Версия для печати 2506 Материалы по теме
Аптеки нашли, чем компенсировать потери после введения предельных цен на лекарства
Аптекарь
После того как с 1 апреля на фармацевтическом рынке были введены ограничения предельных отпускных цен производителей на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС) и установлен единый алгоритм расчета максимальных оптовых и розничных наценок на медикаменты, аптечный ритейл начал активно искать пути компенсации убытков. В минувшую пятницу на встрече представителей торговых фармкомпаний, организованной Российской ассоциацией аптечных сетей, представители отрасли долго жаловались друг другу на лишения, которые их постигли в результате введения государственного регулирования, а также поделились друг с другом опытом «первой помощи». По словам розничных торговцев, аптеки скоро изменятся -- в них будет несравнимо больше сопутствующих товаров, лечебной косметики, трав и прочих наименований из так называемого нелекарственного ассортимента. Причем упор большинство постарается сделать на создании собственных торговых марок. Продавать лекарства из перечня ЖНВЛС все аптеки, конечно, по-прежнему будут. Но, вполне возможно, по новой схеме: заключая прямые трехсторонние договоры о поставках одновременно и с производителем, и с дистрибьютором.

Снизить себестоимость лекарств вполне реально, говорят аналитики самой большой до недавнего времени сети аптек «36,6», но для этого надо сократить тот ценовой запас, которым страхует себя бизнес от риска недостаточного сбыта на каждом отрезке товаропроводящей цепи. «Сейчас производитель производит партию того или иного лекарства и затем старается продать его по как можно более выгодной цене первому покупателю в цепи -- обычно это крупная национальная дистрибьюторская компания, -- рассказал заместитель генерального директора «Аптечной сети «36,6» Герман Иноземцев. -- Дистрибьютор же в свою очередь должен принять решение о покупке товара, не зная наверняка, сколько его он реально сможет продать в рознице. В итоге риск не распродать, остаться с товаром закладывается при каждой операции купли-продажи, что ведет к значительному удорожанию лекарств на выходе, то есть в рознице».

Если же, как предлагает г-н Иноземцев, заранее заключать договоры со всеми участниками цепочки, оговорив заранее, кто какую партию препарата покупает, то страховые накрутки отменятся сами собой. «Мы уже так работаем с некоторыми поставщиками, договариваемся точно, сколько возьмем и каких препаратов», -- рассказал представитель сети, которая, как известно, первой вывесила на всех своих аптеках «белые флаги» -- транспаранты с лозунгом «Низкие цены. Чистая совесть». Напомним, что объем розничных продаж «36,6» составил в прошлом году всего 15 988,6 млн руб., что на 23,3% меньше уровня 2008 года, когда удалось продать на 20 837,2 млн руб. Поэтому изменение правил работы на рынке в этой крупной компании было воспринято так же болезненно, как и в значительно меньших сетях.

Еще один шаг, который вслед за лидером рынка готова сделать уже целая группа компаний, -- это создание собственных private lable (товары под собственной маркой). В скором будущем фирменными баночками с шампунями и влажными салфетками обзаведется, например, сеть «Ригла», принадлежащая крупнейшей дистрибьюторской компании ЦВ «Протек». Так что и с логистикой у новой линии продукции никаких проблем не будет. На очереди еще несколько аптечных компаний, готовых вот-вот стать и торговыми марками.

Заявленный уже вполне официально некоторый уход аптек от своего основного лекарственного ассортимента и значительные изменения в политике аптечных сетей по большому счету не изменят облик и суть аптечных заведений в нашей стране, уверен аналитик рынка директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. «Прошло достаточно времени с введения ценовых ограничений, чтобы быть уверенными -- массового закрытия аптек, дефицита препаратов и прочих ужасов не будет», -- рассказал эксперт «Времени новостей». В пятницу, выступая перед собравшимися представителями аптек, он подчеркнул, что все нынешние трудности -- это только прививка для уже вполне сложившегося и разросшегося аптечного бизнеса в нашей стране. «Конечно, некоторые торговые марки уже пропали из продажи, но это в массе своей брендированные дженерики, которые стоили значительно дороже других аналогичных препаратов. Замена им есть», -- уверен Давид Мелик-Гусейнов. А раз есть замена, то и аптекам есть что продавать. А что именно, для бизнеса не принципиально.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться