Версия для печати 5557 Материалы по теме
Практика ресурсосбережения
коротченко
Сегодня энергосбережение — один из самых животрепещущих вопросов российской экономики. С проблемой постоянного роста цен на энергоносители сталкиваются все организации, предприятия, учреждения, а также каждая семья.
А в непростых условиях финансового кризиса интерес к проблеме эффективного и рационального использования энергоресурсов максимально возрос.
Петр Вадимович КОРОТЧЕНКО, мэр Черкесска

Для Черкесска начало этапа жестокого режима экономии потребляемых энергетических ресурсов было положено еще в 2001 году, в условиях, когда муниципалитет испытывал острую нехватку финансовых средств, необходимых для решения жизненно важных для города вопросов. В то время еще не работал в достаточной степени принцип разграничения расходных обязательств между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. Вследствие этого муниципальное образование, несущее бремя ответственности перед своим населением, вынуждено было продолжать финансировать расходы, которые не относились к полномочиям муниципального органа. Отсутствовало постоянство в устанавливаемых ежегодно нормативах отчислений от регулирующих налогов, что препятствовало устойчивости местных бюджетов. Средств не хватало для удовлетворения самых минимальных потребностей муниципалитета. Возник извечный вопрос: что делать? Прежде всего необходимо было искать, где можно сэкономить. Среди приоритетных была определена сфера потребления коммунальных услуг.

«Кнут» и «пряник»

Девять лет назад в мэрии города была внедрена система анализа ежемесячной отчетности городских бюджетных учреждений, по результатам которого принимались решения о поощрении либо наказании руководителей учреждений за те или иные итоги ресурсосбережения, и данная система себя полностью оправдала. И сегодня мы продолжаем плотно заниматься вопросами ресурсосбережения. Ежемесячно до бюджетных организаций доводятся результаты анализа, проводимого в мэрии, что позволяет своевременно повлиять на «узкие» места деятельности по сбережению энергоресурсов. С 2009 года по итогам мониторинга отчетности в мэрии города ежеквартально проводятся расширенные совещания с участием мэра, его заместителей, руководителей муниципальных бюджетных учреждений, а также других заинтересованных лиц. Публичное разбирательство и заслушивание объяснений причин, повлекших ухудшение итогов работы отдельных руководителей в данном направлении, дает ощутимые результаты. Если у руководителя отсутствует четкое понимание того, что бюджетные деньги следует тратить эффективно, то по крайней мере у него должно присутствовать чувство ответственности за нерациональное, расточительное использование общественных ресурсов, чему проводимые совещания в значительной степени способствуют.
При этом того, чего нельзя добиться «кнутом», зачастую можно достичь с помощью «пряника». Но, в отличие от коммерческих, бюджетные организации не имеют рыночных стимулов для энергоресурсосбережения. Поэтому для экономической заинтересованности в рациональном потреблении коммунальных услуг сэкономленные в течение года в результате сберегающих мероприятий средства нами не изымаются, а остаются в распоряжении учреждений. Тем самым руководители избавляются от унизительных просьб о выделении дополнительных средств на нужды учреждения, а работники получают зримое подтверждение эффективности их работы. За достижение лучших результатов руководителям учреждений направляются благодарственные письма, а наиболее активные участники ресурсосбережения премируются, причем в присутствии коллег. Подобное моральное и материальное поощрение играет огромную роль.

Централизованное решение проблем

Открытое обсуждение вопросов ресурсосбережения не только выявляет проблемы, которые типичны для всех учреждений, но и дает возможность ознакомиться с лучшей практикой работы по ресурсосбережению, поделиться опытом в данном направлении, а также сообща подумать, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию. Это позволяет решать проблемы централизованно. К примеру, вскрытый однажды в ходе совещания перерасход электроэнергии, возникший в связи с проведением ремонтно-строительных работ в одном из муниципальных учреждений, впоследствии позволил другим учреждениям контролировать аналогичные ситуации. Еще один пример. Из-за халатности при подписании рядом бюджетных учреждений договоров на поставку электроэнергии отсутствовали предусматриваемые договором приложения, устанавливающие границы балансовой принадлежности и ответственности за техническое состояние и обслуживание электроустановок, а также места установки приборов учета. В результате потери учреждений составили 4 %, но проконтролировать правомерность действий поставщиков услуги было невозможно. Взятый на контроль по результатам совещания данный вопрос был урегулирован, а к учреждениям предъявлено требование обеспечить снятие показаний приборов учета электроэнергии совместно с представителями организации — поставщика услуги.
По каждому факту перерасхода потребления коммунальных услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или лимитом (нормой расходов) проводят проверки комиссии, специально создаваемые мэрией города. По результатам принимаются необходимые меры по устранению причин, повлекших перерасход, виновные лица при необходимости наказываются.
Благодаря налаженной в мэрии системе контроля за использованием энергоресурсов городская бюджетная сфера сегодня уже не является пассивным потребителем коммунальных услуг: каждый сотрудник учреждений участвует в этой работе. Практически во всех учреждениях созданы специальные комиссии, назначаются ответственные лица по контролю за расходом коммунальных услуг, проводятся рейды по контролю потребления электроэнергии и воды в выходные дни, контролируются места утечки воды для принятия своевременных мер по замене труб, кранов и т. д. В половине муниципальных учреждений города осуществляется поэтапная замена выходящих из строя обычных лампочек накаливания на энергосберегающие. На сегодняшний день уже заменено 34 % от их необходимого количества. На территориях учреждений в местах установки уличного освещения начали применять лампы сенсорного реагирования.

Приборы учета

Одно из направлений ресурсосбережения — оплата услуг в зависимости от их потребления. Поэтому одна из первостепенных задач этого направления — оснащение бюджетных организаций приборами учета потребления коммунальных услуг. На сегодняшний день во всех муниципальных бюджетных учреждениях стоят приборы учета потребления электроэнергии и газа. Оплата холодной воды на основании показаний приборов учета осуществляется в 54 бюджетных организациях из 57, горячей воды — в 17. Оплата же тепловой энергии в основной массе осуществлялась исходя из расчетных показателей, в то время как фактическое потребление было неизвестно. Опыт установки приборов учета тепла в одном из учреждений города показал, что реальное потребление может составлять порядка 80 % от расчетного. То есть наличие такого оборудования позволит сэкономить до 20 % расходов на тепловую энергию. Таким образом, если учитывать, что более половины (56,6 %) расходов бюджета на оплату коммунальных услуг, потребляемых бюджетной сферой города, составляют расходы на тепловую энергию, несложно оценить объем резервов, который кроется в мероприятиях по установке теплосчетчиков.
В 2009 году мы активизировали свои усилия по проведению этих мероприятий. В рамках заключенных договоров с энергосберегающей организацией за счет совместных источников финансирования приобретены 30 приборов учета тепловой энергии, которые сейчас устанавливаются в бюджетных учреждениях города. Причем большая часть расходов бюджета на их приобретение (56,3 %), стала возможна за счет итогов мероприятий по ресурсосбережению. В текущем году мы планируем продолжить поэтапную установку в бюджетных учрежденях приборов учета тепловой энергии. И, несмотря на то что это затратное мероприятие, за счет снижения расходов на оплату тепловой энергии мы ожидаем быструю их окупаемость.
Существуют и другие проблемы, связанные с перерасходом тепловой энергии. По оценкам специалистов, до 40–50 % потерь тепла происходит через плохо утепленные (или вовсе не утепленные) окна. В свою очередь потеря тепла напрямую связана с перерасходом электроэнергии, поскольку спасение от холода приходится искать в обогревательных приборах. Именно поэтому, исходя из возможностей бюджета, мы проводим поэтапную (при проведении ремонтных работ) замену старых окон на новые энергосберегающие стеклопакеты. Мы рассчитываем, что эти затраты скоро окупятся за счет уменьшения расходов на обогрев помещений. А ведь кроме экономического эффекта комфортная температура в помещениях способствует сохранению здоровья наших детей, учителей, врачей и других работников и потребителей социальной сферы.

Результаты работы

На первый взгляд основные результаты ресурсосбережения были получены нами на начальном этапе пути к экономии. Тем не менее сохранение контроля над потреблением бюджетной сферой коммунальных услуг, поиск новых механизмов экономии, несмотря на возросшее за этот период использование различной техники и оборудования, позволили обеспечить положительную динамику дальнейшего снижения объема потребления. Так, за последние четыре года удалось снизить объемы потребления электроэнергии на 1,9 %, водопотребления и водоотведения — в среднем на 25 %, потребления тепловой энергии — на 19,1 %, газа — на 53,1 %. Кроме того, общие интересы по ресурсосбережению муниципалитета и организации — поставщика электроэнергии, которая осуществляет замену ламп уличного освещения на энергосберегающие, позволили в 2009 году снизить потребление электроэнергии по сравнению с 2008 годом на 13,8 %. Причем положительный результат экономии не ухудшает качество предоставляемых услуг.
Полученный экономический эффект позволил высвободить бюджетные ассигнования и направить их на решение других социальных задач и проблем муниципалитета. За счет сэкономленных средств удалось обеспечить повышение заработной платы работникам бюджетной сферы города в 2008–2009 годах, дополнительно оснастить противопожарным оборудованием ряд учреждений образования и здравоохранения, увеличить объем охвата их ремонтными работами, обновить мебель в школах и больницах города, приобрести медицинское, а также другое оборудование, необходимое для функционирования учреждений социальной сферы. Причем при закупке нового оборудования приоритет отдается наиболее экономичному, энергосберегающему. Осуществление этих и многих других насущных расходов способствовало улучшению материально-технического состояния муниципальной бюджетной отрасли в целом.
Потенциал энергосбережения еще велик. Но для муниципалитета это вопрос осуществления серьезных инвестиций, решение которого только силами местного бюджета будет иметь затяжной во времени характер. Более эффективно реализация потенциала ресурсосбережения могла бы осуществляться при наличии государственной поддержки.
23 ноября 2009 г. утвержден Федеральный закон № 261-ФЗ об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности, в котором мы видим начало широкомасштабного выполнения в стране мероприятий по ресурсосбережению. И хотя наш муниципалитет ставил во главу угла экономику, мы уверены, что наши действия в конечном итоге соотносятся и с другими государственными побудительными мотивами к энергосбережению. Это и истощаемость мировых запасов топлива, вопросы энергетической безопасности, проблемы загрязнения окружающей среды, и, конечно же, проблемы неконкурентоспособности производимой в стране продукции, одна из причин которой — неэффективное использование энергетических ресурсов.

Справка «Бюджета»

Петр Вадимович КОРОТЧЕНКО, мэр Черкесска, к. э. н.
Родился 8 декабря 1959 г. в Грозном.
После окончания в 1981 г. Кабардино-Балкарского госуниверситета работал в сельскохозяйственной отрасли на различных руководящих должностях.
С 1989 г. руководил рядом производственных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса.
В январе 2001 г. назначен на должность первого заместителя главы администрации Черкесска.
С сентября 2005 г. — исполняющий обязанности главы города Черкесска, а с мая 2006 г. — мэр муниципального образования города Черкесска.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Карачаево-Черкесской Республики». Награжден серебряной медалью Аудиторской палаты Южного региона, нагрудным знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы».
В 2007 г. город Черкесск занял III место во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование» в номинации «Управление муниципальным образованием»,
в 2008 г. — III место в номинации «Лучший городской округ».
В 2008 г. город Черкесск занял I место во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» в номинации «За использование перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования».

Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться