25 апреля 2024 года
Версия для печати 6407 Материалы по теме
Двойной контроль  за размещением заказа
соловьев
Владимирская область — один из передовых субъектов Федерации в сфере госзакупок: регион вошел в тройку лидеров в Рейтинге прозрачности госзакупок-2009. Как удалось выстроить эффективную систему госзаказа с высокой степенью прозрачности, рассказал председатель государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Владимирской области» Юрий Анатольевич СОЛОВЬЕВ.

— Юрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как выстроена система госзакупок? Ведь ваш регион — один из немногих, где есть специализированная организация по размещению госзаказа.
— Еще в 1997 году во исполнение Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» постановлением губернатора во Владимирской области впервые был утвержден порядок формирования и размещения областного заказа. В соответствии с этим документом функции организатора закупок были возложены на Государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества Владимирской области» (далее — Фонд). Выбор определялся тем, что наше учреждение уже имело достаточный опыт в организации и проведении конкурсов и аукционов в процессе приватизации государственного имущества.
С тех пор постоянно совершенствовались правовая база закупок для областных нужд, технологии размещения областного заказа. Поэтому принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) не создало для администрации области серьезных проблем в процессе реформирования системы закупок. В области сохранена централизованная система размещения заказа на базе единой торговой площадки. Это позволило унифицировать нормативно-правовое и информационное обеспечение закупок, осуществлять эффективный контроль над движением финансовых потоков и проводить комплексный анализ использования средств областного бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств направляют соответствующие заявки (бланк заказа) в Департамент имущественных и земельных отношений администрации области (далее — Департамент, уполномоченный орган), который определен уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для государственных (областных) нужд. В свою очередь наша организация, выиграв конкурс по отбору специализированной организации, который проводил Департамент, с января 2006 года осуществляет функции по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный контракт. При этом размещением заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг для областных нужд занимается уполномоченный орган.
Отмечу, что территориально Департамент и Фонд располагаются в одном здании, что достаточно удобно для сотрудников уполномоченного органа и специализированной организации в плане координации работы по размещению областного заказа. Такое расположение также вполне устраивает и заказчиков, и участников размещения заказа. Фактически на деле реализован принцип «одно окно», когда все необходимые документы для организации конкурса, аукциона, запроса котировок подаются и обрабатываются практически в одной организации, которая и выдает итоговый документ (протокол по результатам торгов или запроса котировок).
В соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом, специалисты нашего учреждения разрабатывают конкурсную документацию (документацию об аукционе), публикуют и размещают на сайте извещения о проведении конкурсов или аукционов (в том числе в электронной форме), обеспечивают деятельность соответствующих комиссий по размещению заказов, а также осуществляют практически все иные функции, связанные с проведением торгов. В то же время определение начальной (максимальной) цены, предмета и существенных условий государственного контракта осуществляется заказчиками, а утверждение конкурсной документации (документации об аукционе), определение условий торгов и их изменение, создание комиссии по размещению заказа — уполномоченным органом.
рис 1
Такое разделение полномочий позволяет осуществлять двойной контроль за подготовкой размещения заказа со стороны специалистов уполномоченного органа и специализированной организации. Бланк заказа поступает от заказчика в уполномоченный орган, который выдает поручение специализированной организации на разработку конкурсной документации или документации об аукционе. Разработанная документация возвращается в уполномоченный орган, который выпускает соответствующее распоряжение об ее утверждении и размещении заказа. В соответствии с ним наши сотрудники обеспечивают публикацию и размещение извещений о проведении торгов, прием заявок, техническое сопровождение работы комиссий, подготовку протоколов, публикацию и размещение итогов конкурсов или аукционов и другие необходимые функции (схема подготовки размещения заказа дана на рис. 1).

— На первый взгляд схема весьма громоздкая …
— Администрация области, уполномоченный орган сознательно пошли на такую, действительно, на первый взгляд усложненную схему подготовки заказов к размещению. Главная цель — обеспечить максимальную прозрачность при размещении заказов, исключить ошибки и нарушения действующего законодательства: правильно сформулировать предмет торгов, определить способ закупки, критерии оценки в случае проведения конкурса и т. д. Подход здесь достаточно простой: если в бланке заказа или в конкурсной документации (документации об аукционе) обнаружены несоответствия Закону № 94-ФЗ, такие документы возвращаются и заказчику, и специализированной организации на доработку. Необходимо отметить, что в последнее время такие случаи лишь изредка встречаются на первой стадии (при подаче бланка заказа). Как правило, возвращая заказ, мы помогаем заказчикам сформировать такой бланк заказа, который бы в полной мере соответствовал нормативной базе. Вероятно, в будущем приведенная схема претерпит какие-то изменения в целях упрощения и ускорения процесса прохождения документов при переходе на электронный документооборот.
Аутсорсинг части функций по размещению заказа специализированной организации позволил наряду с официальным сайтом (www.avo.ru), где размещается вся информация о проводимых закупках в области, получить еще один информационный ресурс. На сайте специализированной организации (www.vladfond.ru), который зарегистрирован в 2003 году, также размещаются все информационные сообщения о планируемых размещениях заказов путем проведения конкурсов и аукционов.
Как уже отмечалось, в области функционирует Единая областная торговая площадка, на которой проводятся все конкурсы и аукционы областного уровня. Площадка оснащена передовыми техническими средствами для полноценного информирования и оперативной поддержки участников размещения заказов, заказчиков, членов комиссий. Так, при проведении аукционов используется программно-аппаратный комплекс, разработанный специалистами Фонда и позволяющий аукционисту эффективно, безошибочно и в короткие сроки осуществить аукционную процедуру. Участники аукциона в свою очередь имеют возможность визуального контроля над изменениями цены контракта, что в значительной степени помогает им избежать непредвиденных ошибок в ходе торгов. Аукционы, как правило, проводят наши специалисты, являющиеся членами комиссий.

— С 1 июля 2010 года практически все участники системы госзаказа в обязательном порядке должны приступить к проведению торгов в форме электронного аукциона. В соответствии с главой 3.1 Закона № 94-ФЗ все госзакупки будут централизованно проводиться на пяти электронных площадках, следовательно, региональные электронные системы окажутся не задействованы. Будет ли каким-то образом трансформироваться региональная система госзакупок?
— Сложившаяся система госзакупок для областных нужд принципиальных изменений не претерпит. Другой вопрос, что в отличие от электронных аукционов, проводимых по статье 41, новый порядок, введенный главой 3.1 Закона № 94-ФЗ, существенно усложнит жизнь и заказчикам, и участникам размещения заказа. Так, при любой начальной цене контракта необходимо разрабатывать документацию об аукционе, дважды должна будет собираться аукционная комиссия для рассмотрения вопросов о допуске участников размещения заказа. Вводится обязательное условие об оплате обеспечения заявки для участников размещения заказа, причем в отличие от существующего порядка проведения конкурсов и открытых аукционов, денежные средства на момент окончания приема заявки должны быть на расчетном счету оператора электронной торговой площадки, иначе участников не допустят к аукциону.
Что касается созданных электронных систем, то наши информационные ресурсы не ограничиваются только возможностью проведения электронных аукционов. Сегодня мы предоставляем участникам размещения заказа возможность подавать заявки в форме электронного документа, осуществляем сопровождение автоматизированной информационной системы «Госзаказ Владимирской области», приступили к созданию информационно-маркетингового центра. То есть мы ищем другие варианты использования наших электронных информационных систем.

— По мнению разработчиков норм, введенных главой 3.1 Закона № 94-ФЗ, электронные аукционы позволят значительно экономить бюджетные средства. Согласны ли вы с этим?
— Электронные аукционы, проводимые по статье 41, действительно дают существенную экономию бюджетных средств. На электронной торговой площадке Владимирской области в прошлом году экономия по подрядным торгам составила 34,5 процента, по товарам и услугам — 13 процентов. Будет ли значительная экономия на отобранных площадках в соответствии с главой 3.1? Вполне вероятно, но задача ведь не только в экономии. Что, например, делать с закупками с небольшой начальной ценой? Например, закупаем в марте 2010 года лекарственный препарат «Энап-Р», начальная цена которого 3523,17 рубля. Три участника. Победитель предлагает цену 2249,94 рубля. Существенное снижение. Или электронный аукцион на разработку сметной документации на восстановление автопавильона, с начальной ценой 14 927 рублей. Заявилось шесть участников, победитель предлагает 2500 рублей, то есть еще более существенное снижение, чем в предыдущем случае. Но по главе 3.1, я уверен, ни один участник не заявит о себе, так как победивший должен будет заплатить оператору (на площадке «Сбербанк-АСТ») 5 тысяч рублей. Кто же будет работать себе в убыток? И таких примеров масса. Мы опять всех загоняем в запрос котировок, либо рискуем, что торги будут постоянно признаваться несостоявшимися и резко увеличится процент заключенных контрактов с единственным поставщиком (ФАС будет завален предложениями заказчиков о согласовании таких закупок).

— Проблема нашего бюджетного законодательства в том, что оно не побуждает госзаказчиков экономить бюджетные средства. Сейчас, в условиях кризиса, проблема экономии очень актуальна. Как, на ваш взгляд, можно ее решить?
— Это можно сделать достаточно просто: дать возможность заказчику из сэкономленных средств поощрять всех причастных к такому результату по итогам размещения конкретного заказа. Для этого необходимо внести изменения в нормативные документы, по-моему, Минэкономразвития и ФАС такую идею уже высказывали.

— Еще одной серьезной проблемой в существующей системе госзаказа является вопрос качества. Зачастую складывается ситуация, когда аукцион выигрывает участник, который предложил самую низкую цену, но потом поставил товар низкого качества. То есть встает задача профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам...
— Размещением заказа от подготовки соответствующей документации до исполнения контракта должны заниматься профессионалы. Не просто выучиться и получить специальный сертификат для заседания в комиссии, а постоянно готовиться и участвовать в процедурах закупок товаров, работ и услуг, проводить соответствующие консультации. Несколько лет назад мы не слышали о существовании таких профессий, как оценщик, аудитор, регистратор, арбитражный управляющий и некоторых других. Сегодня же мы пользуемся услугами этих специалистов, так как понимаем, что их деятельность закреплена в соответствующих законодательных актах и люди со стороны не могут заниматься данной работой, так как для этого нужны определенные знания и опыт.
Видимо, наступило время, когда необходимо создать сообщество специалистов по размещению заказа (по закупкам), выработать стандарты их деятельности, организовать подготовку (обучение). И, главное, закрепить их деятельность соответствующими законодательными и нормативными документами.

— Как вы оцениваете плюсы и минусы Закона № 94-ФЗ? С завидной регулярностью звучат предложения принять новый закон о госзакупках…
— Отношение к любому законодательному акту в обществе должно быть, как к Уставу в армии. Его надо исполнять, а затем уже дозволенными способами критиковать. К сожалению, мы знаем, что и в армии существуют проблемы с исполнительской дисциплиной, а уж отношение к законам общеизвестно.
В Законе 94-ФЗ, в отличие от предыдущих норм, четко прописаны правила игры для всех уровней заказчиков (муниципального, регионального, федерального). То есть не надо ничего придумывать. Есть потребность в какой-либо закупке — открывай закон и следуй его нормам в части выбора способа закупки, подготовки документации, информационного обеспечения, процедур и т. д. Не соблюдаешь что-то — есть КоАП. Поэтому в целом закон неплохой.
К сожалению — и это беда нашей системы законотворчества, — в Закон № 94-ФЗ постоянно вносятся изменения. Причем зачастую без какого-либо обсуждения с регионами, крупными муниципальными заказчиками. Яркий пример в этом отношении — отбор пяти федеральных электронных площадок. Также не совсем понятна логика законодателей, когда изменения в Закон № 94-ФЗ вносятся законодательными актами, далекими от размещения заказа. Здесь яркий «образец»  — Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Две трети объема этого документа составляют изменения, вносимые в Закон № 94-ФЗ, а именно вводится глава 3.1, регламентирующая совершенно новый порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме…

Материал подготовила Елена Игоревна КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно