25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№11 ноябрь 2005 — 20 ноября 2005

Новые схемы кассового обслуживания в действии

Версия для печати 8195 Материалы по теме
Результаты реализации Приказа № 1н «Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» на примере пилотных регионов
Алексей Юрьевич ПОПОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

22 марта 2005 г. в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральным казначейством был утвержден Приказ № 1н «Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее – Порядок). Он был разработан с целью безусловного обеспечения перевода с 1 января 2006 года исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. Ко времени выхода данного Приказа Федеральное казначейство уже имело большой опыт по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по инструкции МФ РФ № 46н, а также опыт экспериментальных внедрений в г. Ростове-на-Дону и в Тюменской области. Многими регионами были изучены и положительно оценены результаты проведенных экспериментов.
С учетом имевшегося опыта был разработан данный порядок, в котором нашли отражение различные варианты взаимодействия органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Кроме того, Федеральным казначейством был утвержден и реализуется в настоящий момент план проведения необходимых организационно-технических мероприятий, направленных на их реализацию. Ряд регионов подали нам свои предложения о готовности выступить пилотными объектами по внедрению новых вариантов кассового обслуживания исполнения их бюджетов органами ФК в соответствии с Приказом ФК от 22 марта 2005 г. № 1н. На основании полученных обращений был определен состав субъектов РФ, участвующих в пилотном внедрении утвержденного Порядка, а именно: Амурская область (в части областного бюджета), Ульяновская область (в части областного бюджета), Республика Карелия (в части бюджета муниципального образования Кондопожский район) и Республика Коми (в части бюджета Республики Коми и муниципального образования город Воркута).
Федеральным казначейством при реализации пилотных внедрений были разработаны проекты:
– регламентов территориальных органов Федерального казначейства о порядке и условиях обмена информацией при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее – Регламент);
– соглашений об осуществлении территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при выборе кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств бюджета (далее – Соглашение);
– методик смены варианта кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) территориальными органами Федерального казначейства в 2005 году в соответствии с положениями Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н;
– документации автоматизированного рабочего места финансового органа (АРМ ФО) в автоматизированной системе Федерального казначейства и форматов информационного обмена АРМ ФО и автоматизированных систем финансовых органов.
Хочется отметить особенности реализации указанного порядка в каждом субъекте РФ, принявшем участие в пилотном внедрении.
В Амурской области осуществлялось полномасштабное (без апробации на пилотной группе) внедрение первого варианта указанного выше Порядка с обслуживанием в Управлении Федерального казначейства по Амурской области только единого лицевого счета областного бюджета и передачей лицевых счетов распорядителей и получателей средств областного бюджета в финансовый департамент Амурской области. Это потребовало тщательной предварительной подготовки, решения многих возникших вопросов и задач, детальной проработки всех предстоящих действий. После этого было осуществлено единовременное закрытие лицевых счетов всех распорядителей и получателей бюджетных средств областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Амурской области и открытие соответствующих счетов в финансовом департаменте Амурской области. Это была огромная, кропотливая работа как Управления Федерального казначейства по Амурской области, так и финансового департамента Амурской области. Благодаря конструктивной позиции обеих сторон решались все вопросы, связанные с внедрением данного варианта.
В Ульяновской области также был осуществлен переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения областного бюджета органами Федерального казначейства. Реализация нового варианта осуществлялась на пилотной группе распорядителей и получателей бюджетных средств. Единый лицевой счет бюджета открыт и обслуживается в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, лицевые счета распорядителей и получателей средств областного бюджета были закрыты в органах Федерального казначейства и открыты в департаменте финансов Ульяновской области. Открытие лицевых счетов в департаменте финансов Ульяновской области осуществлялось поэтапно, по мере обнуления и закрытия соответствующих счетов в органах Федерального казначейства по Ульяновской области. При этом кассовое обслуживание исполнения областного бюджета в части наличных денежных средств обеспечивается Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области.
В Республике Карелии для кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования Кондопожский район был реализован определенный Приказом № 1н вариант VII кассового обслуживания исполнения муниципального бюджета с открытием и ведением органами Федерального казначейства лицевых счетов распорядителям и получателям, а также с доведением органами Федерального казначейства объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств муниципального бюджета.
В Республике Коми переход на новый вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов осуществлялся не только для республиканского бюджета, но и для пилотного муниципального образования республики. Ведение единого лицевого республиканского бюджета обеспечивает Управление Федерального казначейства по Республике Коми, а лицевых счетов всех распорядителей и получателей средств республиканского бюджета – министерство финансов Республики Коми. Министерство финансов Республики Коми через счет № 40201 организует работу с наличными денежными средствами получателям средств республиканского бюджета, находящимся на территории республиканского центра – г._Сыктывкара. По всем остальным получателям средств республиканского бюджета, находящимся за пределами республиканского центра, работа с наличными денежными средствами осуществляется территориальными отделениями Федерального казначейства. Кассовое обслуживание исполнения бюджета г. Воркуты осуществляется через единый лицевой счет, открытый в территориальном отделении Федерального казначейства. Лицевые счета получателей средств местного бюджета ведутся в финансовом органе г. Воркуты. Выдачу наличных денежных средств по всем получателям обеспечивает отделение Федерального казначейства.
Всеми участниками пилотных внедрений нового Порядка в соответствии с Приказом Федерального Казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н был выполнен огромный объем работ для достижения намеченных результатов. По результатам пилотных внедрений будут уточнены и доведены до управлений Федерального казначейства и финансовых органов по субъектам РФ примерные регламенты информационного взаимодействия, соглашения, методики перехода, документация на АРМ ФО и форматы информационного взаимодействия, а также внесены изменения в Приказ № 1н.
Хочется отдельно обратить внимание финансовых органов на необходимость срочного приведения своих программных продуктов в соответствие с форматами информационного взаимодействия Федерального казначейства с целью обеспечения полностью электронного документооборота финансового органа и органа Федерального казначейства в соответствии с требованиями Приказа № 1н. Успешная реализация статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ зависит от своевременной информационно-технической готовности финансового органа к работе в условиях выбранного им варианта кассового обслуживания.
Федеральное казначейство на протяжении всего 2005 года проводит организационную, методологическую и информационно-техническую подготовку к обеспечению реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2006 года. Территориальными органами Федерального казначейства проводится большая работа с субъектами и муниципальными образованиями РФ. Отметим, что всем без исключения финансовым органам субъектов и муниципальных образований РФ необходимо во взаимодействии с УФК, УФНС и иными администраторами поступлений в бюджеты по субъекту РФ своевременно, в соответствии с действующим законодательством проводить весь необходимый комплекс организационных, методологических и информационно-технических мер с целью недопущения срывов исполнения соответствующих бюджетов с 1 января 2006 года.
В заключение хочется выразить благодарность коллективам и руководству управлений Федерального казначейства и финансовых органов, участвовавших в пилотном внедрении Приказа № 1н.

Справка «Бюджета»
попов
Алексей Юрьевич ПОПОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
Родился 4 сентября 1973 года в г. Москве.
В 1996 г. окончил Московский государственный университет.
С 1996 г. работал на руководящих должностях в информационно-технологической и банковской сферах.
На государственную службу поступил в 2004 г. на должность заместителя директора департамента – Главного управления Федерального казначейства Минфина России.
С января 2005 г. назначен заместителем руководителя Федерального казначейства.
Кандидат физико-математических наук.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно