Версия для печати 1856 Материалы по теме
Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти является важным элементом социально-экономического развития субъектов Федерации. Но пока, к сожалению, есть определенная неудовлетворенность результатами данного взаимодействия, причем как у регионов, так и у центра. Вопрос о том, что необходимо предпринять для установления полного взаимопонимания двух уровней власти, стал главной темой выездного заседания Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике.

В свете поставленных президентом страны задач по переходу на инновационную модель развития экономики все органы власти, управленческие структуры должны работать слаженно, опираясь на новые механизмы процесса модернизации. По словам заместителя председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике В. В. Леонова, выступившего на заседании с докладом, основой такого взаимодействия должна стать нормативно-правовая база, эффективная, соответствующая реальным потребностям регионов. В связи с этим выступающий призвал участников заседания провести «коллективный мониторинг существующей правовой базы» и выработать предложения по ее улучшению. К числу актуальных проблем в сфере взаимодействия федеральных и региональных властей, по словам В. В. Леонова, относится отсутствие системного подхода к согласованию с регионами программ стратегического развития страны. В результате в федеральных программах зачастую не находят отражения мнения и пожелания субъектов Федерации.
«Для повышения эффективности взаимодействия очень важно, чтобы мнение регионов более полно учитывалось уже на стадии разработки и рассмотрения федеральных законов», — заявил председатель Московской областной думы В. Е Аксаков. Сегодня же, по его словам, не более 8 % региональных законодательных инициатив проходят через Госдуму и обретают форму законов. Такая низкая результативность инициативной деятельности региональных собраний зачастую обусловлена тем, что региональному законодателю порой не хватает информации, а иногда и чутья, чтобы оценить соответствие его инициативы текущим и долгосрочным политическим и экономическим целям и задачам развития страны. 
В связи с этим большие надежды возлагаются на механизм подготовки консолидированных инициатив, который определен соглашениями между Советом Федерации и региональными законодательными органами, а также положением об Ассамблее российских законодателей, созданной при Государственной думе. При этом принципиально важно, чтобы право подготовки консолидированных инициатив было закреплено в федеральном законе.
Также Аксаков высказал ряд предложений по конкретным направлениям и сферам деятельности, где требуется улучшить координацию и взаимодействие органов государственной власти. По мнению выступающего, необходимо внести определенные изменения в систему прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны. Согласно Закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ Среднесрочную программу и Концепцию развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает Правительство РФ, при этом согласование документов с различными уровнями и ветвями власти не предусмотрено. Таким образом, ни палаты Федерального собрания, ни тем более регионы не принимают участия в этом стратегически важном для экономики процессе.
Субъекты Федерации не имеют достаточных полномочий и для влияния на промышленную и научно-техническую политику, проводимую на федеральном уровне. В то же время многие проблемы развития научно-промышленного комплекса федеральным законодательством не решаются. В частности, нет единого комплексного закона, который определил бы политику государства в сфере развития промышленности. Необходимы изменения федерального законодательства и в части наделения субъектов Федерации полномочиями по формированию и реализации промышленной политики, по порядку распоряжения результатами научно-технической деятельности, полученными за счет вложенных бюджетных средств.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться