Версия для печати 6215 Материалы по теме
БОР – новый вектор развития информационных технологий в Новосибирской области
черных
Елена Николаевна ЧЕРНЫХ, заместитель генерального директора по производству НПО «Криста», к. э. н.

В Новосибирской области развитие информационных технологий осуществлялось поступательно, что позволило к настоящему моменту выстроить эффективную иерархическую систему управления бюджетным процессом региона. В качестве основных этапов можно назвать:
  • внедрение казначейских принципов исполнения бюджета с применением электронной цифровой подписи на уровне субъекта РФ, создание системы безбумажного документооборота;
  • создание сквозной системы среднесрочного планирования и финансово-экономического анализа бюджета региона;
  • унификацию процедур исполнения бюджетов муниципальных образований Новосибирской области по единой схеме, поэтапное создание системы безбумажного документооборота в районах и городских округах субъекта РФ;
  • создание иерархической системы консолидации финансовой информации в интегрированном информационном хранилище данных: от поселений, муниципальных районов и городских округов со сводом в субъекте РФ;
  • на основе интегрированного информационного хранилища данных, источниками которого кроме финансовых органов являются органы статистики, налоговые органы, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, ведомственная статистика, развертывание Аналитического центра руководителя Новосибирской области.
Такое использование единых принципов электронного взаимодействия между всеми участниками бюджетного процесса региона на основе современных информационных технологий обеспечило необходимую платформу для внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. При выборе схемы автоматизации БОР в Новосибирской области учитывалось несколько принципиальных моментов:
  • комплексность решения. Схема БОР должна охватывать все процессы управления начиная от целеполагания и заканчивая оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти. В автоматизированном виде должны быть взаимоувязаны следующие инструменты БОР: индикативные планы деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), реестр расходных обязательств, реестр государственных услуг, среднесрочное планирование, бюджетные ассигнования, государственные задания, ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы, паспорта бюджетных учреждений, ДРОНД, оценка эффективности деятельности ОИВ;
  • синтез методологии и авто­­матизации механизмов БОР. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения механизмов БОР позволит сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и методик расчета;
  • унификация механизмов БОР на муниципальном уровне. Включение муниципальных образований в схему БОР предполагает типизацию всех элементов БОР как на методологическом, так и на информационно-аналитическом уровнях. Единство наполнения реестра муниципальных услуг и паспорта учреждения, аналогичность методик расчета стоимости услуг, идентичность механизмов формирования и анализа исполнения государственных заданий, ВЦП, ДЦП и ДРОНД позволит, используя существующий механизм консолидации информации, загрузить в интегрированное информационное хранилище данных необходимую для принятия управленческих решений информацию;
  • интеграция в иерархическую систему управления бюджетным процессом Новосибирской области. Автоматизация механизмов БОР должна быть тесно взаимоувязана с существующими решениями по автоматизации процессов управления финансами, в частности с процессом исполнения бюджета для получения «обратной» связи.
Учитывая все вышесказанное, была выбрана к реализации в 2010–2011 годах схема автоматизации БОР, которая соответствует положениям принимаемой Программы повышения эффективности бюджетных расходов и имеет практическое применение в Омской, Оренбургской и Ярославской областях.
схема
Остановлюсь на основных моментах выбранной схемы автоматизации БОР, исходя из особенностей бюджетного процесса Новосибирской области. Как видно на рис. 1, схема автоматизации БОР состоит из нескольких взаимосвязанных программных модулей: «Управление по целям и задачам», «Реестр расход­ных обязательств», «Государственное задание», «Целевые программы», «Планирование бюджетных ассигнований», «Закон о бюджете и уточнения к нему», «Паспорт государственного учреждения», «Доклады о результатах и основных направлениях деятельности», «Оценки эффективности деятельности ОИВ».

ПМ «Управление по целям и задачам»

Первый программный модуль — это «Управление по целям и задачам». Он предполагает формирование информационной базы по целям и задачам как на уровне региона, так и на уровне каждого органа власти. Показатели деятельности коррелируют в обязательном порядке со стратегией развития страны. В программном модуле также формируется перечень непосредственных и конечных результатов деятельности ОИВ. Итогом данных работ становится матрица «Цели и задачи/показатели», которая используется для планирования бюджетных ассигнований, позволяет увязать прогнозируемые результаты деятельности с расходами на их достижение. Сформированная матрица является базой для формирования обоснования бюджетных ассигнований, ведомственных и долгосрочных целевых программ, государственных заданий, ДРОНД.

ПМ «Государственное задание»

Второй программный модуль — это «Государственное задание» (см. рис. 2). В нем осуществляется формирование отраслевых реестров государственных услуг в разрезе исполнителей и консолидированного реестра государственных услуг.
схема 2
Кроме того, в рамках данного модуля реализовано проведение оценки потребностей в натуральном и стоимостном выражении и непосредственно сама процедура формирования, утверждения и доведения государственного задания до учреждений.
В программном модуле «Государственное задание» реализована возможность составления отчета о выполнении государственного задания и осуществления мониторинга хода его выполнения. Результаты мониторинга и оценки исполнения государственного задания используются ОИВ при определении объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год данному учреждению. Также обеспечивается увязка государственной услуги с бюджетным ассигнованием на ее оказание.

ПМ «Целевые программы»

С использованием программного модуля «Целевые программы» реализована возможность автоматизации процесса формирования, согласования и утверждения долгосрочных и ведомственных целевых программ. Предусмотрено также проведение ежегодной оценки эффективности реализации программ, результаты которой используются при распределении средств на очередной финансовый год и плановый период. Помимо этого в системе обеспечивается взаимосвязь целей и задач программ со стратегическими целями и задачами региона, что позволяет определить приоритетное направление расходования средств бюджета и оценивать вклад каждой программы в социально-экономическое развитие региона.

ПМ «Планирование бюджетных ассигнований»

схема 3
Основной программный модуль — это «Планирование бюджетных ассигнований» (см. рис. 3). В нем осуществляется вся работа участников бюджетного процесса. Здесь формируется перечень бюджетных ассигнований, в котором каждое бюджетное ассигнование, с одной стороны, увязывается с целью, задачей, показателем непосредственного и конечного результата, а с другой — с расходными обязательствами, на исполнение которых как раз и планируются бюджетные ассигнования. Размер бюджетного ассигнования определяется на основе расчетных таблиц, в которые заложены все необходимые данные и способы расчета в зависимости от вида бюджетного ассигнования. Модуль также предполагает формирование предельных объемов и обоснование бюджетных ассигнований.

ПМ «Паспорт государственного учреждения»

Следует отметить, что недостаточно только запланировать бюджетные ассигнования, в том числе на предоставление государственных услуг, и раздать государственные задания бюджетным учреждениям. Необходимо проводить оперативный мониторинг реализации этих заданий и оценку результативности оказания государственных услуг. Необходимо осуществлять оперативный контроль целевого использования выделенных бюджетных средств. Для этих целей существует программный модуль «Паспорт государственного учреждения», который позволяет вести базу данных о деятельности учреждения и использовать ее для планирования и анализа эффективности использования бюджетных средств. При этом необходимо отметить, что 90 % информации, содержащейся в Паспорте, непосредственно учитывается в бюджетном учете учреждения, и с целью исключения повторного ввода информации отработан механизм синхронизации данных с автоматизированными системами бюджетного учета.

ПМ «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности»

Еще один инструмент автоматизации БОР — программный модуль «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности» (ДРОНД), в котором осуществляется формирование ДРОНД в автоматическом режиме. При этом в приложения по целям и задачам, результатам деятельности данные закачиваются из ПМ «Управления по целям и задачам», в части расходов — из ПМ «Планирование бюджетных ассигнований». Кроме того, в модуле реализована возможность проведения ежегодной оценки эффективности реализации ДРОНД, результаты которой используются при распределении бюджетных ассигнований.

ПМ «Оценка эффективности деятельности ОИВ»

Последний программный модуль — это «Оценка эффективности деятельности ОИВ», который также входит в состав Аналитического центра руководителя Новосибирской области. Возможность проведения оценки эффективности деятельности ОИВ реализована в нем по трем направлениям: оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей, оценка качества управления финансами муниципальных образований и оценка эффективности деятельности органов власти. Внедрение данного комплексного решения к концу 2011 года позволит Новосибирской области в соответствии с положениями Программы повышения эффективности бюджетных расходов обеспечить:
  • тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обес­печить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
  • оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных услуг, а также выполнения государственных функций;
  • повысить качество управления в общественном секторе;
  • создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
  • усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться