Версия для печати 4169 Материалы по теме
В декабрьском номере журнала принято публиковать статьи с итогами работы служб и организаций за истекающий год. Каким он был для Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, рассказывает руководитель УФК республики Ирина КЛЮКОВА.

клюкова
2006 г. стал годом внесения изменений в принципы организации бюджетного процесса, направленных на создание механизмов, которые смогут обеспечить безусловное и своевременное исполнение обязательств государства. На основании ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ с 1 января бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований переведены на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство. С этого же времени вступили в силу положения Инструкции по бюджетному учету в части отражения в бухгалтерском балансе сумм начисленных администратором доходов поступлений в соответствующий бюджет. Введен новый план счетов бюджетного учета, интегрированный с бюджетной классификацией, основанный на методе начислений и обеспечивающий учет затрат по функциям и программам. Также по-новому регулируются отношения, связанные с размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в целях эффективного и экономного использования бюджетных средств и внебюджетных источников.
Органы Федерального казначейства по Чувашской Республике в соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ приступили к кассовому обслуживанию исполнения республиканского и местных бюджетов республики с 1 января 2006 г. При реализации положений указанной статьи возникли определенные трудности: в частности, выявилась несовместимость программных продуктов, которыми пользовались Минфин Чувашии и Федеральное казначейство. Как следствие, был затруднен электронный обмен платежными документами. Сейчас эти недостатки устранены, а возникающие вопросы решаются в рабочем порядке.
Для осуществления кассового обслуживания исполнения республиканского и местных бюджетов Управлению открыто 318 счетов в расчетно-кассовом центре Национального банка Чувашской Республики Банка России, в том числе 317 счетов – для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований. Все кассовые операции производятся от имени и по поручению Минфина Чувашии и подведомственных ему отделов в районах и городах республики. Операции по доходам и расходам находят отражение в учете органов Федерального казначейства, на счета которых поступают средства (государственные и местного самоуправления).
чебоксары-хрущевка
Ежемесячно органами Федерального казначейства в адрес исполнительных органов республики, глав районов и городов направляются сведения об исполнении бюджетов по кассовым поступлениям и выплатам. Учитывая, что в качественной информации об исполнении бюджетов заинтересованы не только органы, управляющие финансами, но и граждане, субъекты хозяйственной деятельности, все данные размещаются на сайте Управления http://gov.cap.ru/main.asp?govid=128.
Хотелось бы отметить, что успешной реализации положений ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ способствовала кропотливая и согласованная работа специалистов Управления Федерального казначейства, Минфина Чувашии и муниципальных образований на всех уровнях подготовки и внедрения Порядка кассового обслуживания исполнения республиканского и местных бюджетов. Такая же слаженная работа имела место и в других регионах. Недаром министр финансов РФ Алексей Кудрин в своем письме от 4 апреля 2006 г. выразил благодарность коллективам финансовых органов регионов и управлений Федерального казначейства по субъектам РФ за высокий профессионализм, самоотверженный труд, правильную оценку важности и масштабности задачи. Это очень высокая оценка нашего труда.
Институт администраторов поступлений внедрялся в 2005 г. одновременно с проведением трудоемкой работы по установлению принадлежности каждого платежного документа конкретному администратору. В Чувашии количество администраторов поступлений в бюджеты по сравнению с прошлым годом увеличилось втрое и на 1 ноября 2006 г. составило 434 (70 федеральных, 14 республиканских и 350 местных, включая 291 администрацию городских и сельских поселений). Взаимодействие осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями. Управление ежедневно отправляет на электронные адреса администраторов информацию о поступлениях доходов. Администратор в установленные сроки представляет в Казначейство платежные поручения на возврат сумм плательщику только электронным способом.
чеб-домики
В рамках возложенных на Федеральное казначейство функций по проведению операций бюджетов проведена многоплановая организационная работа по обеспечению бюджетного учета и формированию достоверной отчетности в разрезе каждого обслуживаемого бюджета. В результате финансовым органам райгорадминистраций ежемесячно предоставляется отчетность по произведенным кассовым поступлениям и выплатам, осуществляется сверка отчетных данных по каждому поселению.
Управление проводит подготовительные мероприятия по реализации постановления Правительства России от 3 марта 2006 г. № 117 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов». Указанным постановлением в обязанности органов Федерального казначейства вменены функции ведения реестра государственных закупок бюджетными учреждениями федерального подчинения. Хотя к исполнению этих функций казначеи приступают с 1 января 2007 г., предварительная организационная работа идет уже сегодня: специалистами Управления и отделений изучается законодательная база, проводятся семинары-совещания с бюджетополучателями. При этом постоянно контролируется соответствие учредительных документов реестру бюджетополучателей, получатели средств федерального бюджета в обязательном порядке уведомляются о существующих отклонениях.
Отметим, что дополнительные функции выполняются казначеями без расширения штата. Специалисты считают, что по уровню информационно-технологического оснащения Федеральное казначейство является одним из лидеров среди органов государственной власти России. Казначейство выполняет множество однотипных операций; практически это большая касса всей Российской Федерации. Эффективность его работы во многом зависит от информационного обеспечения, поэтому вопрос о модернизации казначейской системы и развитии информационных технологий был решен на уровне правительства.
2006 г. характеризуется значительными изменениями в прикладном программном обеспечении, которое используется в Управлении и подведомственных отделениях. С 1 января началась промышленная эксплуатация программ «Центр-КС» и «СЭД» (система электронного документооборота). Несмотря на тщательную подготовку, переход на реальную работу сопровождался многими неожиданностями. К примеру, чтобы обеспечить своевременность кассового исполнения республиканского и местных бюджетов, в первые дни из-за отказов программного продукта многие операции приходилось проводить вручную.
чеб-вид
В целях оперативного прохождения расчетно-платежных документов организован электронный обмен с распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами поступлений, а также с Минфином Чувашии и его отделами в районах и городах по средствам республиканского и местных бюджетов с использованием программного обеспечения «СЭД». Сложность выполнения задачи состояла в большом объеме работ по настройке серверов в отделениях и рабочих мест в отделах Минфина республики, что объяснялось одновременным подключением множества пользователей. Кроме того, из-за сжатых сроков на внедрение практически не было времени на тестирование программ. Отметим, что работа началась с «чистого листа», так как электронный документооборот с распорядителями и получателями бюджетных средств раньше не осуществлялся. Правда, при внедрении системы электронного документооборота выявился ряд проблем, связанных с неудовлетворительным качеством каналов связи (телефонных линий), отсутствием необходимого оборудования у клиентов, недостаточной квалификацией пользователей СЭД, а также недоработками самой программы. На сегодняшний день указанные трудности преодолены. Программное обеспечение «СЭД» уже установлено 293 абонентам. Реальный обмен информацией с использованием СЭД производится со всеми 10 распорядителями средств федерального бюджета, 23 уполномоченными органами, 190 получателями средств федерального бюджета из 283, а также 110 администраторами поступлений доходов.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности при обмене электронными документами: введены в эксплуатацию регистрационные центры системы ведомственного удостоверяющего центра Федерального казначейства, организована передача клиентам средств криптозащиты информации и электронной цифровой подписи.
Однако достижение поставленных целей не всегда зависит от усилий казначеев. К примеру, на нашу систему возложена ответственность за сохранность и обеспечение законности в процессе управления общественными финансами. С 1 января 2006 г. изменился порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России. В текущем году при исполнении судебных актов мы столкнулись с проблемой несвоевременного выделения главными распорядителями (распорядителями) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов должнику для полного исполнения исполнительного документа. В результате Казначейство вынуждено было приостанавливать операции по расходованию средств с лицевых счетов должников (в том числе на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и другие социальные выплаты). Но, к сожалению, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена ответственность главных распорядителей (распорядителей) средств за несвоевременное выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в установленный срок для исполнения должником требований по судебным актам.
чеб-дорога
Второй пример. Одной из основных задач учреждений бюджетной сферы – как Федерального казначейства, так и всех участников бюджетного процесса – является развитие системы электронного документооборота. К сожалению, техническая оснащенность некоторых из них, особенно поселенческих образований, не соответствует параметрам, необходимым для подключения к этой системе. Сейчас проводится очередной мониторинг наличия у клиентов Казначейства технических средств и возможностей для участия в информационном взаимодействии. В ближайшее время планируется закончить перевод всех участников бюджетного процесса на обслуживание в системе электронного документооборота Федерального казначейства.

Справка «Бюджета»
Ирина Николаевна КЛЮКОВА, руководитель УФК по Республике Чувашия
Родилась 11 июля 1950 г. в д. Новые Пинеры Канашского района Чувашской АССР.
В 1978 г. окончила Казанский финансово-экономический институт им. В. В. Куйбышева, специальность «Финансы и кредит», в 2002 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, программа «Экономика, государственные финансы, государственное управление». Кандидат экономических наук.
1968–1970 гг. – инспектор-ревизор, бухгалтер последующего контроля, бухгалтер Центральной сберкассы № 4429 (пос. Вурнары).
1970–1971 гг. – главный бухгалтер Центральной сберкассы № 4700 (с. Красноармейское).
1971–1976 гг. – заместитель главного бухгалтера Управления гострудсберкасс и госкредита ЧАССР (Чебоксары).
1976–1986 гг. – старший экономист по финансированию социального обеспечения, старший экономист, начальник отдела финансирования народного хозяйства Чебоксарского горфинотдела.
1986–1995 гг. – заместитель, первый заместитель министра финансов Чувашской Республики.
С марта 1995 г. по настоящее время – руководитель Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» (2002 г.), почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации (2000 г.), имеет благодарность министра финансов РФ (2002 г.). Удостоена почетных званий «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001 г.), «Заслуженный экономист Чувашской Республики» (2000 г.).
Государственный советник РФ 3 класса.

Поделиться