Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Образование№12 Декабрь 2009 — 11 Января 2010

Мы сами выбираем свою судьбу

Версия для печати 3633 Материалы по теме
мы сами
Все работы хороши, выбирай на вкус! Совет Владимира Маяковского, автора этих строк, безусловно, актуален. Мы и только мы выбираем свой профессиональный путь. А вот что касается вкуса, то полагаться только на него сегодня не стоит.
Да и не у каждого подростка к окончанию школы этот вкус сформирован. Так что же делать ребенку, растерянно стоящему на пороге огромного мира самых разнообразных профессий? Идти по накатанной дороге и стать, к примеру, ныне востребованным IT-специалистом? А может, свернуть на нехоженую тропу и выучиться на мало кому известного титестера — дегустатора чая? Сделать выбор трудно. Однако проблема будет наполовину решена, если подросток и его родители побывают на Международном молодежном форуме по профессиональному самоопределению «Мы сами!», который впервые стартовал осенью этого года.

Журнал «Бюджет» писал о Международном молодежном форуме по профессиональному самоопределению «Мы сами!» в то время, когда шла подготовка к этому мероприятию (№ 9/2009). Напомним, что форум задуман авторами проекта как «уникальная коммуникационно-образовательная среда», объединяющая все заинтересованные в проблеме самоопределения стороны: молодых людей и их родителей, преподавателей и директоров школ, вузы и компании-работодатели, представителей профильных государственных и общественных структур — для внедрения в повседневную практику российской молодежи инструментов профессионального и социального самоопределения.
Наша действительность такова, что многие школьники выбирают профессию по принципам «просто нравится», или «престижно», или «подружка тоже хочет быть…». Подобная ситуация во многом возникла из-за вытеснения из образовательного процесса такого предмета, как профориентация. Не актуализированы в системе среднего образования и вопросы личностного, ценностного и профессионального само­определения. А как раз сегодня экономическое и социальное развитие общества требует от нового поколения высокого уровня инновационного мышления, умения брать на себя ответственность, активной жизненной позиции и высокой социальной ответственности. Профессиональное и социальное самоопределение молодежи играет в этом процессе важнейшую роль. Поскольку именно свободный, продуманный и ответственный выбор профессии предопределяет, насколько эффективной будет дальнейшая деятельность человека.
Чтобы привить культуру к инструментам профессионального самоопределения российской молодежи, создать активную среду и возможности для широкого обмена информацией о современных методах и практике самоопределения, привлечь общественный интерес к воспитательной и педагогической деятельности в области самоопределения молодежи, организован форум «Мы сами»!

Старт дан

I Международный молодежный форум по профессиональному самоопределению «Мы сами»! принимал своих первых участников в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской академии наук. В форуме, проходившем при информационно-методическом участии Министерства образования и науки РФ, участвовало более 300 старшеклассников, студентов, преподавателей, родителей, представителей компаний и образовательных учреждений. Кроме того, на форум приехало 35 детей из московских многодетных семей и школ-интернатов, для которых проблема профессионального самоопределения — это не просто вопрос выбора сферы интересов, а решающий фактор социального и физического выживания.
Организаторы форума сделали все возможное, чтобы за три дня участники почерпнули максимум полезной и актуальной информации. Дети, родители, педагоги были погружены в мир самых разнообразных профессий и тренировок навыков выбора.
Формат форума включал в себя четыре уровня. Первый предусматривал практическое знакомство с профессиями на семинарах, мастер-классах, которые проводили лучшие представители этих профессий. Журналист, стюардесса, шеф-повар, бизнес-тренер, эколог… Можно долго перечислять специальности, о которых  рассказали презентеры и не просто рассказали, но и поделились с ребятами секретами своих достижений, раскрыли неизвестные стороны популярных профессий, высказали свое мнение о качествах, необходимых для успешности в той или иной сфере. Второй уровень, социальный, посвящен знакомству с вузами, подготовительными курсами, грантодающими организациями и стипендиальными программами. Представители присутствующих на форуме вузов рассказали ребятам о том, какие профессии можно у них получить, о преимуществах учебы в их учебном заведении. А в знак знакомства и надежды увидеть их в своих аудиториях преподнесли подросткам подарки. Также этот уровень предусматривал коммуникационные семинары и тренинги.
Третий уровень — мотивационный. На нем презентеры пытались увлечь ребят своей профессией. Кроме того, на этом уровне молодые люди обменивались мнениями с ровесниками, участвовали в социальных играх. Четвертый, антропологический уровень предусматривал возможность тестирования и экспертной оценки наклонностей ребенка, самостоятельную оценку подростком своих способностей и наклонностей.
Каждая профессия требует наличия у человека так называемых профессионально важных качеств. Например, врачу необходимо внимание и хладнокровие, художнику — образное, а адвокату логическое мышление. И, выбирая себе «дело жизни», человек должен осознать, обладает ли он такими способностями. Самостоятельно раскрыть свой потенциал под силу далеко не каждому. А вот с помощью психолога и различных психометрических и активизирующих методов и тестов можно легко определить способности, личные качества и интересы человека. Но обращаться к профессионалам с этой проблемой у нас не принято, да многие просто и не знают, что выбрать себе профессию можно с помощью науки. И хотя технические неполадки не позволили провести тестирование ребят непосредственно на форуме, они узнали, что существуют такие инструменты. А вот стратегические игры и навыковые тренинги, помогающие детям лучше осознать свои индивидуальные особенности, проводились в большом количестве.
Самоопределение — проблема не только для детей, но и для их родителей. Методические круглые столы позволили преподавателям, родителям, представителям СМИ обсудить накопившиеся проблемы и вопросы в этой сфере. Прошедший форум стал первым шагом на большом пути. Было принято решение весной 2010 года провести II Форум по само­определению и Всероссийский конкурс объединенных детско-педагогических проектов, направленных на самоопределение.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться