25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3695 Материалы по теме

Недавно в Американской торговой палате состоялось открытое заседание комитета по инвестициям, на котором эксперты таможенного холдинга «Группа Тарго» дали оценку инициативам МЭРТ РФ в таможенной сфере, а также представили доклад о таможенных аспектах реализации инвестиционных проектов в России. По окончании мероприятия мы подошли к юристу-эксперту холдинга Андрею ЦАГАЮ с вопросом: как вступление в силу нового Таможенного кодекса РФ отражается на потоке инвестиций в нашу страну? 
 
Таможенные новшества имеют как отрицательные, так и положительные стороны.
Основной минус в том, что увеличилось число случаев, когда разные таможни по-разному применяют одни и те же законодательные нормы. Это произошло по той причине, что в новом Таможенном кодексе РФ содержится ограничение на опубликование ведомственных нормативных актов, в которых раньше разъяснялись законодательные коллизии. Сам же кодекс, увы, не содержит детальных описаний тех или иных процедур. Вот и приходится таможням по-прежнему обращаться ко все еще действующим ведомственным документам, которые подлежат «применению в части, не противоречащей новому Таможенному кодексу». Ведь противоречат они кодексу или нет, каждая таможня теперь решает самостоятельно.
Простой пример: статья 213 ТК РФ разрешает открывать режим временного ввоза на 34 месяца (лизинг, при котором уплата налогов растянута на этот период). Чтобы применить этот максимальный срок, нужно выполнить два условия. Первое – отнести оборудование к основным производственным средствам; второе – товары должны находиться «в собственности другого лица», то есть не того, кто открывает таможенный режим и начинает ввоз оборудования. Некоторые таможни понимают под «другим лицом» лишь отечественные компании (дескать, в законе не написано «в собственности иностранного лица»), а некоторые наоборот относят к таким «другим лицам» только иностранные фирмы. С нормой про основные производственные средства дело обстоит еще сложнее. В самом ТК РФ не сказано, как определить характер ввозимого лизингового имущества. В результате одни таможни считают так: чтобы выполнить это условие, нужно классифицировать имущество в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств. Другие таможни утверждают, что нужно поставить имущество на баланс в качестве основных средств. Третьи требуют и то и другое одновременно. Самое интересное, что выполнить эти требования не так просто. Во-первых, имущество, которое еще не находится в собственности лизингополучателя, по правилам бухгалтерского учета на баланс поставить нельзя, оно учитывается на забалансовых счетах. А для этих счетов, в отличие от балансовых, не прописано четко, предназначены ли они для основных средств. Во-вторых, не для любого производственного оборудования и его компонентов можно найти соответствующий код по классификатору. Да и вообще непонятно, зачем таможни используют классификатор, предназначенный исключительно для целей государственной статистики.
Второй минус. Во всех случаях использования условного выпуска и таможенных режимов, отличных от выпуска для внутреннего потребления, теперь обязательно вносить обеспечение уплаты налогов. Это положение значительно снижает финансовую эффективность инвестиционных проектов на таможне. Исключения есть в статье 337. Первое касается случая, когда сумма пошлин и налогов составляет менее 20 тыс. рублей, что делает его абсолютно неприменимым к инвестициям, размер таможенных льгот по которым обычно значительно выше. Второе же исключение абсолютно субъективно и зависит лишь от «правосознания» таможенников. Практика показывает, что они не спешат воспользоваться своим правом на это исключение и принять на себя огромную ответственность без указания сверху. Вот и приходится обращаться за таким субъективным решением в вышестоящие органы, как правило, в Федеральную таможенную службу.
Еще одна проблема – это борьба с занижением таможенной стоимости ввозимых товаров. Таможня теперь на основании статьи 323 имеет право потребовать дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, во всех случаях, когда посчитает уже предоставленные декларантом документы и сведения просто недостаточными для принятия ею решения. Причем зачастую такие, которые инвестор предоставить не может, ибо эти бумаги обычно принадлежат третьим лицам и представляют собой коммерческую тайну либо попросту не оформляются по законодательству иностранного государства. Если же документы не представлены в срок либо представлены, но таможня по-прежнему считает их недостаточными, она вправе делать корректировку стоимости товаров. Чем таможенники активно и пользуются. При этом очень часто формально: бывают случаи, когда при многомиллионной стоимости грузов корректировка проводится на такую стоимость, которая влечет за собой увеличение таможенных налогов всего лишь на 1 рубль!
Однако есть и плюсы. Среди них один несомненный. Несмотря на то, что у таможни сохранились возможности затягивать сроки оформления, в 95% случаев, согласно статистике, оформление завершается в течение 2 суток (именно этот срок прописан в кодексе как норма). Это кардинальное изменение. Еще несколько лет назад и половина товаров не оформлялась за такое короткое время.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно