— 16 Февраля 2010

Энергоаудит как «инструмент» энергосбережения и повышения энергетической эффективности Предприятия

энергоаудит

Версия для печати 4007 Материалы по теме

В связи с принятием 11 ноября 2009 года Государственной Думой РФ, одобрением 18 ноября 2009 года Советом Федерации и подписанием 23 ноября 2009 года Президентом РФ Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергоаудит стал на новые рельсы своего развития.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения на Предприятиях.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, таких как вода, природный газ, тепловая энергия, электрическая энергия (далее ЭР), а это означает, что практически и на все Предприятия бюджетной сферы, осуществляющих регулируемую деятельность.

Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется следующими путями установления:

  • требований к обороту товаров, использующих энергетические ресурсы;
  • запретов или ограничений на производство товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность;
  • учета энергетических ресурсов;
  • требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
  • обязанности проведения энергетического обследования;
  • требований к энергетическому паспорту;
  • обязанности проведения мероприятий по энергосбережению в отношении имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • требований энергетической эффективности  товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд;
  • требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • требований к программам в области энергосбережения организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения;
  • иных мер государственного регулирования.

Одной из основных целей государственного регулирования является то, что производимые на территории РФ и импортируемые товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности и технической документации к этим товарам.

Производимые, передаваемые и потребляемые ЭР подлежат обязательному учету с применением приборов учета (внесенных в госреестр средств измерения РФ и имеющих сертификат качества), используемых ЭР. Тем самым, расчеты за ЭР должны осуществляться на основании данных о количественном значении при помощи приборов учета. Согласно Федерального закона, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввести их в эксплуатацию в течение месяца после установки.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ЭР. До установки приборов учета используемых ЭР, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета использования ЭР расчеты за них должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества ЭР, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом указанные расчетные способы должны определять количество ЭР таким образом, чтобы стимулировать покупателей ЭР к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых ЭР. Таким образом, Федеральный закон подталкивает Предприятия к ускоренному оснащению приборами учета, тем самым к повышению энергоэффективности и энергосбережению.

Конечными значениями целевых показателей применения №261-ФЗ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать следующие важные факторы:

  • повышение эффективности использования ЭР в жилищном фонде;
  • повышение эффективности использования ЭР в системах коммунальной инфраструктуры;
  • сокращение потерь ЭР при их передаче;
  • повышение уровня оснащенности приборами учета (класса точности);
  • увеличение количества использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс эн.эффективности) и объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
  • увеличение кол-ва высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств (ТС), а также увеличение количества ТС, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению;
  • сокращение расходов бюджетов на обеспечение ЭР государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменения объема потребления ЭР;
  • увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению.
Согласно статье 16 ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, затраты которых на потребление ЭР превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения, финансируемые за счет средств федерального бюджета или местных бюджетов.

Т.е. другими словами, под федеральный закон попадают практически Предприятия всех отраслей промышленности и сельского хозяйства за исключением некоторых перечисленных в ФЗ объектов.

Материал подготовлен специально для сайта bujet.ru
Ольга Александровна Шафоростова - начальник экспертного отдела Группы "Финансы"

Поделиться