25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 13301 Материалы по теме
Финляндия: стратегия и тактика развития
Анттонен
Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в России Матти АНТТОНЕН ответил на вопросы журнала «Бюджет» о том, на чем основывается конкурентоспособность финской экономики, в чем секрет национальной инновационной системы, как страна справляется с кризисом и каковы основные отличия бюджетных систем наших стран.

— Господин Анттонен, многие эксперты называют экономику Финляндии самой конкурентоспособной в мире. Что является ее основным локомотивом на сегодняшний день? Какие процессы обеспечивают успешное развитие экономики страны?
— Экономический рост в Финляндии во многом опирается на интернационализацию предприятий и рост экспорта. По мере ужесточения конкуренции на мировых рынках финские компании вынуждены повышать производительность и конкурентоспособность. Кроме того, Финляндия имеет развитую систему образования и научных исследований, которая уже на протяжении многих лет содействует развитию специализированных компетенций, особенно в научно-технической сфере, а также в традиционных отраслях промышленности, таких как судостроение, машиностроение и лесная промышленность.
Финляндия всячески стремится сохранить передовые позиции в выбранных отраслях. Для этого требуются постоянное развитие и инновационное мышление. Инновациями могут быть новые товары, услуги, технологии, процессы или методы работы, способствующие формированию конкурентных преимуществ. В своей инновационной политике Финляндия стремится к разработке многосторонних решений, ориентированных на потребности пользователей. Первоочередная задача инновационной политики — создание среды, стимулирующей тесное сотрудничество высших учебных заведений и компаний в инновационной деятельности. В этом отношении мы уже достаточно далеко продвинулись.
Правда, развиваться должен не только частный сектор, но и организации государственного и муниципального сектора для того, чтобы они и в будущем могли оказывать необходимые услуги или приобретать их со стороны эффективным образом. Предстоящие демографические изменения (старение населения) и экологические вопросы осложняют задачу развития структур экономики и обеспечения экономического роста и благосостояния.

— Финляндия — пионер в развитии национальной инновационной системы. На чем основана эта система?
— В 2009 году доля затрат на НИОКР составила 3,7 процента от ВВП Финляндии. В сравнении с другими странами это неплохой показатель. Однако вложения Финляндии в НИОКР составляют менее 1 процента от мирового вклада. Поэтому нам приходится делать стратегический выбор, определяя сферы, в которых мы хотим и можем стремиться к мировому лидерству.
Опорами инновационной деятельности в стране являются хорошая система образования и развитая научно-исследовательская деятельность. Преимуществами можно считать и большой вклад компаний в НИОКР, сотрудничество между вузами и компаниями, преемственность научных исследований и разработок. Взаимодействие укрепляется и упрощается за счет того, что Финляндия относится к числу наименее коррумпированных стран мира.
Мы будем и далее укреплять международные контакты финских компаний и международную кооперацию. Сегодня исследования, производство и логистика носят глобальный характер, и в условиях ужесточающейся конкуренции преуспевают только такие предприятия и научные учреждения, которые умеют налаживать и использовать сети контактов.

— Финансирование науки и технологических разработок в вашей стране в большей степени происходит за счет частного бизнеса (по имеющимся данным около 71 процента). Как удалось привлечь внимание бизнеса к науке?
— Объем внутреннего рынка Финляндии относительно маленький, поэтому финские компании могут расти только путем выхода на внешние рынки. Жесткая международная конкуренция заставляет компании совершенствовать свою продукцию и услуги. В Финляндии вовлеченность бизнеса в НИОКР традиционно превышает среднемировой уровень. К преимуществам инновационной политики Финляндии относятся последовательность деятельности по НИОКР и ее ориентация на длительную перспективу, способствующие накоплению научно-технического опыта и компетенций.
Государство поддерживает науку и разработки в первую очередь посредством финансирования. Примером может служить агентство по развитию технологий и инноваций «Текес», которое финансирует научные и разработческие проекты компаний и проекты по интернационализации. «Текес» также работает как информационно-консультационный центр, предлагая компаниям экспертные услуги, например по налаживанию контактов на мировых рынках, и информацию о возможностях привлечения финансирования в разных областях.
В настоящее время в Финляндии не применяются налоговые стимулы для поощрения НИОКР, но методы, с помощью которых мы могли бы стимулировать компании вкладывать больше в науку и разработки, изучаются. Один из рассматриваемых вариантов — предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям, инвестирующим средства в исследования и инновации.

— Влияние мирового финансового кризиса чувствуется во всем мире. А как переживает кризис Финляндия? Какие отрасли больше всего пострадали?
— Последствия мирового финансово-экономического кризиса затрагивают экономику Финляндии прежде всего посредством динамики международной торговли, что обусловлено высокой долей экспорта (40–45 процентов) в валовом продукте страны. Из-за рецессии мировой экономики экспорт Финляндии в прошлом году сократился более чем на четверть. Это рекордное снижение. Промышленное производство, которое тесно связано с динамикой внешней торговли, упало примерно на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом в связи с сокращением спроса на мировых рынках.
Отечественный сектор экономики не смог избежать последствий кризиса, но в нем сокращение производства менее ощутимо, чем в экспортно-ориентированных отраслях промышленности. В целом ВВП Финляндии сократился в прошлом году почти на 8 процентов — в исторической перспективе это исключительно высокий показатель снижения.

— Но правительство ведь приняло какие-то меры поддержки реального сектора экономики?
— Правительство проводит целый ряд антикризисных мер начиная со второй половины 2008 года. В 2009 году стоимость антикризисных мер составила приблизительно 1,8 процента ВВП, а в 2010 году — примерно 1,5 процента. Кроме этого, были осуществлены финансовые вложения, в том числе увеличены объем экспортных кредитов и кредитование малых и средних предприятий, а также наращены государственные гарантии. В отличие от многих других стран в Финляндии не возникало необходимости финансовой поддержки банков.
Реализация антикризисных мер идет по плану, и к настоящему моменту эффект стимулирующих проектов, закупок и других мер, направленных на создание новых рабочих мест и сохранение существующих составляет около 10 тысяч человеко-лет, а косвенный эффект значительно больше.
Помимо того, правительство пошло на снижение некоторых налогов. Осенью 2009 года ставка НДС на продукты питания была снижена с 17 до 12 процентов. Снижение ставки налога носит временный характер и нацелено на стимулирование частного спроса в период кризиса. Также было снижено налогообложение труда. Правда, данная мера не обусловлена экономическим кризисом, она осуществлена в соответствии с программой правительства, рассчитанной на 2007–2011 годы. В международном сравнении налогообложение труда в Финляндии относительно высокое: с учетом всех налогов и взносов социального страхования доля получаемой работником на руки зарплаты в стоимости труда составляет менее 50 процентов.

— Считается, что одна из лучших в мире схем поддержки малого и среднего бизнеса внедрена именно в вашей стране. Расскажите, в чем ее суть?
— В Финляндии существует достаточно обширная система государственной и муниципальной поддержки бизнеса, включающая услуги по консультированию, обучению и финансированию. Предприятие может обращаться к этим услугам на разных стадиях своего развития, например на этапе учреждения, роста или выхода на внешние рынки. Электронный портал «Enterprise Finland» («Предпринимательская Финляндия», www.yrityssuomi.fi ) собирает информацию обо всех таких услугах. В текущем году также были открыты региональные центры обслуживания, предлагающие компаниям услуги, связанные с развитием предпринимательства, транспортом и защитой окружающей среды.
Государство стремится обеспечивать доступ растущих предприятий, находящихся в процессе интернационализации, к инвестициям и финансированию оборотного капитала. Наиболее ощутимую пользу из мероприятий по поддержке предпринимательства и инновационной политики извлекают предприятия среднего размера. К формам поддержки, которую государство оказывает малым и средним предприятиям в условиях экономического кризиса, относится и расширение мандата государственного кредитного агентства «Финнвера» по выдаче антициклических кредитов и гарантий. Государственная инвестиционная компания «Суомен Теоллисууссийойтус» также запустила трехлетнюю стабилизационную программу, призванную оказывать поддержку пострадавшим от конъюнктуры предприятиям путем капитальных вливаний и содействовать отраслевой реструктуризации.

— Вы упомянули, что Финляндия является одной из наименее коррумпированных стран в мире. Благодаря каким мерам удалось справиться с коррупцией?
— Можно сказать, что в Финляндии деятельность органов власти и предприятий традиционно отличается открытостью и прозрачностью. Законодательство и международные договоры вкупе с функциональной судебной системой создают четкие рамки для деятельности предприятий и административных органов. Но основа всего — демократическое правовое государство и общество благосостояния. К сильным сторонам финского общества относятся безопасность, свобода личности, акцентирование индивидуальности и персональных усилий, свободное распространение информации, равноправие и социальная справедливость.
Центральным элементом управления является несменяемость должностных лиц. Сформированное по политическому принципу правительство назначает служащих на вакантные должности, но не может отстранять их от должности без соблюдения определенных условий. Постоянный административный аппарат отвечает за расходование и ассигнование государственных средств. Правила игры, касающиеся использования публичных средств, понятны и транспарентны, а их соблюдение строго контролируется.

— Чем принципиально отличаются бюджетные системы Финляндии и России?
— В Финляндии, как и в России, бюджетное планирование осуществляется на длительный срок: в Финляндии план составляется на четыре года, в России — на три. Финский четырехлетний план охватывает весь избирательный срок, и примерно три четверти расходной части государственного бюджета привязываются к рамочному плану, рассчитанному на весь избирательный срок. Министерства планируют свою деятельность на перспективу с учетом поставленных правительством задач и достигнутых результатов.
Доходные части бюджетов Финляндии и России существенно отличаются друг от друга. В Финляндии основные источники бюджетных поступлений — это налоги с доходов, имущества и оборота, а в России — экспортные налоги и таможенные пошлины. Налогообложение труда играет в Финляндии большую роль: на него приходится более половины доходов бюджета. Подоходный налог у нас прогрессивный, и в среднем работники платят в виде налогов примерно 30 процентов от своих доходов. В России все платят по ставке 13 процентов. В Финляндии место налогообложения физических лиц определяется по месту жительства, в России — по месту нахождения работодателя.
В России бюджетная система сильно централизована. В Финляндии местное самоуправление более широкое, и муниципальные бюджеты имеют большое значение. В нашей стране 342 муниципалитета. Муниципалитеты обеспечивают базовые услуги населению, самыми важными из которых являются услуги социального обеспечения, здравоохранения, образования и культуры, забота об окружающей среде и содержание технической инфраструктуры. Муниципалитеты самостоятельно принимают решения о ставке муниципального налога и определяют ставку налога на недвижимое имущество в рамках установленных парламентом пределов. Кроме того, муниципалитетам передается установленная парламентом часть налога на доходы юридических лиц. Различия в финансовом положении муниципалитетов выравниваются с помощью системы государственных субсидий. Правом налогообложения обладают и национальные церкви Финляндии (евангелическо-лютеранская церковь и православная церковь), так что члены этих церквей, то есть немногим более 80 процентов населения, платят церковный налог в размере одного процента от налогооблагаемых доходов.
— Как отразился кризис на формировании бюджета-2010? Внесены ли коррективы в структуру доходной части бюджета?
— Кризис во многих отношениях отразился на формировании бюджета как 2009-го, так и текущего года. Еще в 2008 году государственный бюджет сводился с большим профицитом. Из-за экономического кризиса в 2009 году бюджетный баланс ухудшился на 6,5 процентного пункта — больше, чем в условиях тяжелой депрессии 1991 года. Тогда и кончился период профицитного баланса, продлившийся примерно десять лет. В прошлом году дефицит государственного бюджета составил 2,4 процента от ВВП, и в текущем году ожидается рост дефицита до 4 процентов. Финская экономика будет оставаться дефицитной и в среднесрочной перспективе, но размер дефицита будет уменьшаться.
В среднесрочной перспективе не просматривается восстановление государственной экономики на докризисном уровне. При этом надо учесть, что до начала экономического кризиса состояние государственных финансов было на редкость благоприятным. Например, доходы государства от имущества и чувствительные к конъюнктуре налоговые поступления, такие как налоги на доходы юридических лиц и налоги на доходы от капитала, были исключительно высокими. Восстановление этих статей доходов на прежнем уровне представляется маловероятным даже в случае возобновления экономического роста. Кроме того, демографические сдвиги и выход на пенсию многочисленных поколений будут оказывать дополнительную нагрузку на публичные финансы.

— По данным СМИ, в вашей стране продолжает ухудшаться ситуация с занятостью населения. Это действительно так? Насколько критична ситуация?
— Ситуация с занятостью населения сложная, но не критичная, если сравнить ее с обстановкой во время экономической депрессии 1990-х годов. По текущей оценке, нынешний спад экономики будет менее глубоким и продолжительным.
В 2009 году уровень безработицы в Финляндии составил 8,2 процента. Этот показатель оказался несколько лучше, чем ожидалось, но безработица будет увеличиваться и в этом году: по прогнозам ее уровень превысит 10 процентов. В количественном отношении это означает 265–280 тысяч безработных (численность трудоспособного населения Финляндии составляет примерно 2,5 миллиона человек). Если спрос на экспортных рынках возобновится и национальная экономика окрепнет, то и занятость будет постепенно восстанавливаться. Некоторое улучшение ожидается уже в будущем году.

— Какие меры предпринимаются для остановки роста безработицы?
— Для остановки роста безработицы предпринимаются массированные меры, которые были запущены во втором полугодии 2008 года и будут действовать, согласно текущим планам, до конца этого года. С помощью стимулирующих мер поддерживается доступ предприятий к финансированию и инвестициям (например, предусмотрены дотации на реконструкцию зданий). Больше средств выделяется, в частности, на обучение, на услуги по трудоустройству, на меры активизации безработных и людей, находящихся под угрозой потери работы. При этом одной из приоритетных целевых групп является молодежь.
Потерявшие работу люди, как правило, обращаются в местные бюро занятости. В обязанности бюро входят постановка безработного на учет (необходимо для получения пособия), составление плана по трудоустройству, организация субсидированных рабочих мест, трудовой практики, обучения, программ по восстановлению трудоспособности и т. д. Существующая система работает в нормальном режиме, но в текущих условиях она, естественно, испытывает очень большую нагрузку.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно