Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Отраслевой обзор — 06 Мая 2010

Россия потратит сотни миллионов долларов на спасение «Морского старта»

ракетная, отрасль, старт, потратили

Версия для печати 2914 Материалы по теме
Россия потратит сотни миллионов долларов на спасение «Морского старта»
ракета
Energia Overseas Limited (EOL), специально созданная «дочка» Ракетно-космической корпорации «Энергия», поможет выходу из процедуры банкротства консорциуму по запуску спутников с морской платформы «Морской старт» (Sea Launch).

На защиту от банкротства Sea Launch подала в окружной суд по банкротствам штата Делавэр 22 июня 2009 г. Как сообщила вчера «Энергия», 27 апреля этот суд предварительно одобрил соглашение Sea Launch и EOL о дополнительном финансировании текущей деятельности консорциума на сумму $30 млн. $19 млн из них заместят кредит, который консорциум предполагал получить у компании Space Launch Service и Фонда Роберта Хайнлайна, созданного после смерти знаменитого фантаста для популяризации космоса. Об источнике средств для замещения кредита представитель «Энергии» говорить отказался.

Sea Launch появилась в 1995 г., 40% ее — у Boeing, 25% — у «Энергии», 20% — у норвежской Aker ASA, 15% — у украинской SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (КБ «Южное» и завод «Южмаш» из Днепропетровска). С морской платформы, построенной в Выборге по норвежскому проекту, Sea Launch запускала спутники с помощью ракеты «Зенит-3SL», разработанной «Южным» и собираемой на «Южмаше» с использованием разгонного блока «Энергии» и российских двигателей. Морская платформа и корабль управления базируются в Калифорнии, ракеты запускаются из района экватора в Тихом океане.

С 1999 г. Sea Launch запустила 33 ракеты, 30 запусков были успешными. Общий долг компании на момент банкротства оценивался в $1 млрд, активы — в $100-500 млн, стоимость запуска — более $80 млн.

Sea Launch нужна «Энергии», поскольку она изготавливает разгонный блок для «Зенита», а коммерческие перспективы ракеты и блока связаны с тем, как будет решено будущее этого проекта, говорит член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. На рынке коммерческих запусков осталось фактически три игрока — европейский Arianspace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch и распределение заказов между ними прогнозировать невозможно, говорит Ионин.

В ситуации с банкротством Sea Launch может повториться история 2007 г., которая произошла с ГКНПЦ им. Хруничева, считает предприниматель, близкий к руководству Роскосмоса. Тогда Lockheed Martin, партнер «Хруничева» по совместному предприятию ILS, которое занималось коммерческими запусками с Байконура, продала долю в СП некой Space Transport. «Хруничеву», чтобы не потерять прав на запуски на международном рынке «Протонов» и «Ангары», принадлежавших ILS, пришлось в 2008 г. выкупить долю Space Transport в ILS примерно за $200 млн, взятых в кредит у Сбербанка.

Вероятно, Boeing в отличие от Lockheed Martin выйдет из бизнеса не через перепродажу акций, а через банкротство, полагает предприниматель. Не случайно гендиректор «Энергии» Виталий Лапота говорил, что Sea Launch планируется спасти, но не уточнил как, вторит ему менеджер предприятия аэрокосмической промышленности: придется обратиться к господдержке в виде кредита от госбанка в сотни миллионов долларов, чтобы не потерять принадлежащих Sea Launch прав на запуск ракет «Зенит».

Представители «Энергии» и Роскосмоса этот вариант не комментировали.

Представитель Boeing сообщил лишь, что эта корпорация и другие партнеры поддерживают усилия «Морского старта» по изучению различных способов реструктуризации согласно надлежащей процедуре банкротства.

По словам Ионина, проекты ILS и Sea Launch были инициированы в конце 1990-х в расчете на рост запусков спутников связи, но эти расчеты не оправдались: спутниковая связь проиграла наземным решениям, поэтому желание американских корпораций покинуть проекты вполне объяснимо.

Источник: "Ведомости"
Поделиться