25 апреля 2024 года
Бюджетная политика — 19 января 2010

Коррупция стала "вечнозеленой темой" не только для журналистов

Версия для печати 1845 Материалы по теме
Коррупция стала "вечнозеленой темой" не только для журналистов
#18533# Власти намерены в очередной раз взяться за неподъемную задачу повышения эффективности использования бюджетных средств. В субботу об этом говорили на своей встрече премьер-министр Владимир Путин и вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин, а уже вчера тему поддержал президент Дмитрий Медведев. Он поручил главе Счетной палаты Сергею Степашину ужесточить контроль за исполнением бюджета и признал, что одним из основных препятствий для наведения порядка в этой сфере остается коррупция.

"Коррупция остается одной из самых существенных проблем нашего государства", — заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с руководством Счетной палаты. Глава государства признал, что радоваться пока нечему. "По существу ситуация такая же острая, как и была", — подвел итоги Медведев, назвав борьбу с коррупцией "вечнозеленой темой".

Некоторые положительные результаты в борьбе с коррупцией глава государства все-таки отметил. "За последнее время мы предприняли ряд нормативных шагов в этом направлении", — напомнил Медведев.

По его оценкам, с точки зрения правового регулирования сейчас "все неплохо по сравнению с тем, что было пять — семь лет назад". Тем не менее эти меры, по словам Медведева, оказались недостаточно эффективными.
Орбита особого контроля

В настоящий момент, по мнению Дмитрия Медведева, первостепенными задачами должны стать контроль за исполнением федерального бюджета, контроль за многочисленными расходами, которые финансируются за счет бюджета (в том числе антикризисные расходы).

Счетной палате поручено контролировать и социальные расходы государства. Медведев подчеркнул, что надзор за использованием пенсионных средств, денег, выделяемых учреждениям образования и здравоохранения, — это "высший приоритет работы государства в целом и Счетной палаты в частности".

Не будут оставлены без внимания и расходы на стройки, "за которыми наблюдает вся страна". К их числу Медведев отнес подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Универсиаде в Казани в 2013 году и Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

"На эти мероприятия запланированы сотни миллиардов рублей. И каждый выделенный рубль должен быть потрачен на дело", — предупредил президент. По его словам, все, что связано с такими стройками, должно быть "в орбите особого контроля".
Акцент Кудрина

Идея рачительного расходования бюджетных средств обсуждалась и в Ново-Огарево, где в субботу министр финансов Алексей Кудрин представил премьер-министру Владимиру Путину программу по повышению эффективности бюджетных расходов.

В преамбуле своего выступления Кудрин заявил, что до 2010 года расходы бюджета ежегодно увеличивались на 20—30%.

К примеру, в 2009 году увеличение расходов составило 30%, и это несмотря на кризис.

"Такая модель в условиях посткризисного развития будет невозможна. Мы считаем, что достигли достаточно высокого уровня государственных расходов и сейчас нужно перенести акцент всех наших мер на повышение эффективности", — обозначил приоритеты глава Минфина.

В частности, будет повышаться доля федеральных целевых программ (ФЦП) в составе бюджета.

"Сейчас расходы бюджета по программно-целевому методу охвачены примерно на 15%. Остальные расходы осуществляются по сметам, по отдельным мероприятиям, которые министерства и ведомства в рамках своей работы планируют", — привел данные Алексей Кудрин, подчеркнув, что только федеральные целевые программы привязаны к результату.

По планам Минфина, через два года большая часть бюджета должна строиться по программно-целевому методу.
Ставка на ДЦП

Кроме того, Кудрин подтвердил, что в перспективе ФЦП будут заменены на долгосрочные целевые программы (ДЦП). Впервые эта идея была озвучена в декабре прошлого года.

"Долгосрочные целевые программы должны будут охватить более 50% бюджета, может быть, 70—80%. Это, по сути, новый срез всех целей", — заявлял тогда Кудрин.

В ходе встречи в Ново-Огарево глава Минфина подчеркнул, что ДЦП — это комплексная программа.

"Она не ориентируется только на использование бюджетных средств, она ориентируется на достижение результата всеми средствами, которые находятся в распоряжении государства", — полагает Кудрин.

Министр финансов убежден, что если удастся реализовать задуманную программу, то через два года ведомство готово будет предоставлять бюджет "в новом разрезе". "По сути, изменится классификация бюджета. Он будет строиться по кодам долгосрочных целевых программ, а не по ведомствам", — пояснил Алексей Кудрин.
Гарантий нет

"То, что мы упакуем бюджетные средства в ФЦП, совсем не является гарантией того, что деньги не будут разворованы", — считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По словам эксперта, точно так же в рамках этих программ будут распределяться средства, а именно здесь чаще всего возникает коррупция. "Необходимо введение института аудита эффективности бюджетных расходов, но на это ставка пока не делается", — говорит Николаев.

"Последнее время все почины президента повторяются как мантра на всех вертикалях власти — "инновация, модернизация, борьба с коррупцией".

Но на деле среди представителей политической элиты никто не верит, что с той же коррупцией можно как-то бороться", — обращает внимание генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Эксперт считает, что в условиях тотальной коррупции затевать модернизацию крайне опасно.

"Что такое модернизация: это дополнительные деньги на инновации, которые разворовываются, и получаются сплошные нанотехнологии", — невесело шутит Симонов.
Как добиться повышения эффективности государственных расходов?

Владимир Головнев, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция "Единая Россия")

Мы уже второй год подряд работаем с серьезным дефицитом бюджета, и это заставляет нас реально экономить ресурсы и смотреть на то, как тратятся деньги. А здесь, можно сказать, все способы хороши: начиная от четкого контроля с привлечением той же самой Счетной палаты и заканчивая тем, чтобы брать на вооружение антикризисные программы, которые принимал частный сектор. Ведь ни для кого не секрет, что вторая половина 2008 года и весь 2009 год компании плотно работали над снижением издержек. И эти программы не закрыты, то есть можно посмотреть на процесс: на вещи, связанные с персоналом, на бонусы, на командировки. В общем, тезис о повышении эффективности госрасходов правильный.

Мне кажется, что чиновник, который во многом распоряжается государственными средствами, должен постараться подойти к проблеме экономии таким образом, как будто все это имеет к нему непо- средственное отношение, а не просто является строкой, прописанной в бюджете, когда средства нужно полностью истратить.

Антон Данилов-Данильян, председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике, бывший начальник экономического управления президента РФ

Здесь я полностью согласен с утверждением Кудрина: расходы у нас действительно велики и антикризисные действия во многом тому виной. Ну а что касается эффективности, то, во-первых, необходимо более широко использовать открытые аукционы (в том числе электронные) по госзаказу. Во-вторых, необходим общественный контроль за тем, как расходуются средства компаниями, которые победили в соответствующих тендерах.

Потому что нередки ситуации, когда победитель потом начинает бомбардировать министерство или ведомство письмами с просьбами о выделении дополнительных ресурсов, поскольку или не совсем точно были определены затраты, или наступили какие-то форс-мажоры. Следующий момент заключается в том, что надо более широко привлекать иностранных исполнителей ко многим видам госзаказов.

Да, таким образом деньги могут уйти из страны, однако несколько подобных примеров могли бы изменить отношение российских победителей к процедурам, повысить уровень конкуренции и качества, увеличить эффективность. Наконец, многие победители заказов в дальнейшем обращаются к своим конкурентам после окончания конкурса и фактически берут их на субподряд. Получается так, что победитель становится посредником.

Так вот, я полагаю, что подобные ситуации контрольные органы должны разбирать отдельно.

И если победитель действительно был не готов исполнять заказ и изначально хотел предложить его другим, то нужно пересматривать результат конкурса.

Конечно, кроме госзаказа есть и другие траты, или производимые на бесконкурсной основе, или просто являющиеся элементами стандартных бюджетных статей. Рост эффективности таких расходов предполагает существенный пересмотр их состава и тех функций, которые исполняют органы власти.

Все это является предметом для продолжения работ в рамках административной реформы, и фронт работ здесь очень большой (дело касается в том числе передачи множества функций саморегулируемым организациям). Кроме того, наверное, можно поговорить в принципе о целесообразности тех или иных расходов, которые в рамках заявок ведомств утверждаются к ассигнованиям на очередной бюджетный год. Здесь у нас не хватает экспертных комиссий, которые бы оценивали необходимость тех или иных научно-исследовательских работ, того, что выполняют ФГУПы, и так далее.

Валерий Миронов, главный экономист фонда экономических исследований "Центр развития"

Данная проблема стоит сейчас на повестке дня точно так же, как в свое время приватизация или борьба с кризисом. То есть это такая же крупная задача, с которой мы сталкивались уже и до кризиса и к которой сейчас возвращаемся вновь. А получается так, что очень часто производительность труда у нас в бюджетном секторе оказывается существенно ниже, чем в других странах с аналогичным уровнем развития.

Поэтому есть необходимость в том, чтобы эту производительность повышать, а также создать инструменты целевого использования средств, с тем чтобы данные средства использовались более эффективно, чем раньше.

Для всего этого должна быть разработана целая программа. Тем более что нефтяных цен $100 и более за баррель у нас сейчас не будет, а многие программы уже созданы, поэтому нужно их либо финансировать, либо сокращать. То есть нужно определить разумные пределы бюджетного финансирования, решить вопросы новой приватизации (многие предприятия сейчас так или иначе перейдут в собственность государства) и так далее. Нужно будет, с одной стороны, как-то решать проблемы с социальным, лекарственным обеспечением. С другой — делать так, чтобы ненужные расходы, которые были занесены в бюджет на фоне полного докризисного счастья, ушли.

Правда, одно дело — это пересмотр расходов, а другое — создание контроля за имеющимися.

Источник: "Газета"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно