25 апреля 2024 года
Реформы№10 октябрь 2005 — 20 октября 2005

Бюджетная реформа: диалог центра и регионов продолжается

Версия для печати 5091 Материалы по теме
С 6 по 9 сентября 2005 года под Москвой (ЛОК «Колонтаево») проходил семинар-совещание руководителей и специалистов финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований с участием Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального казначейства РФ на тему «Управление бюджетным процессом региона. Реформа разграничения бюджетных полномочий между различными уровнями власти. Реформирование бухгалтерского учета». Инициатором проведения семинара выступило научно-производственное объединение «Криста».

В семинаре приняли участие более 150 человек из 33 регионов РФ. Высокий интерес к мероприятию был вызван не только актуальностью тем, но и именитостью докладчиков от Минфина, Минрегионразвития России, Федерального казначейства. Участникам семинара была предоставлена возможность послушать главных идеологов бюджетной реформы, узнать о продвижении реформы на местах, обменяться опытом друг с другом. В центре внимания были следующие актуальные задачи реформы:
– разграничение бюджетных полномочий,
– переход на новую систему бюджетного учета и отчетности,
– совершенствование процесса финансового планирования,
– автоматизация функций управления бюджетным процессом.
Доклады были выслушаны с большим интересом. Ярким и насыщенным было выступление Светланы Карчевской, начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России, посвященное основным задачам финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в 2006 году. Она отметила, что Федеральные законы №131-ФЗ и № 120-ФЗ в целом усложняют межбюджетные отношения: предоставляют более широкий спектр вариантов оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам и, в то же время, предъявляют более строгие требования к ним. В ходе доклада возникла оживленная дискуссия, участники семинара делились опытом реализации Федерального закона № 131-ФЗ на местах.
Геннадий Устинов, начальник отдела реформы жилищно-коммунального хозяйства Минфина России, рассказал о разграничении полномочий между уровнями власти в сфере ЖКХ в связи с выходом Федеральных законов № 131-ФЗ и № 95-ФЗ. Особое внимание он уделил полномочиям поселений и городских округов. На них ложится значительная финансовая нагрузка по организации электро-, тепло- и водоснабжения поселений и городских округов, благоустройству, озеленению и освещению поселений. Самая большая финансовая нагрузка на поселения и городские округа связана с обеспечением малоимущих граждан жилфондом.
Полезной информацией по формированию системы муниципальных нормативных актов в сфере регулирования бюджетного процесса поделилась Дарья Хворостухина, консультант отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Минфина России. Она определила перечень и примерное содержание нормативных актов, которые необходимо принять на уровне муниципальных образований, а также сообщила, что на Интернет-сайте Министерства финансов РФ в разделе межбюджетных отношений размещены модельные нормативно-правовые акты для муниципальных образований.
С содержательным докладом выступил Станислав Крылов, заместитель директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития России. Он рассказал о разработке паспортов регионов, которые в перспективе должны стать одним из инструментов реального мониторинга, анализа и прогноза социально-экономической ситуации в регионах, а значит, и привлечения инвестиций.
Высокий интерес вызвали выступления по вопросам реализации новой системы учета и отчетности в Российской Федерации. Владимир Зеленский, заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России, рассказал о планируемых министерством изменениях в нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет и отчетность. Большая часть перечисленных им изменений вступит в силу с 1 января 2006 года, так как заставлять всех переделывать систему учета за неделю до срока отчетной даты, то есть к 1 октября 2005 года, неразумно. Кроме того, решение о целесообразности ряда поправок к инструкции по бюджетной отчетности будет принято только после анализа девятимесячной отчетности.
Галина Маклева, заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказала о разъяснительной работе, которую ведет казначейство, чтобы помочь финансовым органам, главным распорядителям (распорядителям) и получателям бюджетных средств правильно составить бюджетную отчетность на 1 октября 2005 года, рассмотрела порядок формирования и консолидации бюджетной отчетности финансовыми органами на примере. Основу отчетности по исполнению бюджета составляет отчетность главного распорядителя, Федеральное казначейство подготовило письмо от 05.09.2005 г. № 42-7.1-01/2.4-250 с разъяснениями об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство. Данные рекомендации могут использовать при составлении отчетности и бюджетные учреждения всех уровней бюджетной системы РФ. Аналогичное письмо (от 22.09.2005 г. № 02-14-10а/2695) с разъяснениями по отчетности подготовлено Федеральным казначейством для финансовых органов.
Проведенный семинар оказался полезным не только в теоретическом, но и практическом плане. Научно-производственное объединение «Криста» представило свои новые разработки для организации бюджетного процесса в территориях, отвечающие требованиям проходящей реформы. В том числе было представлено специализированное программное обеспечение для автоматизации исполнения бюджетов поселений. Автоматизированная система «Бюджет поселения» – функционально полная система, обеспечивает автоматизацию всех функций по организации исполнения бюджета поселения, в тоже время, проста в освоении и эксплуатации, соответствует невысокому уровню технической и коммуникационной оснащенности поселений, имеет невысокую стоимость. АС «Бюджет поселения» обеспечивает возможность не только самостоятельной организации исполнения бюджета при администрации поселения, но и передачи полномочий по организации исполнения на уровень района. При разработке системы были учтены различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального или регионального казначейства. Наиболее важным является то, что АС «Бюджет поселения» построена в развитие программного обеспечения для автоматизации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета бюджетных учреждений АС «Смета», и поэтому предусматривает возможность ведения централизованного бюджетного учета за бюджетополучателей поселения при администрации поселения.
На семинаре состоялась презентация книги «Организация бюджетного учета: Управленческий подход», подготовленной коллективом авторов научно-производственного объединения «Криста» и Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края: Вершининой В.В., Игнатьевым А.В., Перонко И.А., Черных Ю.А., Шубиной Т.К. В книге описаны методики организации системы управленческого учета в финансовых и казначейских органах субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с положениями новой инструкции по бюджетному учету, в том числе анализируются возможные расширения плана счетов, даются рекомендации по отражению операций, предлагаются формы регистров бюджетного учета, рассматриваются практические вопросы реализации системы управленческого учета в автоматизированной системе планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета «Бюджет» на примере Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
Рабочая программа семинара была очень насыщенной. Участники смогли обсудить насущные проблемы друг с другом и получить компетентные ответы на свои вопросы от представителей Минфина России, Минрегионразвития России, Федерального казначейства. Многие отмечали, что семинары такого качества и масштаба необходимо проводить чаще, чтобы диалог центра с территориями способствовал успешному решению поставленных Правительством перед страной задач.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно