Версия для печати 7136 Материалы по теме
Итальянский бизнес в России.  45 лет спустя
Квятковский
С момента первого «вторжения» итальянского бизнеса в СССР — создания завода «ВАЗ» в Тольятти — прошло 45 лет. Тогда и была образована Итало-Советская торговая палата (ИСТП). Спустя десятилетия Россия остается привлекательной для итальянского бизнеса: последние годы Италия значится в числе ведущих европейских торговых партнеров России. Итало-Российская торговая палата — преемница ИСТП — одна из старейших смешанных торговых палат. И в данном случае годы идут только на пользу отношениям. Лев Юрьевич КВЯТКОВСКИЙ, генеральный директор представительства ИРТП в России, считает, что результативной работе сотрудников Палаты помогают знания тонкостей делового менталитета Италии и России.

— Лев Юрьевич, расскажите, чем занимается Итало-Российская торговая палата?
— Итало-Российская торговая палата — это общественная организация с итальянским юридическим лицом, основной офис которой расположен в Милане, а в Москве — представительство. Палата создана в 1964 году, в эпоху динамичного развития отношений наших стран в области  химии, неф­техимии, автомобилестроения. Создавалась она группой итальянских крупных промышленников и советским правительством для оказания содействия сотням малых и средних фирм, которые участвовали во взаимном сотрудничестве.  В настоящее время членами Палаты являются  более трехсот организаций с обеих сторон, есть совет директоров, или административный совет,  куда входят практически все крупнейшие итальянские фирмы и ряд ведущих отечественных организаций. Наш главный партнер в России — Торгово-промышленная палата РФ. В основные обязанности Палаты входит оказание содействия организациям и фирмам обеих  стран, установление нужных контактов, поиск партнеров, а также организация и развитие совместного бизнеса: коммерческого, производственного или научно-технического. 

— Сейчас активизировался интерес итальянцев к России. На ваш взгляд, какие отрасли экономики РФ ими наиболее востребованы, куда они вкладывают деньги?

— Итальянцы известны своей креативностью. Почти во всех сферах экономики, производства они занимают лидирующие позиции. Я имею в виду автомобилестроение, самолетостроение, железнодорожный сектор, химию, нефтехимию. Я уже не говорю о таких сферах, как высокая мода, одежда, мебель, деревопереработка, камнеобработка, дизайн, строительство. А поскольку сейчас в Италии наблюдается перепроизводство, то им стал интересен и российский рынок сбыта: он емкий и очень перспективный. Итальянские фирмы разных организационных форм выходят на новый рынок  с участием в выставках, презентациями, подготовкой которых также занимается ИРТП.

— В каких известных на национальном уровне инвестпроектах ИРТП принимала участие? 
— При нашем содействии в Орле было создано крупнейшее предприятие по производству керамической плитки, строительных материалов — «Велор». В Ступинском районе было построено три фабрики  по изготовлению  керамогранита. В общей сложности итальянцы вложили около 500 млн евро и работают достаточно успешно: у них хороший сбыт. Кризис немного замедлил  процесс, но несмотря ни на что потребители хотят иметь хорошие облицовочные материалы.

— Лев Юрьевич, как содействует ИРТП развитию делового сотрудничества между Италией и регионами РФ?
— Вообще, в системе итало-российских отношений есть проект о сотрудничестве регионов — «Таск форс». Это рабочая группа, которая изучает возможности регионов и итальянских фирм по созданию промышленных округов по итальянской модели, специализирующихся  в каком-то экономическом кластере. В Италии это довольно развито, есть целые провинции, посвященные отдельному сектору: например, в провинции Моден располагаются около тысячи фирм, которые производят керамику. В провинции города Прато развита шерстяная промышленность, в провинции Комо —  шелковая, в Турине и Пьемонте — автомобильная. Мы входим в рабочую группу, проводятся регулярные встречи регионов и фирм как в Италии, так и в России. Очередная встреча в мае этого года состоится в Калуге. На таких встречах устанавливаются контакты,  проводятся презентации регионов.
В текущем году было открыто представительство ИРТП в Башкирии — и уже появились новые проекты. У нас есть соглашение с Торговой палатой Краснодарского края, интересуется Екатеринбург. Недавно у меня было руководство администрации Рязанской области с интересным проектом в энергетике. Саратовская область просит организовать участие в презентации  инвестиционных и других проектов. Но и помимо этого, по линии ТПП РФ, часто организуются презентации регионов, мы участвуем в этих мероприятиях и готовы выполнять конкретную работу.

— Лев Юрьевич, Палата организует встречи и деловые визиты как из российских регионов в Италию, так и  наоборот. Расскажите, есть ли на этот год планы посещения каких-либо регионов и каким образом формируются эти группы?
— Недавно по приглашению  Генконсульства РФ мы возили группу наших специалистов по обработке камня на Сицилию. В другой итальянский регион с большой делегацией ездила моя коллега: они посещали фирму по производству одежды. Мы организуем такого рода поездки не реже одного раза в месяц. Недавно мы возили российских авиапромышленников и представителей сектора космонавтики на специализированную выставку в Риме.
Что касается итальянских делегаций, то их очень много и занимается ими не только Палата, но и Посольство РФ, Институт внешней торговли. В апреле проходило интересное мероприятие — презентация «мини Италии». Есть «большая Италия»: это Милан, Флоренция, Венеция;  «средняя Италия»: такие города, как Сиена, Пиза, и т. д. А есть совсем маленькая Италия, которая тоже интересна своими специ­фическими природными, архитектурными, производственными  и даже кухонными изысками. Очень колоритная, интересная, но малоизвестная. Так вот на презентацию прибыло порядка 30–40 мэров небольших итальянских городков и местечек, о  которых даже знатоки Италии мало осведомлены. В первый день состоялась крупная презентация в ТПП РФ, во второй день — в Посольстве Италии. Такой двухдневный визит прошел впервые.

— Какова цель приезда?
— Маленькие города Италии презентовали себя, чтобы привлечь турпотоки, поэтому мы будем собирать туристические компании, журналистов. В каждом таком месте есть своя промышленность, свой интерес к коммерческим проектам, поэтому здесь тоже есть перспектива сотрудничества.

— Лев Юрьевич, с чем вы хотели бы обратиться  к вашим потенциальным партнерам?

— Я с удовольствием приглашаю к сотрудничеству российские регионы, фирмы и делаю это почти три десятка лет. Все, о чем я рассказал, — это наша ежедневная работа. А 46-летняя активная деятельность Палаты подтверждает, что заниматься фирмами, проблемами отдельных регионов, отдельных структур, приспособлены  немногие, и в их числе — наша Палата, которая обладает большим опытом и кадрами.

Материал подготовила А. В. Самуленкова, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться