Версия для печати 16509 Материалы по теме
Правительство утвердило предельные уровни роста тарифов в 2011 году
ЖКХ
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина тоже не скрывала, что важной составляющей расчетов ее ведомства при определении предельного уровня роста тарифов монополий была задача по сдерживанию роста цен для населения. В итоге, по ее словам, решено, что в 2011 году тарифы на газ не должны превышать 15%, рост цен в электроэнергетике и тепловой энергетике составит не более 12--13%. Максимальный рост тарифов на железнодорожные перевозки в следующем году не должен превышать 8%.

Власти российской столицы одними из первых отреагировали на решение федерального правительства и лично премьера Владимира Путина, призвавшего в 2011 году жестко сдерживать рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Глава комплекса экономической политики и развития Москвы, первый зампред столичного правительства Юрий Росляк заявил вчера «Времени новостей», что «в будущем году темпы роста тарифов на ЖКХ будут явно меньше, чем в этом». «В этом году предельный рост был 25%, сейчас предельный рост установлен как 15%. Поэтому мы будем работать в пределах этих нормативов», -- заявил г-н Росляк. По словам г-на Росляка, «15% -- это тот максимум для населения, который премьер Владимир Путин определил как предельный». «Он устанавливается на федеральном уровне, и наша задача -- уложиться в эти предельные показатели с решением всех задач, которые нам необходимы», -- отметил чиновник.

Напомним, что жесткая рекомендация премьера «не увеличивать нагрузку на граждан» прозвучала еще в начале этой недели на совещании в Белом доме. Владимир Путин призвал тогда естественные монополии и коммунальщиков пойти «по пути ограничения роста издержек и цен» и сдержать инфляцию. Вчера на заседании правительства, где были утверждены предельные индексы роста тарифов (см. стр. 2), премьер еще раз подчеркнул, что власти всех уровней -- и федеральные, и региональные, и муниципальные -- должны, разрабатывая свою тарифную политику в сфере ЖКХ, «опираться на экономически обоснованные механизмы, должны будут сопоставлять свои решения и с уровнем доходов граждан, и с инфляцией».

Определяя более жесткие рамки тарифной политики регионов, федеральные власти надеются избежать повторения социальных протестов населения. Напомним, что попытка передать тарифное регулирование на муниципальный и региональный уровень обернулась для жителей городов в этом году резким ростом расходов на «коммуналку». По данным Минрегионразвития, в отдельных муниципалитетах коммунальные платежи с января увеличились от 40 до 80%. Зимой по ряду регионов от Калининграда до Архангельска прокатилась волна акций протеста, на которых недовольство граждан социально-экономической политикой властей нередко перерастало в политические упреки в адрес федерального правительства.

И российские власти были вынуждены буквально на ходу регулировать ценовую политику в жилищно-коммунальном хозяйстве отдельных территорий, снижая предельные показатели роста до считавшихся на тот момент экономически оправданными 25%.

Примечательно, что первоначально в список провинившихся территорий была включена и Москва с установленным первоначально предельным индексом роста цен на коммуналку в размере 26%. Однако столичным властям удалось оперативно уладить все формальности. Новым постановлением правительства Москвы от 23 марта 2010 года предельный индекс роста цен в коммунальном секторе в 2010 году был снижен до 24,8%. Однако фактически пересматривать тарифы, по словам городским чиновникам, не было нужды -- они и так укладывались в установленный федералами уровень, а разницу дали проценты, которые собирался взимать в виде банковской комиссии при оплате коммунальных платежей столичный Сбербанк.

В других же регионах жесткое давление на глав муниципалитетов, являющихся выборными фигурами и не включенными во властную вертикаль, дали определенный результат. В начале весны делегированный разбираться с регионами вице-премьер Дмитрий Козак отрапортовал премьеру о том, что там, где тарифы были подняты необоснованно, уже происходит не только их снижение, но и пересчет с последующими выплатами потребителям неправомерно взысканных средств.

На этот раз, обсуждая экономические планы на будущий год, глава правительства решил заранее определить более жесткие рамки для грядущего увеличения тарифов. Вчера на заседании кабинета министров он отметил, что «любое правительство в любой стране всегда было бы счастливо заморозить рост тарифов». «Вместе с тем в современной экономике, и российская экономика не исключение, это практически невозможно», -- признал г-н Путин, поясняя, почему правительство сохранит традицию «новогоднего» пересчета коммунальных платежей, пусть и в существенно меньших, нежели в предыдущие годы пределах.

Предложенные Минэкономразвития предельные планки роста тарифов естественных монополий (а именно от них в конечном счете зависит и рост цен на услуги предприятий ЖКХ) премьер счел экономически обоснованными, как оправданным он считает и разделение тарифов для предприятий и населения. «В нашей стране, где доходы граждан остаются весьма скромными, а уровень инфляции пока достаточно высокий, мы будем сохранять практику, при которой граждане будут платить значительно меньше, чем участники экономической деятельности, чем предприятия», -- объяснил г-н Путин.

Эксперты фонда «Институт экономики города» считают, что радикальное вмешательство федеральных властей в тарифную политику противоречит заявленным правительством целям реформирования сферы ЖКХ. «Тарифы должны устанавливаться не простым политическим решением и с минимальным люфтом субъективных решений», -- заявил «Времени новостей» эксперт фонда Дмитрий Гордеев. Он напомнил, что федеральный закон №185 о Фонде содействия реформе ЖКХ предусматривает переход российских муниципалитетов на 100-процентную оплату коммунальных услуг уже с 2011 года. И, устанавливая жесткие предельные индексы роста тарифов, государство, таким образом, дает регионам противоречивую команду «стой там, иди сюда».

По мнению г-на Гордеева, необходимо менять систему помощи гражданам с прямого и повсеместного сдерживания роста тарифов на расширение программ адресной помощи в виде коммунальных субсидий. Пусть за субсидиями придут представители не 15% домохозяйств, как сейчас, а 25%, но большинство граждан, уверен эксперт, способны полностью оплачивать коммунальные расходы самостоятельно. «Тариф должен обеспечивать производственные программы компаний, и если денег заложить меньше, либо будет снижаться качество услуг, либо придется доплачивать за их предоставление из местных бюджетов», -- считает г-н Гордеев. По его, словам постепенный рост цен в сфере ЖКХ неизбежен, иначе накопившиеся проблемы в конечном итоге приведут к куда более резкому и болезненному скачку тарифов.

О том, что предприятиям Москвы будет сложно уложиться в новые предельные индексы без нарушения надежности ресурсоснабжения и с сохранением адресных инвестиционных программ, заявил «Времени новостей» и Юрий Росляк. Городские экономисты отмечают, что у столицы «большие проекты в энергетике», требующие инвестиций. И теперь, по словам г-на Росляка, дабы не сворачивать инвестиционные программы, придется оптимизировать издержки и сокращать затраты внутри самих энергокомпаний.

Тем не менее Москва пока изъявляет готовность оперативно следовать тарифным директивам Белого дома -- в мэрии ждут формального решения Федеральной службы по тарифам о размерах предельных индексов для того, чтобы заложить показатели, описывающие рост цен на жилищно-коммунальные услуги, в проект столичного бюджета на 2011 год. Как заявлял ранее председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, проект главного финансового документа столицы должен быть внесен на рассмотрение городских депутатов до 10 сентября.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться