Версия для печати 2754 Материалы по теме
Россия отменяет обязательную сертификацию пищевой и парфюмерной продукции
#69629# С 15 февраля 2010 года должен произойти переход с обязательной сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции на добровольную. Соответствующее постановление правительства уже подписано. Специалисты между тем считают, что Белый дом поспешил с этой реформой -- в России слишком низкая степень ответственность производителей и продавцов. Эксперты предлагают последовать примеру стран Евросоюза и превратить наши «смешные» штрафы за нарушения в «разорительные».

«Преждевременное» постановление российского правительства №982 от 1 декабря 2009 года разграничивает две категории продукции. В первую входят товары, которые должны быть сертифицированы, а во вторую -- те, которым достаточно получить так называемую декларацию соответствия. Пищевая и парфюмерно-косметическая продукция оказалась во второй группе. С 15 февраля эти товары должны иметь только декларацию соответствия. Как пояснил вчера директор ЗАО «Региональный орган по сертификации и тестированию» («Ростест») Алексей Медников, производители и продавцы заполняют эти декларации на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции. Ранее обязанность лабораторно тестировать продукцию лежала на сертификационных центрах.

Такая реформа обеспокоила потребителей. «Ростест» получил множество писем, в которых выражалось опасение, что после злополучного 15 февраля начнется волна массовых отравлений, многие видели в этой реформе угрозу национальной безопасности. Представители «Ростеста» и правозащитники катастрофы не прогнозируют, ссылаясь на зарубежный опыт добровольной сертификации. Однако "необходимо принять некоторые меры, когда невозможно будет продавать некачественный товар, как в Европе, где ответственность за это в сто раз выше, чем в России», -- считает г-н Медников.

Правозащитники и представители сертифицирующих организаций сходятся во мнении, что система сертификации хотя и остается «единственным механизмом контроля за товарами», требует изменений. Даже когда наличие сертификата -- условие выхода на рынок, на прилавки поступает огромное количество фальсифицированных товаров. По официальной статистике «Роспотребнадзора», около 50% товаров не соответствуют нормам безопасности и качества. «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60--80%. В обществе защиты прав потребителе (ОЗПП) предполагают, что таких товаров около трети.

«На основе проверок мы вывели такие цифры, -- говорит «Времени новостей» представитель ОЗПП. -- 20% меда не соответствовало требованиям стандарта, все арбузы оказались с превышением допустимого количества нитратов». Жалобы потребителей удовлетворяются редко: пока заявление проходит все инстанции, партия испорченного товара успевает исчезнуть из магазина.

Директор «Ростеста» назвал три основных предложения, которые должны сопутствовать переходу на «декларации соответствия». «Штрафы должны быть неподъемными, чтобы продавцы включились, как в Европе, в добровольное страхование ответственности», -- подчеркнул он. Эту идею поддерживают правозащитники. «Мы переходим на добровольную сертификацию, совершенно не подумав, что нужно менять административный кодекс, -- заявила председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. -- Сегодня у нас штрафы за обман смешные, и любой продавец легко откупится и на наших потребителей этот откуп возложит, повысив цены». Сейчас за продажу некачественных товаров взимается от 1--2 тыс. руб. с физических лиц, а с юридических -- до 10 тысяч.

Во-вторых, по мнению директора «Ростеста», «необходимо повысить ответственность производителей в десятки раз, тотально усилить контроль за рынком». А в-третьих, «реформировать систему аккредитации тех органов, которые выдают сертификаты». Г-н Медников считает, что на основе строгих критериев нужно составить специальный реестр, таким образом отстранив «псевдоиспытательные центры», и повысить ответственность сертифицирующих центров.

Процветание этих псевдоцентров г-н Медников считает основным поводом для принятия декабрьского постановления правительства. В доказательство своего предположения он цитировал слова президента РФ Дмитрия Медведева, сказанные несколько дней назад в Липецке. Президент заметил, что сейчас в сертификации существует огромное количество фиктивных контор, которые работают без лабораторий.

Дело в том, что, как рассказали «Времени новостей» в ОЗПП, сегодня в стране нет достаточного количества квалифицированных центров, способных проконтролировать вал продуктов, которые выходят на наш рынок. «Очень часто эта контора представляет собой пять человек с письменным столом и компьютером. Ни лаборатории, ни экспертов соответствующих нет. Эксперты -- это писари, которые выдают бумажки», -- говорит г-жа Головкова. Фирме достаточно заявить в уставе, что она намерена выдавать сертификаты.

Директор «Ростеста» видит два пути развития событий. «Худший сценарий будет в том случае, если мы вернемся к тому, что было в 90-х, когда был принят закон о сертификации. Поводом для введения обязательной сертификации был вал фальсифицированных и контрафактных товаров», -- говорит г-н Медников. Кстати, по данным «Ростеста», особой зоной риска после отмены обязательной сертификации могут стать рынки, так как с 15 февраля ни инспекторы, ни санитарные врачи уже не смогут проводить обязательные проверки рыночных торговцев. Также до внесения изменений в Административный кодекс будет опасно приобретать импортные товары, ответственность за которые будет нести только производитель.

Тем не менее г-н Медников надеется на второй, более оптимистический «евросоюзный» вариант. В Европе сегодня действует, как выразилась г-жа Головкова, политика кнута и пряника. Наряду с добровольной сертификацией товаров ("пряник") в странах Евросоюза очень строгие законы, наказывающие недобросовестных предпринимателей и производителей. «Без такого разрешения ни одна торговая точка работать не будет, а если произойдет сбой, последуют разорительные штрафы, -- говорит она. -- Если в магазине находят просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, более того, владелец этого магазина получит запрет на профессию -- больше никогда не откроет ни одного магазина, в котором будут пищевые продукты. Это кнут».

По мнению производителей, единственным более-менее надежным ориентиром, позволяющим выбрать качественный товар, остается бренд. «Это правильный подход, так как имя уважающей себя компании дороже любых бумажек. Тем более что любые свидетельства и сертификаты покупаются за деньги, -- сказал «Времени новостей» Алексей Дробинин, вице-президент компании «Альтервест», которая занимается производством мороженого и замороженных продуктов. -- Во всем мире принято доверять брендам, так как известно, что за ними стоит внутренняя система контроля качества компании. И чем известнее марка, тем изощреннее этот контроль».

Источник: "Время Новостей"
Поделиться