25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5591 Материалы по теме
На вопросы нашего издания отвечает Алексей Викторович ФЕДОСЕЕВ, директор по информационным проектам компании ИНТАЛЕВ

– Алексей Викторович, компания ИНТАЛЕВ сообщила о продолжении проекта в ФСК ЕЭС. С чем это связано? Ведь результаты сотрудничества ИНТАЛЕВ и ФСК в прошлом году обе стороны признали успешными…
– Прежде всего отмечу, что цель данного проекта – формализация и автоматизация процессов управления методологией бюджетирования, создание механизма разработки и совершенствования нормативной базы компании.
В очередной раз убедился, что от того, насколько грамотна внедренческая команда со стороны клиента, во многом зависит успешность проекта. К счастью, в ФСК мы нашли очень квалифицированный, подготовленный персонал Департамента экономического планирования и бюджетирования во главе с Александром Валерьевичем Иноземцевым, а также проектную команду по совершенствованию методологии бюджетирования, возглавляемую начальником отдела методологии и анализа финансово-хозяйственной деятельности Всеволодом Викторовичем Клочковым.
– Как на практике реализован проект?
– Принцип формирования доходной части бюджета не меняется, реструктуризация затронула расходную часть. ФСК – полноценный хозяйственный субъект, со своими экономическими целями, поэтому все расходы, которые несет компания, должны соответствовать стратегическим целям этой компании.
– Изначально определяются цели, а потом утверждаются расходы?
– Совершенно верно. Все проекты компании проходят своего рода экспертизу на соответствие целям компании. И когда любой департамент, филиал, подразделение хочет затребовать средства, оно получает их ровно столько, насколько проекты, точнее, планируемые результаты проектов, соответствуют программам, целям.
В этом суть проектно-целевого метода финансового управления. Проектно-целевые принципы бюджетирования были сформулированы заместителем начальника департамента экономического планирования и бюджетирования Сергеем Юрьевичем Лебедевым и проработаны начальником отдела методологии и анализа финансово-хозяйственной деятельности Лебедевым Всеволодом Викторовичем Лебедевым в рамках предпроектной стадии и разработки технического задания на проект.
– Но это возможно лишь в том случае, если доходы компании покрывают расходы, правильно?
– Не совсем так. В ФСК именно такое положение: предприятие показывает стабильный рост. Но принцип работает и в иной ситуации – если у компании недостаточно доходов, нужно сократить расходы. В обоих случаях финансируются лишь те проекты, которые необходимы для достижения целей.
– Вам не кажется, что при таком подходе существует опасность неверного выбора целей?
– Опасность есть всегда, в этом суть бизнеса. Но учтите, что, являясь естественной монополией, компания регулируема не только в части тарифа, но и в части целей развития – инвестиционная программа определяется органами государственного регулирования как часть макроэкономической политики государства. Соответственно внимание в системе бюджетирования акцентировано на эффективности способов достижения целей.
– Каковы особенности проекта в ФСК?
– Основная особенность в том, что ИНТАЛЕВ выступает в качестве сегментного партнера. Переработка системы бюджетного управления – часть большого проекта комплексной автоматизации ФСК на платформе SAP. Мы разрабатываем электронную модель и методику финансового управления, создаем полноценный прототип системы, что позволяет отсеивать неэффективные методические решения до их реализации в SAP SEM/BPS Business Suite. При этом электронным средством управления методологией бюджетирования и разработки нормативных документов избран программный продукт «Инталев: Навигатор».
– Чем вызвана необходимость использования этой программы?
– Судите сами: ФСК – огромная компания, множество филиалов, большое количество сотрудников, сложная система бюджетов. В подобных условиях необходимо единое электронное (а других методов современная цивилизация не знает) хранилище правил системы управления.
– А «Инталев: Навигатор» и есть это хранилище?
– Именно.
– Почему нельзя прописать все эти правила на бумаге?
– Можно, но только представьте, сколько ресурсов потребуется при изменении любого правила. Учитывая, что современный бизнес динамичен по сути, компания не может себе позволить расходовать время сотрудников на такие процедуры. Благодаря внедрению такого подхода методологией бюджетирования крупной компании могут управлять 1–2 человека, что успешно осуществляется уже второй год отделом методологии и анализа финансово-хозяйственной деятельности, возглавляемым Всеволодом Викторовичем Клочковым.
– Но ведь бумажный документооборот жив и сегодня.
– Да, но я говорю не о документообороте, а о правилах документооборота. При этом не важно, какой документооборот физически – бумажный или электронный.
Мы осуществляем автоматизацию моделирования системы документооборота в привязке к системе бюджетирования с помощью программы «Инталев: Навигатор». Любая модернизация системы бюджетирования прописывается в «Навигаторе». Что бы ни хотел изменить пользователь, процедура стандартна: внести новые данные, принять поправки и увидеть, что изменилось и как именно. Иными словами, система позволяет оперативно осуществить изменения и оценить последствия.
Совокупность данных образует модель – картинку реальности, отражающую важные для субъекта черты. И любое введение новых данных – это вопрос к системе: а что будет, если поменяется финансовая структура, норматив, бизнес-процесс и так далее.
– Как это реализовано в программе?
– Все настройки визуализированы. Представьте чертеж здания. Любой человек может легко сказать, что случится, если здание построить без несущей конструкции. То же самое можно увидеть в нашей системе, с той разницей, что здесь место конструктивных строительных элементов занимают схемы бизнес-процессов, проекций классификаторов и так далее, образуя электронный чертеж системы управления.
– Если позволите, продолжим аналогию со строительным чертежом. Необходимы ли специальные знания пользователю вашей программы?
– Необходимы знания по системе управления. Согласитесь, отсутствие, скажем, стены или крыши на чертеже заметит любой. Но при этом мы забываем, что все ежедневно видят готовые дома в реальности. Правила функционирования систем управления обычному человеку представить сложнее, но для специалиста они очевидны.
– Насколько универсален такой подход?
– С тем же успехом можно спросить, насколько универсальна теория управления в принципе. Если не вдаваться в детали, то все, что должен сделать грамотный руководитель, – сопоставить цели и структуру компании. Только тогда станет ясно, достигнет ли компания своих целей или для этого необходимы структурные изменения. «Инталев: Навигатор» как раз и позволяет это выявить.
– Но это можно сказать лишь с определенной вероятностью, так?
– Конечно. В данном случае вероятность базируется на экспертных оценках того самого «инженера», который анализирует чертеж системы управления. Математические методы, безусловно, используются, но основное – интуиция и знания эксперта.
– То есть участие специалистов необходимо.
– Совершенно верно, причем именно специалистов в предметной области.
– Но зачем тогда нужен «Инталев: Навигатор»?
– Давайте разберемся. С помощью «Навигатора» мы визуализируем структуру компании, эта программа – огромное подспорье для экспертов. Практика показывает, что два специалиста по-разному представляют структуру и цели компании, а визуальная модель рождает взаимопонимание. «Навигатор» – это метаязык экспертов. При этом, естественно, программа не является панацеей, так же как хорошая кисть для рисования не дает гарантии, что нарисованная с ее помощью картина будет шедевром.
– Но если эту кисть возьмет в руки мастер…
– То и качество картины будет соответствующим. В частности, применение «Навигатора» на проекте в ФСК позволило свести к минимуму транзакционные издержки при взаимодействии со специалистами SAP, так как передача всех классификаторов и проекций осуществляется посредством «Навигатора» вместо трудоемкой правки в электронных таблицах.
– Скажите, Алексей, почему, на ваш взгляд, руководство ФСК выбрало именно компанию ИНТАЛЕВ для решения этих задач?
– Здесь все просто – лидер выбирает лидера. У нас большой опыт в данной предметной области, мы – разработчики методик и программных средств, к тому же мы давно и успешно сотрудничаем с предприятиями энергетического комплекса, например, Костромской ГРЭС, КолЭнерго. Но главным аргументом в пользу ИНТАЛЕВ стал общий методологический опыт нашей компании плюс то, что мы участвовали в разработке бюджетных решений для электроэнергетики в рамках первого проекта.
– Изменится ли после столь крупного проекта позиционирование ИНТАЛЕВ? Будет ли ваша компания ориентироваться преимущественно на клиентов такого уровня?
– У нас нет разделения на престижных и непрестижных клиентов. ФСК – клиент крупный, интересный, но нельзя тактический успех возводить в принцип работы компании. Группа компаний ИНТАЛЕВ ориентирована на то, чтобы быть лидером по основным направлениям нашей деятельности: постановка и автоматизация бюджетирования, стратегическое управление и оптимизация бизнес-процессов.
– Насколько учитывается при этом отраслевая специфика компаний?
– Отраслевая специфика не является решающей. Системы финансового и стратегического управления не специфичны в принципе.
– Но производственные бизнес-процессы отличаются от бизнес-процессов торговой компании?
– Да, но стратегия построения бизнес-процесса и методология оптимизации не имеют к отрасли никакого отношения, поэтому наши продукты и услуги не привязаны к отрасли, они универсальны.
– Это преимущество или недостаток?
– Ни то ни другое. Это особенность. Все отраслевые специфики конъюнктурны. Мы же, напротив, вне времени, вне специфики.
– Алексей, если взглянуть на вашу компанию с позиции аналитика рынка консалтинговых услуг, можно выделить какие-то конкурентные преимущества?
– На мой взгляд, преимущество ИНТАЛЕВ – в единстве наших направлений: консалтинговые услуги, бизнес-обучение и разработка программного обеспечения. Эти направления дополняют друг друга, и наш клиент волен выбрать любое сочетание.
– Можно сказать, что это изобретение ИНТАЛЕВ?
– Мне всегда казалось, что это на уровне здравого смысла. Это логично. К сожалению, прежде всего для российского бизнеса, мало компаний используют в своей работе действительно комплексный подход.
Поэтому множество организаций, которые обучили своих специалистов в одной компании, вынуждены покупать программное обеспечение у другой, а потом заказывать внедрение этого ПО у третьей просто в силу того, что поставщик образовательных услуг не может создать на основе своей методологии конкурентоспособное информационное решение.
– Как вы оцениваете перспективы развития направлений деятельности вашей компании?
– С оптимизмом, и связано это с тем, что каждое направление универсально в широком, можно сказать философском, смысле. Судите сами: бюджетирование – технология, которой по самым скромным оценкам уже 500 лет. Мы бы смогли с нашими методиками прожить и в Египте, и в Древней Греции. Вспомним Рим – это армия, которая воюет в разных частях мира.
Так если финансовое управление востребовано столько лет, значит и перспективы данного вида деятельности самые радужные.
– С другой стороны, многие утверждают, что бюджетирование – дань моде?
– Мы занимаемся не модными, а нужными вещами.
– Как вы считаете, уровень развития консалтинга может служить показателем роста экономики?
– Консалтинг – показатель развитости экономики. Это прямой запаздывающий показатель: сначала растет экономика, потом консалтинг.
– Невольно напрашивается вопрос, почему ГК ИНТАЛЕВ изначально не пошла по пути западных консалтинговых компаний? Вы не планируете сократить расходы на разработку собственных программных продуктов и сосредоточиться на оказании консультационных услуг?
– Помните знаменитый анекдот о мышах и филине? Не хотелось бы уподобляться этой птице и давать «мудрые» советы космического масштаба. Напротив, мы способны взять на себя реализацию проекта. Мы не только разрабатываем эффективную модель, но также в полной мере несем ответственность за настройку этой модели, автоматизацию системы управления предприятием с помощью наших программных продуктов.
Такое взаимное пересечение направлений не позволяет отказаться от разработки ПО, ведь продукт надо постоянно развивать. Клиенты ежедневно обращаются к нам с пожеланиями и замечаниями. Это как езда на велосипеде: остановился – упал.
– Не проще ли давать «мудрые» советы и не обременять себя ответственностью?
– Проще, но давать мудрые советы – это не наше. Консалтингом в России занимаются профессионалы, которым важно еще и внутреннее развитие.
– Кстати, о консалтинге в России. Каково будущее этого направления?
– Консалтинг, на мой взгляд, по природе консервативен и не подвержен частым колебаниям. Как я уже говорил, все идеи, которые сейчас активно эксплуатируются, родом из далекого прошлого. Здесь нет прорывов, инновации сугубо внутритехнологические.
Безусловно, консалтинг – далеко не массовое явление. Кратко само направление можно охарактеризовать как набор услуг, широко востребованных в узком кругу. Основной потребитель – топ-менеджмент, остальным это просто не нужно. Отсюда и ответ на ваш вопрос – консалтинг ждет поступательное развитие в контексте общего роста экономики страны.
– И последний вопрос: ИНТАЛЕВ 10 лет, юбилей. Какой будет компания лет через пять?
– Мы планируем открыть филиалы в экономически значимых республиках бывшего СССР и в Европе, но при этом ИНТАЛЕВ останется мобильной компанией, оперативно реагирующей на все изменения рынка.
Наша цель – повышение доходности инноваций, расширение клиентской базы и разработка новых продуктов. Это отражает карта сбалансированных показателей – основа стратегии развития нашей компании. Достижению расчетных показателей по этим направлениям компания намерена посвятить ближайшие пять лет.
Беседовала Елена САДОВНИКОВА

Справка «Бюджета»
Алексей Викторович Федосеев, директор по информационным проектам компании ИНТАЛЕВ
Родился 22 декабря 1976 года в Санкт-Петербурге.
В 1998 году с отличием окончил факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Инвестиционный менеджмент».
Еще студентом, в 1996 году совместно с Евгением Добровольским основал компанию ИНТАЛЕВ.
С 2003 года входит в состав подкомитета по информационным технологиям комитета по промышленной политике ТПП РФ. Член клуба IT-директоров.
Своим жизненным кредо избрал выражение знаменитого французского философа Рене Декарта – «Мыслю, следовательно существую». Эта фраза как нельзя лучше подходит для описания феномена развития компании ИНТАЛЕВ – малоизвестная фирма, по существу, состоящая из нескольких энтузиастов, за 10 лет прошла путь до лидера направления.
_____________________________________________________________________________________________________________________
За 10 лет компанией ИНТАЛЕВ реализовано несколько сотен проектов по ключевым направлениям деятельности:
– постановка и автоматизация бюджетирования,
– построение Системы Сбалансированных Показателей,
– организация документооборота.
Клиентами ИНТАЛЕВ стали такие компании, как «Газпром», «ФСК ЕЭС России», «Петербургский метрополитен», «Ростелеком», «ТД «Перекресток», «Татнефть», «Талосто». Общее число клиентов ИНТАЛЕВ уже превышает тысячу.
Разработаны программные продукты и методические комплексы, позволяющие повысить эффективность систем управления организаций различных отраслей и масштаба, осуществить постановку и автоматизацию финансового управления, оптимизировать бизнес-процессы. Информационные решения компании – «Инталев: Корпоративные финансы», «Инталев: Документооборот», «Инталев: Навигатор» – широко известны на рынке специального программного обеспечения.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно