Версия для печати 2103 Материалы по теме
Как мы празднуем Крещение
#69002# Протоиерей Владимир Петровский, настоятель храма Святителя Николая в селе Черкизово:

- Праздник Крещения Господня имеет еще и другие названия - Праздник Богоявления и праздник Просвещения. Почему Богоявления? Потому что Бог явился как Троица. При Крещении Иисуса Христа Сына Божия на реке Иордан с неба был голоса Бога Отца и явился Дух Святый в виде голубя. Ну, а праздником Просвещения Крещение называют потому, что в древней Церкви был обычай креститься именно перед этим днем. Оглашенные, принимая Крещение, просвещались.

Крещение означает взятие Иисусом Христом всех грехов человеческих на себя.

Он, безгрешный, водой очистил человеческий род. Если первые люди в воде - через Потоп - приобрели гнев Божий, то здесь, наоборот, через воду проявилась милость Божия.
Но в Крещении есть и невидимый Благодатный огонь, который дает возможность человеку истреблять грех и тем самым приобретать жизнь вечную. В праздник Крещения освящается все водное естество на Земле. Милость Божия проявляется над всем - и над живой тварью, и над бессловесной. На праздник я бы посоветовал, прежде всего, вспомнить свое собственное Крещение и пойти в храм помолиться. А у кого есть возможность, сходить на источники, окунуться в купели. Взявшим в храме Крещенскую воду, советую, придя домой окропить ею иконы, жилье свое - все, что окружает нас.

Колокольчик с примесью серебра

Нам всем знакомо празднуемое сегодня событие хотя бы по сюжету хрестоматийной картины Александра Иванова "Явление Христа народу". И может быть это одна из лучших светских проповедей сути праздника, не оскучневшая, не превратившаяся в общее место. Ну кто забудет, как горят в ней волосы у Иоанна Богослова. И как дрожит навеки теперь свободный раб.

О религиозных праздниках писать трудно. От велеречивых и торжественных цитат стекленеют чувства и разум. Перевод с торжественного на обычный невольно подменяет духовный предмет рассказом о веселых прелестях обряда.

Поэтому лучше прочесть святых отцов (мы предлагаем вам сегодня "Беседы на День Крещения" св. Иоанна Златоуста), и, вспомнив, по совету священника, собственное Крещение, спросить себя: "Ну и что? Все болтаюсь в попутчиках? Или вообще сбиваюсь с пути?". А потом в утешение вспомнить, как святитель Феофан Затворник писал, что крещеный человек похож на колокольчик с примесью серебра. Внешне он такой же, как медный, но звучит по другому. И эта "примесь серебра" никем и ничем от нас не отнимется, пока мы живы.

Мне в последнее время в религиозных текстах самыми пронзительными кажутся "экономические" метафоры. Даже рыночные по сути. Они часто звучат в евангельских притчах. А также в приводимой нами сегодня цитате из "Беседы на День Крещения" св. Ионна Златоуста: "заповеди закона суть двести динариев". Мы ведь - помимо мирового финасового кризиса - еще и в огромных огромных духовных долгах. Понабрали кредитов, и нечем отдавать - не исполняем заповедей, не следуем правде. Мы - банкроты, расточители, растратчики, если в яме долговой не сидим, то бандиты в нас стреляют.

Но возьмите самый плохой роман о духе и бездушии, "Духлесс" какой-нибудь, и даже и там неминуемо наткнетесь на драму растраты себя. Ну, пусть не чистоты, так хоть воспоминаний о ней.

Так что иллюминированное гламуром время, в котором мы живем, мне кажется, лишь с виду разворачивает перед нами живоглотские сюжеты по сценариям пьес опять актуального Островского. В их подстрочниках - иной торг, тот, где двести динариев - заповеди Божии. И где гибельную для нас недостачу покрыл Тот, Крещение Кого мы сегодня празднуем.

А если помнить это, то как бы слаб и отвратителен иногда ни был и ни казался человек, однако... Ну, меньше единицы, да... А все-таки не около ноля. Ну ,а в праздновании Крещения, как говорит священник, главное сходить в храм. И на вечернюю службу 18 января и утром, 19 января, на Литургию. В большие праздники, в большинстве храмов в больших городах служат две Литургии - раннюю в 7 утра и позднюю в 10, на раннюю можно попасть до работы. Конечно, так рано подыматься тяжело, но есть что-то в этом утруждении оттесняющее плоть в пользу духа и дающее особое переживание жизни внутри раннего, просыпающегося времени.

Набрать Крещенской воды лучше не обижаясь на активный напор бабушек в очереди или замедленное ее течение. И при этом не дать захватить себя бездне суеверий и множеству незнамо откуда берущихся комментариев о том, что вода, освященная 18 января, не такая "сильная", как 19 января. Вспоминая по ходу дела из Первого Послания Тимофею "Негодных же и бабьих басен отвращайся...".

Воду Крещенскую, как великую святыню, которую в особых обстоятельств даже дают больному вместо Причастия, лучше поставить дома в чистом месте, поближе к иконам. И радоваться, что утром можешь употреблять ее натощак - с трепетом и благоговением.

Если искупаться в проруби не удастся, можно и в ванне облиться. Помня при этом, что это не Таинство и не обряд, но благочестивый обычай. Окунающийся ( обливающийся) в "Иордань" как бы хочет физически смыть все свои грехи: тело же, как и душа, тоже должно быть чистым.

Похвально стремление к возрождению традиции, но не она во главе угла, а суть Того события, которое переменило для христиан, мир и жизнь.
толкования святых отцов

Где мир, там и голубь

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский:

"Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают. ...А это постыдно - каждый год праздновать праздник и не знать его повода.

Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу...

И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? ... Для чего Христос крестился? Какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу. ...Когда весь народ стекался из всех городов к Иордану и оставался на берегах реки, когда и Сам Он пришел креститься и получил свидетельство свыше гласом Отца и наитием Духа в виде голубя, то свидетельство о Нем Иоанна сделалось несомненным.

Была и другая причина... "Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 14-15)... Что же значит: "исполнити всяку правду"? Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять эту правду должны были все люди, но никто из них не соблюл, не исполнил ее, то приходит Христос и исполняет эту правду. А какая, скажет кто-нибудь, правда в том, чтобы креститься? Повиновение пророку было правдой. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное, повиновался крестившему пророку. Воля Божия была, чтобы тогда все крестились... Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос со всеми другими заповедями исполнил и эту. Представь себе, что заповеди закона суть двести динариев: это - долг, который род наш должен был уплатить; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Пришел Христос и, нашедши нас одержимыми ею, уплатил этот долг, исполнил должное и исхитил от нее тех, которые не могли уплатить.

"Мне, Владыке имеющему, - говорит Он, надлежит уплатить за неимеющих". Такова причина Его крещения, чтобы видели, что Он исполнил весь закон... Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где - примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь - знак человеколюбия Божия и прекращения потопа, и теперь в виде голубя, а не в теле, - это особенно должно заметить, - нисшел Дух, возвещая вселенной милость Божию и вместе показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен, как и Христос говорит: "Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3).
история праздника

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
опросы

 На праздник Крещения Господня в 2010 году -

6 процентов россиян собираются купаться в проруби
48 процентов пойдут в храм на службу и за крещенской водой
29 процентов накроют праздничный стол
37 процентов ничего не планируют
погода

Директор Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд предупредил, что в крещенскую ночь морозы в Центральной части России будут достигать минус 27-28 градусов. Днем температура будет держаться около минус 15 градусов.

Источник: "Российская газета"
Поделиться