Версия для печати 2104 Материалы по теме
романенко
Обеспечение экономического и социального развития территории — первостепенная задача органов государственной власти. Главенствующая роль в этом вопросе отводится бюджетным отношениям. О том,  как строятся данные отношения в крае, какие проблемы удалось решить и какие еще предстоит, и пойдет сегодня речь.
Александр РОМАНЕНКО, председатель Комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету, налоговой и кредитной политике

С 2003 года в Российской Федерации осуществляется реформирование государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим Алтайское краевое Законодательное Собрание в течение последних лет ведет работу по изменению регионального законодательства в сфере государственного финансового устройства, межбюджетных отношений, образования, охраны здоровья, социальной поддержки населения, экономического развития региона.

Налоговая политика, взаимоотношения с местными бюджетами

В силу природно-географического положения Алтайского края и исторически сложившихся особенностей расселения в регионе достаточно большое число поселений — 725. Вместе с 60 муниципальными районами и 12 городскими округами по числу муниципальных образований край занимает третье место в России. Эта особенность и является определяющим фактором в формировании налоговой и бюджетной политики региона.
Для формирования стабильной налогооблагаемой базы органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу помимо отчислений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, законом Алтайского края, за местными бюджетами закреплены следующие ресурсные источники:
  • налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 %;
  • налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных ископаемых) — по нормативу 60 %;
  • сбор за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 %;
  • единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 %;
  • единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 30 %.
  • Кроме того, для повышения заинтересованности местных органов власти в повышении уровня доходов населения на своей территории и, как следствие, доходов бюджетов законом о краевом бюджете им дополнительно передаются отчисления от региональной доли НДФЛ по нормативу 10 %.
Эти меры способствуют более равномерному распределению ресурсов по муниципальным образованиям края и повышению заинтересованности органов местного самоуправления в развитии собственной налогооблагаемой базы. В совокупности указанные меры позволили повысить уровень обеспеченности местных бюджетов собственными доходами с 25 % в 2006 году до 56 % в 2009 году.
Тем не менее для края, как и для большинства субъектов РФ, не теряет актуальности проблема недостаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения. Для частичного решения этой проблемы в крае кардинально изменены подходы к формированию финансовой помощи местным бюджетам.
В 2005 году принят пакет законов о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности стало осуществляться по единой формализованной методике, учитывающей объективные факторы и особенности социально-экономического развития отдельных территорий. Законодательно установлен единый порядок формирования и распределения районных фондов финансовой поддержки поселений.
Четырехлетний опыт применения данной системы формирования местных финансов показывает, что в имеющихся условиях найдено оптимальное решение. В пользу этого утверждения свидетельствуют более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов по сравнению с краевым бюджетом.

Реформирование финансов

Начиная с 2006 года и по сегодняшний день в крае продолжается работа по реформированию региональных и муниципальных финансов в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организации работы бюджетной системы. Наряду с критериями эффективности все более заметная роль отводится показателям результативности использования бюджетных средств в различных областях жизни общества. В этом направлении реализован ряд мер по законодательному, организационному и финансовому обеспечению решаемых властью задач.
Планирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с программным методом на основе целевых программ. Расходы на поддержку реального сектора экономики в соответствии с общим регламентированным порядком, предусматривающим в рамках обязательных конкурсных процедур оценку критериев результативности и эффективности вложений, направляются на создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Принципиально изменен порядок оказания государственной финансовой поддержки предприятиям агропромышленного комплекса. Новые схемы финансирования позволили перейти от безвозвратных массовых субсидий к программной поддержке эффективного производства. В этом плане широкое применение нашли лизинговые схемы приобретения оборудования, компенсация процентной ставки по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели. Это позволяет упорядочить расходы краевого бюджета на указанные цели и осуществлять их с учетом экономической эффективности получателей бюджетных средств.
В целях реализации государственных полномочий и вопросов местного значения в регионе принимаются целевые программы с конкретным перечнем задач, мероприятий для их осуществления и измеряемым планируемым результатом. Для повышения качества и эффективности предоставления бюджетных услуг проводятся мероприятия по реструктуризации сети и модернизации оборудования бюджетных учреждений.

Антикризисные меры

Известные события в мировой финансовой системе и их последующее воздействие на экономику России и края внесли коррективы в процесс формирования краевого бюджета. Так в процессе исполнения бюджета на 2009 год были внесены  изменения и дополнения в закон о краевом  бюджете, предусматривающие сокращение налоговых доходов. По итогам года собственные доходы консолидированного бюджета составили 27,6 млрд руб. Финансовые потери в 2009 году составили 3,3 млрд руб.
В сложившихся условиях главной задачей стало обеспечение безусловного выполнения социальных обязательств перед людьми: сохранение заработной платы и мер социальной поддержки. Был введен режим строжайшей экономии. Сокращены на 32 % расходы на государственное управление, в два раза сокращены капитальные расходы, уменьшено финансирование дорожного строительства. В результате удалось сохранить все социальные расходы и в полном объеме выполнить обязательства по предоставлению финансовой помощи местным бюджетам.
Что касается бюджета-2010, то его объемы и структура расходов пересмотрены и оптимизированы с целью четкого определения приоритетов расходования бюджетных средств, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и временного отказа от реализации непервоочередных задач. По-прежнему мерам социальной поддержки граждан отдан приоритет и они не только сохранены в полном объеме, но и проиндексированы на 10 %.

Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться