25 апреля 2024 года
Законы — 18 января 2010

Законопроект о лекарственных средствах – хорош или плох?

Версия для печати 2158 Материалы по теме
Законопроект о лекарственных средствах – хорош или плох?
#56950# Проект федерального закона «Об обращении лекарственных средств», разработанный Минздравсоцразвития в 2009 году и недавно внесенный в Государственную Думу Правительством РФ, подвергся серьезной критике медицинской общественности. По мнению участников пресс-конференции, прошедшей 14 января в Москве, вместо обеспечения лекарственными средствами предлагаемый законопроект ставит новые административные барьеры перед населением.
Еще в 2008 году правительство заявляло о намерении разработать концепцию лекарственного страхования, однако концепция до сих пор так и не была разработана, напомнил президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре А. В. Саверский. Вместо нее Минздравсоцразвития представило данный законопроект, а также в конце 2009 года приняло новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). «Проанализировав эти документы, можно сделать вывод: после принятия закона отсутствие зарегистрированной отпускной цены на какое-либо лекарственное средство сделает невозможным не только его госзакупку, но и в целом появление на рынке», подчеркнул А. В. Саверский. Также эксперт отметил отсутствие в тексте упоминания бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, что расценил как намерение государства отказаться от закупки медицинских препаратов для населения, оставив лишь функцию регулирования их обращения.
По мнению заместителя председателя Формулярного комитета РАМН, президента «Общества фармаэкономических исследований» П. А. Воробьева, помимо регистрации цен принципиально новых позиций в законопроекте нет, зато есть мощные предпосылки для развития коррупции среди чиновников. «Отсутствие критериев допуска медикаментов на рынок и перенос ответственности за ценообразование с федерального центра на субъекты РФ приведет к полному хаосу», считает П. А. Воробьев. Также отрицательно эксперт отозвался о принятом перечне ЖНВЛС на 2010 год. По его словам, из перечня исчезло более 150 наименований важных лекарственных средств, тогда как число препаратов, не имеющих доказательств эффективности, возросло до 8% от общего списка (в сравнении с 6% в 2007 году).
Другой отрицательный аспект законопроекта затронул вице-президент «Общества специалистов доказательной медицины» В. В. Власов. По его словам, «законопроект возлагает проверку эффективности и безопасности лекарственных средств на государственных экспертов, названных «независимыми», но которые работают в учреждении, получающем плату за проведение экспертизы от разработчиков лекарственных средств (ст. 19 и 26 законопроекта), о какой же независимости эксперта можно говорить в этой ситуации? Во всем мире к экспертной оценке не допускаются специалисты, имеющие связи с компаниями-производителями».
В. В. Власов также обратил внимание на недопустимое расширение возможностей испытания новых препаратов на людях с психическими заболеваниями, тогда как законопроект допускает такое тестирование с согласия опекуна недееспособного человека. «В многочисленных интернатах эту роль выполняет главврач-госслужащий, так что пристанища душевнобольных рискуют стать полигонами для фарминдустрии».
Как считает председатель «Общества специалистов доказательной медицины» К. Д. Данишевский, фиксировать цены на медикаменты сегодня нельзя: это станет лишь отражением сложной ситуации с лекарствами и в будущем лишит государство возможности «торговаться» с фармпроизводителями при закупках медикаментов.
Напомним, что по мнению разработчиков законопроекта, в случае его принятии он устранит излишние административные барьеры при регистрации и производстве лекарственных средств, законодательно закрепит сроки проведения экспертизы и регистрации средств, уравняет в правах отечественных и зарубежных производителей.
Законопроект о лекарственных средствах – хорош или плох?
Проект федерального закона «Об обращении лекарственных средств», разработанный Минздравсоцразвития в 2009 году и недавно внесенный в Государственную Думу Правительством РФ, подвергся серьезной критике медицинской общественности. По мнению участников пресс-конференции, прошедшей 14 января в Москве, вместо обеспечения лекарственными средствами предлагаемый законопроект ставит новые административные барьеры перед населением.
Еще в 2008 году правительство заявляло о намерении разработать концепцию лекарственного страхования, однако концепция до сих пор так и не была разработана, напомнил президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре А. В. Саверский. Вместо нее Минздравсоцразвития представило данный законопроект, а также в конце 2009 года приняло новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). «Проанализировав эти документы, можно сделать вывод: после принятия закона отсутствие зарегистрированной отпускной цены на какое-либо лекарственное средство сделает невозможным не только его госзакупку, но и в целом появление на рынке», подчеркнул А. В. Саверский. Также эксперт отметил отсутствие в тексте упоминания бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, что расценил как намерение государства отказаться от закупки медицинских препаратов для населения, оставив лишь функцию регулирования их обращения.
По мнению заместителя председателя Формулярного комитета РАМН, президента «Общества фармаэкономических исследований» П. А. Воробьева, помимо регистрации цен принципиально новых позиций в законопроекте нет, зато есть мощные предпосылки для развития коррупции среди чиновников. «Отсутствие критериев допуска медикаментов на рынок и перенос ответственности за ценообразование с федерального центра на субъекты РФ приведет к полному хаосу», считает П. А. Воробьев. Также отрицательно эксперт отозвался о принятом перечне ЖНВЛС на 2010 год. По его словам, из перечня исчезло более 150 наименований важных лекарственных средств, тогда как число препаратов, не имеющих доказательств эффективности, возросло до 8% от общего списка (в сравнении с 6% в 2007 году).
Другой отрицательный аспект законопроекта затронул вице-президент «Общества специалистов доказательной медицины» В. В. Власов. По его словам, «законопроект возлагает проверку эффективности и безопасности лекарственных средств на государственных экспертов, названных «независимыми», но которые работают в учреждении, получающем плату за проведение экспертизы от разработчиков лекарственных средств (ст. 19 и 26 законопроекта), о какой же независимости эксперта можно говорить в этой ситуации? Во всем мире к экспертной оценке не допускаются специалисты, имеющие связи с компаниями-производителями».
В. В. Власов также обратил внимание на недопустимое расширение возможностей испытания новых препаратов на людях с психическими заболеваниями, тогда как законопроект допускает такое тестирование с согласия опекуна недееспособного человека. «В многочисленных интернатах эту роль выполняет главврач-госслужащий, так что пристанища душевнобольных рискуют стать полигонами для фарминдустрии».
Как считает председатель «Общества специалистов доказательной медицины» К. Д. Данишевский, фиксировать цены на медикаменты сегодня нельзя: это станет лишь отражением сложной ситуации с лекарствами и в будущем лишит государство возможности «торговаться» с фармпроизводителями при закупках медикаментов.
Напомним, что по мнению разработчиков законопроекта, в случае его принятии он устранит излишние административные барьеры при регистрации и производстве лекарственных средств, законодательно закрепит сроки проведения экспертизы и регистрации средств, уравняет в правах отечественных и зарубежных производителей.

Материал подготовила Елена Колнооченко, журнал "Бюджет"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно