Версия для печати 2901 Материалы по теме
Формирование новой системы межбюджетных отношений определено Бюджетным кодексом РФ и одобрено постановлением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (ВолгГАСУ), являющийся непосредственным участником динамичного развития бюджетного процесса, активно включился в осуществление реформ. В частности, с 1 января 2005 года приступил к переходу на новый План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению.
Ректор университета Владимир Александрович Игнатьев, понимая всю важность и трудоемкость работы, которая предстоит каждому бухгалтеру, поддержал управление по бухгалтерскому учету и отчетности не только организационно. Из внебюджетных источников он выделил денежные средства на обучение, поощрение учетных работников, командировочные расходы, поддержку системы автоматизации учета. По университету был издан приказ о проведении организационно-технических мероприятий.
Наш университет с 1997 года использует в учетной работе программу автоматизации учетной информации «ПАРУС». Кроме того, бухгалтерская служба оснащена современными компьютерами. Все это дало вузу возможность одним из первых перейти на новый План счетов.
За счет средств, вырученных от оказания образовательных услуг, все учетные работники университета прошли 40-часовой обучающий курс. Навыки практического применения новой Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н) и новой бюджетной классификации они получали на семинарах.
В соответствии с Положением об управлении бухгалтерского учета и отчетности учетные работники нашего университета по функциональному признаку объединены в следующие группы:
– финансовую группу, которая отражает в учете кассовые и банковские операции, движение сумм лимитов бюджетных обязательств;
– группу по учету нефинансовых активов;
– группу по расчетам по заработной плате, пособиям, стипендиям;
– группу по расчетам с покупателями и заказчиками и прочими дебиторами, кредиторами;
– группу по учету доходов от ведения предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, целевых поступлений и их расходования в пределах сметных назначений.
Внедрение Инструкции каждая группа учетных работников осуществляла в отдельности. Причем руководитель группы нес персональную ответственность за правильность осуществления перехода на новый План счетов. Два заместителя, отвечающие за учет хозяйственных операций, соответственно за счет бюджетных и внебюджетных средств, работали с каждой группой бухгалтеров по своему направлению. Вся работа по переходу на новую Инструкцию, начиная от определения уровней и видов аналитики и заканчивая согласованием справок (ф. 0504833), оборотного баланса, обсуждалась с главным бухгалтером.
Как и во всех высших учебных заведениях, в нашем университете развиты виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Это платное обучение, оказание дополнительных образовательных услуг, репетиторство, переподготовка кадров и повышение квалификации, научно-исследовательские и хоздоговорные работы, торговля покупными товарами.
Сложность перехода на новую Инструкцию для нас заключалась в том, что до конца февраля прошлого года не было нормативного документа, регламентирующего порядок перевода и оформления документов переходного периода. Однако мы рискнули самостоятельно начать переход на новый План счетов с первого рабочего дня 2005 года. Исходили мы из тех соображений, что осуществлять переход с 1 января проще, чем с 1 апреля или 1 июля.
До выхода в свет Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н, сложно было понять и использовать бюджетную классификацию Российской Федерации (приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н). Поэтому текущие хозяйственные операции, особенно в первые дни января по кассовым операциям и операциям по лицевому счету, велись с использованием последних девяти номеров счетов бюджетного учета.
В марте прошлого года в соответствии с приложением 2 к Методическим указаниям в каждом номере счета был разнесен код по бюджетной классификации.
В межотчетном периоде мы ввели старые остатки по субсчетам на 1 января 2005 года, соответствующие годовому балансу. По таблице соответствия Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Плану счетов бюджетного учета перевели остатки на новые счета, отразив операции в справках по форме 0504833. Перевод остатков осуществлялся в отдельной базе программы автоматизации учета после тщательной ревизии бухгалтерских счетов и их аналитических данных.
Чтобы перевести остатки по субсчетам основных средств, материальных запасов, малоценных предметов на новый План счетов с использованием Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), были составлены таблицы, на основании которых производились бухгалтерские записи в справках. Такие вспомогательные таблицы позволяют системно, с наименьшей вероятностью получения в процессе перевода (особенно при большом количестве инвентарных объектов) бухгалтерских ошибок, произвести перевод субсчетов по материальным ценностям на балансовые счета нефинансовых активов. При переводе нематериальных активов со старых субсчетов на новые программный продукт, на который мы не имеем исключительного права собственности, отнесен на финансовый результат прошлых лет.
В процессе работы были выявлены бухгалтерские ошибки и ошибки в настройке программы, которые возникли в прошлые годы при отражении в учете движения основных средств. Они были исправлены в межотчетном периоде и повлекли за собой, в некоторой степени, ухудшение финансового результата. В переходном периоде даны исправительные записи к ошибкам, допущенным при уценке, списании основных средств, возникновении в учете псевдоинвентарных карточек. Изменение финансового результата в межотчетном периоде произошло и из-за убытков прошлых лет, возникших в результате распределения коммунальных и других расходов в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 20 августа 1998 г. № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы».
Определенную особенность имеют счета 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», которые отличаются от бывших 175 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения», 160 «Расчеты с подотчетными лицами». В инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, субсчета 160, 175 указывались как активно-пассивные. В соответствии же с приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной месячной бюджетной отчетности» счета 205 00 000, 208 00 000 отражаются в активе баланса (то есть являются активными).
Процесс реформирования бухгалтерского учета оказался творческим, требующим знания бухгалтерского учета, нормативных документов, программы автоматизации, учетной информации. Но нам всем еще предстоит большая кропотливая работа по осмыслению и внедрению нового учета. Ведь каждое учреждение имеет свою специфику и отраслевую особенность, которые не нашли отражения в Инструкции по бюджетному учету.
Н.Н. ГАПОНЕНКО, главный бухгалтер
Волгоградского государственного
архитектурно-строительного университета,
директор филиала ООО «Издательство «Советник бухгалтера»

Поделиться