Версия для печати 5432 Материалы по теме
Об особенностях исполнения бюджетов разных уровней в  2010 году и их формирования на 2011 год
бюджетник
Обсудив вопросы, связанные с особенностями исполнения бюджетов разных уровней в 2010 году и их формирования на 2011год, участники Общего собрания членов Некоммерческого партнерства "Сообщество финансистов России" (далее СФР) отмечают, что Правительство Российской Федерации сформировало бюджет на 2010 год с учетом поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к изменившимся финансово-экономическим условиям, к сокращению как доходов, так и расходов в процентах к ВВП. Вместе с тем, при сокращении расходов были выделены приоритеты и направления, которые при любой, даже самой неблагоприятной ситуации, должны быть профинансированы.
    Среди таких приоритетных направлений государственной бюджетной политики Правительство обозначило предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера, в том числе на реализацию региональных программ, в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
    Несмотря на общее сокращение доходов федерального бюджета на 2010 год, размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации увеличен по сравнению с 2009 годом на 23 млрд. рублей.
    Предусмотрена выдача бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации в сумме до 140,0 млрд. рублей, в том числе 50 млрд. рублей - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования на срок до 5 лет под одну четвертую ставки рефинансирования Центрального банка России. При этом впервые аналогичная норма предусмотрена для муниципальных образований.
На поддержку монопрофильных городов выделено 20,0 млрд. рублей, в том числе 10,0 млрд. рублей в виде бюджетных кредитов;  на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов - 2,0 млрд. рублей и.т.д.
    На покрытие дефицита для обеспечения социальных обязательств государства Пенсионному фонду направляется из федерального бюджета 1 трлн. 166,3 млрд. рублей, что в 3,3 раза превышает уровень 2009 года.
    Вместе с тем участники Общего собрания членов СФР отмечают, что остается ряд нерешенных вопросов.
       До настоящего времени не урегулированы вопросы финансирования отдельных государственных полномочий, которые определяются отраслевыми федеральными законами (Жилищный кодекс, Земельный кодекс, Закон "О милиции" и др.).  В этих законодательных актах на органы местного самоуправления возлагаются обязанности, которые не переданы как государственные полномочия и, как следствие, в федеральном бюджете не предусматривается их финансовое обеспечение.
    В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос об увеличении резерва в составе дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов.
    Это связано также и с прекращением, начиная с 1 января 2010 года, софинансирования из федерального бюджета практически всех социальных полномочий субъектов, что приведет к увеличению их расходов более чем на 70,0 млрд. рублей (выплаты ветеранам труда и труженикам тыла, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсации родительской платы за содержание детей в детских садах, ежемесячные пособия на ребенка, финансирование мероприятий по оздоровлению детей, обеспечение равной доступности общественного транспорта, передача субъектам федеральных профтехучилищ  и.т.д.).
    При благоприятной ситуации с доходами федерального бюджета в ходе его исполнения за 1 полугодие 2010 года, необходимо рассмотреть вопрос об оказании дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации на финансирование таких социально-значимых вопросов, как  индексация заработной платы работникам бюджетной сферы не только федерального, но и регионального уровня,  организация отдыха и оздоровления детей, реабилитация застрахованных граждан (долечивание) непосредственно после стационарного лечения в санаторно-курортных учреждениях.
    Участники Общего собрания членов СФР обращают внимание на то,  что на протяжении ряда лет сложилась практика, когда Главные распорядители средств федерального бюджета затягивают сроки разработки и принятия своих нормативных актов по реализации принятых федеральных законов. Это приводит к несвоевременному освоению бюджетных средств бюджетополучателями и перераспределению значительных средств в конце года.
    Также отмечается, что установление на федеральном уровне льгот для отдельных категорий налогоплательщиков как физических, так и юридических лиц, по региональным и местным налогам, существенным образом влияет на доходные возможности региональных и местных бюджетов, так как потери от данных льгот не компенсируются. Так, только от имущественных налогов почти 60% сумм доходов  остаются у налогоплательщиков в виде льгот.
    Участники Общего собрания, рассмотрев законопроект " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" отмечают, что проект закона требует дополнительной проработки и уточнения механизмов его практической реализации.
    Участники Общего собрания членов СФР отмечают, что решение многих финансово-бюджетных вопросов по увеличению собственных доходов, развитию экономики, привлечению капиталовложений, реализации инвестиционных проектов с участием средств бизнеса зависит и от действий, предпринимаемых на местном уровне.
    Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этому в значительной степени должны содействовать местные органы власти, снимая все инфраструктурные и административные ограничения для развития малого и среднего бизнеса.
    Учитывая вышеизложенное, а также в целях эффективного  исполнения в 2010 г.  бюджетов всех уровней участники Общего собрания  НП "Сообщество финансистов России" рекомендуют:

    I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации  по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2010 года:
- в связи с прекращением с 1 января 2010 г. софинансирования из федерального бюджета практически всех социальных полномочий субъектов, рассмотреть возможность увеличения резерва в составе дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов;
- учитывая социальную значимость организации отдыха и оздоровления детей, а также реабилитации застрахованных граждан (долечивание) непосредственно после стационарного лечения в санаторно-курортных учреждениях  рассмотреть (по итогам за первый квартал) возможность выделения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации средств на эти цели.

    II. Правительству Российской Федерации

    1. Принять меры к своевременной разработке и принятию всех нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений, Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", в целях эффективного использования предусмотренных в федеральном бюджете средств. Рекомендовать Счетной Палате России установить контроль за исполнением этого поручения в установленные сроки.
    2. Прекратить практику внесения в Государственную Думу законопроектов, расширяющих вопросы регионального и местного значения без соответствующего их финансового обеспечения.
    3.   Учитывать при расчете субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации расходы органов местного самоуправления на исполнение градостроительного, земельного, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагается исполнение полномочий, не относящихся к вопросам местного значения, или передать их на прямое финансирование из федерального бюджета.
    4. Рассмотреть вопрос индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе в части оказания  поддержки региональным бюджетам для финансирования дополнительных расходов на эти цели.    5. Рассмотреть возможность замены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам, компенсационными выплатами соответствующим категориям налогоплательщиков, либо отмены таких льгот.
    III.  Совету НП " Сообщество финансистов России"
1. Продолжить  участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов, касающихся совершенствования бюджетного и налогового процесса, совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
2. Продолжить работу по укреплению и развитию связей между финансистами всех уровней и активизировать работу по привлечению новых членов Сообщества.
3. Проработать вопрос оказания практической помощи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по реализации закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
4.  Проанализировать последствия применения статей 12 и 24 ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов" в части остатков бюджетных средств, которые в течение 2009 года перечислялись как целевые субсидии или субвенции из федерального бюджета в бюджеты субъектов и муниципальных образований, но не использованы до 1 января 2010 года по целевому назначению. Подготовить предложения и направить их в соответствующие Комитеты Государственной Думы.
    5.  Председателю секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» Тугарину С.С. и Председателю секции «Финансисты муниципальных образований» Домбровскому А.Н. подготовить замечания и предложения:
а)  в срок до 5 марта 2010 г. - к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Совету СФР обобщить представленные предложения и замечания  и направить для дальнейшего рассмотрения в Комитеты Государственной Думы;
б) до 1 июня 2010 г. - по передаче полномочий с федерального на региональный уровень в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс, Земельный кодекс, Закон "О милиции" и другие.

IV. Членам НП "Сообщество финансистов России"
    1.Активизировать работу по представлению замечаний и уточнений в действующее и разрабатываемое законодательство по вопросам бюджетного и налогового законодательства, а также совершенствованию межбюджетных отношений.

Источник: Общее собрание членов Некоммерческого Партнерства «Сообщество финансистов России»
Поделиться