оперативности внедрение дополнительных аналитических классификаторов дает возможность производить детальный анализ в ходе исполнения бюджета.
Обособленно от вышеуказанных классификаторов идет «Тип средств», который позволяет владеть оперативной информацией об остатках средств от поступивших субвенций и субсидий из областного и федерального бюджетов, средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов, средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Так, например, мы можем узнать, сколько осталось «живых» денег по той или иной субвенции на данный момент времени или на любую дату.
Учет заявок для размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг), муниципальных договоров и контрактов
В дополнение к стандартному блоку финансового управления администрация города приобрела новый самостоятельный модуль — автоматизированную информационную систему «Государственный заказ». В первую очередь она предназначена для организации эффективного управления закупками для муниципальных нужд, а благодаря интеграции с АС «Бюджет» обеспечивается информационный обмен между отделом муниципального заказа и финансовым управлением по заключению муниципальных контрактов и договоров, мониторингу их исполнения и финансированию.
Использование данной интегрированной системы позволяет вести контроль за принятием главными распорядителями и подведомственными им бюджетными учреждениями лимитов бюджетных обязательств в части проведения проверки заявок для размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг), экспертизы договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Заявка для размещения заказа на поставку продукции (товаров, работ, услуг) проходит в бумажном и электронном виде две стадии:
  • проверка в финансовом управлении на предмет соответствия суммы заявки утвержденным лимитам бюджетных обязательств и нахождения заявляемых расходов в смете доходов и расходов учреждения;
  •  утверждение в управлении экономики с последующим размещением заказа.
Договоры проходят три экспертизы: в управлении экономики, финансовом и юридическом управлениях. Причем на первых двух стадиях в целях ухода от «бумажной волокиты» как такового договора еще нет, а существует только намерение его заключить. Именно на этих стадиях проверяется целесообразность и возможность заключения договора, который, будучи прислан в электронном виде, уже содержит информацию о продукции (товарах, работах, услугах) и о сумме будущего договора с помесячной разбивкой. На третьем этапе рождается договор на бумажных носителях, который в юридическом управлении сверяется с его электронной версией, проходит последнюю юридическую экспертизу и, в случае успешного ее прохождения, утверждается.
Разработчики, внедрившие данный программный продукт не в одном городе и не раз кардинально перерабатывающие для города Орска стандартную схему, признают, что таких необычных схем прохождения контрактов и договоров больше нет нигде. Прежде всего это касается того, что финансовое управление не является последним звеном, то есть не утверждает ни заявки для размещения заказа, ни договоры, ни контракты. Другими словами, финансовое управление не присваивает номера бюджетных обязательств! На первый взгляд это абсурд. Но если отвлечься и посмотреть с другой стороны, все логично: последнюю точку в договорах ставят юристы, в заявках и контрактах — отдел муниципального заказа, являющийся структурным подразделением управления экономики.
Конечно, внедряя эти схемы прохождения документов, нам как фин­органу пришлось столкнуться с рядом проблем, касающихся отладки существующих стандартных отчетов и контролей. Не утверждая заявки, договоры и контракты и отправляя их на следующий этап проверки, существует опасность потерять их из виду при проверках следующих документов и пропустить без наличия достаточного остатка лимитов бюджетных обязательств. Проблема была решена путем доработки стандартных отчетов и контролей. Такая процедура проверки договоров была введена в августе 2008 года в рамках внедрения АИС «Государственный заказ» и сегодня уже показала свою эффективность.

Анализ и планирование бюджета города

Для дальнейшего продвижения автоматизации в сферу анализа и планирования расходной части городского округа финансовое управление приобрело АИС «Прогноз и планирование бюджета» и СППР «Финансово-экономический анализ», которые обладают гибкостью в настройках и позволяют создавать слои для:
  • формирования перспективного финансового плана;
  • формирования реестра расходных обязательств;
  • ведения электронной бюджетной сметы каждого бюджетного учреждения со всеми расчетами к ней в натуральных и стоимостных показателях;
  • автоматического формирования уточнений к решению о бюджете города в части формирования табличных приложений.
Информация, накопленная на этапе предварительного контроля, настолько обширна и развернута, что ею пользуется не только финансовое управление, но и главные распорядители и получатели бюджетных средств. Отпала необходимость вести учет вручную или использовать для этого сторонние программы, дублируя процессы.
Неоценима эта информация и в ревизионной работе в ходе осуществления последующего контроля. Выходя на ревизию или проверку, ревизор уже владеет информацией о расходах проверяемого учреждения, знает, где может скрываться финансовое нарушение или нецелевое расходование средств.
Сложившаяся в Орске система исполнения бюджета по расходам с использованием эффективной автоматизации процессов позволила достичь определенных результатов: обеспечения его полной прозрачности, возможности четкого отслеживания финансовых потоков, наличия развернутой базы данных для планирования, полного отсутствия кредиторской задолженности.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться