Итоги Всероссийского муниципального форума


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоялось награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Транспорт — 17 Июня 2010

Президент потребовал от правительства лучше продумать механизм создания дорожного фонда

дорожный фонд, состояние, дорог

Версия для печати 1526 Материалы по теме
Президент потребовал от правительства лучше продумать механизм создания дорожного фонда
дороги Марий Эл
Окончательное решение о создании федерального дорожного фонда еще не принято. Об этом вчера на прошедшем в Горках совещании по вопросам бюджетной политики объявил президент Дмитрий Медведев. Хотя денег на строительство дорог хронически не хватает.

«Я хотел бы послушать, что предлагается, понять, насколько эта конструкция будет работать, - заявил президент. - А потом я окончательно приму решение, годится это предложение правительства или придется создавать что-то другое. Вопрос этот открыт». Эти слова президент произнес, прервав доклад министра транспорта Игоря Левитина, говорившего о дорожном фонде как о деле решенном.

Напомним, 19 мая правительство выступило с инициативой создания бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог. Согласно задумке Минтранса, наполняться дорожный фонд должен за счет увеличения ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также за счет введения нового перераспределения зачисления акцизных сборов. По рассчетам министерства, эти меры позволили бы ежегодно аккумулировать в фонде до 475 млрд руб. При этом Минтранс полагает, что компенсировать гражданам повышение акцизов на топливо и автомобили можно было бы, отменив транспортный налог (о плюсах и минусах этой идеи газета "Время новостей" подробно писала в номере от 11 июня).

Чуть позже вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что правительство планирует увеличить акцизы на нефтепродукты с 2011 года для наполнения федерального дорожного фонда. В этот фонд, по его словам, планируется направить доходы, поступающие от присоединения объектов дорожного сервиса и возмещения ущерба, наносимого автодорогам федерального значения. При этом средства, аккумулированные фондом, будут иметь целевое назначение и направляться исключительно на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство автомобильных дорог федерального значения. Кроме того, по словам г-на Иванова, собственные дорожные фонды должны появиться и у российских регионов.

Идея создания федерального дорожного фонда вызвала оживленную полемику в обществе, о чем на вчерашнем заседании напомнил президент. «Их неоднократно критиковали из-за недостаточной эффективности и коррупции. Нужно ответить на эти вопросы», - сказал глава государства.

Кроме того, полагает г-н Медведев, существуют и иные нерешенные задачи. Например, в случае увеличения акцизов на топливо необходимо создать механизмы социальной поддержки граждан, пользующихся льготами по уплате транспортного налога, а также не забыть о сельскохозяйственных и военных организациях, имеющих транспорт, не облагаемый налогом. «И, конечно, внимательно нужно отнестись к потребностям ветеранов и инвалидов, получивших автомобили в качестве социальной поддержки. Их материальное благополучие в результате работы по созданию дорожных фондов не должно существенно измениться», - потребовал президент.

Другой проблемой, по мнению г-на Медведева, является определение источников формирования фондов. Глава государства призвал еще раз проверить, выбраны ли самые удачные из них. «Речь идет о создании дополнительного механизма финансирования, которое предполагает уточнения не только расходной, но и доходной части бюджета. Конечно, такое решение потребует максимального учета всех возможных социально-экономических последствий», - убежден президент.

Глава государства отметил, что обеспечение устойчивого финансирования дорожного хозяйства является одной из самых сложных проблем, а объем средств, выделяемых на эти цели, «не соответствует нормативам». Так, на ремонт и содержание автодорог федерального значения по нормативам положено около 200 млрд руб., для региональных и муниципальных - 650 млрд, в то время как в бюджете предусмотрено около 60 млрд и 120 млрд соответственно.

«Предлагаю изучить то, что было предложено, еще раз, продолжить работу над предложениями, обсудить еще раз вопрос сохранения или отмены транспортного налога, вопрос социальной поддержки граждан, обладающих льготами, и посмотреть, достигнем ли мы целей, которые ставим перед собой», - подвел итог заседания г-н Медведев, добавив, что в следующий раз участники встречи должны прийти уже с проектами нормативных актов.

Сама по себе идея создания дорожных фондов очень хороша. Вопрос в том, как она будет реализована, считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

По его словам, для того, чтобы эта идея была достойно претворена в жизнь, необходимо соблюсти два условия. «В первую очередь речь идет о том, что автовладелец, если он хочет ездить по нормальным дорогам, должен быть готов в полном объеме платить за это», - сказал г-н Блинкин «Времени новостей».

В настоящее время во всем мире деньги в дорожные фонды поступают в виде налогов на бензин и дизельное топливо. Это косвенный измеритель, но достаточно точный: больше проехал - больше заплатил. С будущего года в наиболее продвинутых странах эта система изменится. Например, в Нидерландах машины будут оснащаться специальным электронным чипом, который при помощи GPS будет определять, сколько километров и по каким дорогам проехал автовладелец. В конце месяца ему будет приходить счет вроде того, что приходит за электричество.

В России же сегодня никто из автовладельцев за дороги в полной мере не платит. В сумме акцизы на бензин и транспортный налог дают меньше 40% всех средств, используемых на цели дорожного хозяйства. «Чтобы дороги были в нормальном состоянии, платить автовладельцы должны больше. Но я не уверен, что правительство готово их к этому понуждать. Я как эксперт могу сказать: акциз надо поднять с 2,7 до 7 руб. Но мне-то при этом никуда избираться не надо», - сказал г-н Блинкин.

Вторым условием успешной работы дорожного фонда является наличие эффективного механизма контроля расходования его средств. По словам эксперта, в любой развитой стране расходование средств на нужды дорожного хозяйства внимательно изучает масса организаций - конкуренты выполняющего дорожные работы подрядчика, ассоциация дорожных аудиторов, организации профессиональных проектировщиков. И это не говоря о контроле со стороны самих автомобилистов. Они тоже имеют свои ассоциации, при которых работают эксперты и юристы. «Все они могут поставить крест на карьере чиновника, заключившего договор с недобросовестным подрядчиком. А в России мы никого не выбираем, поэтому чиновники и не боятся недовольства автовладельцев», - посетовал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Между тем объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной сети в РФ в 2010 году составляет 1,2% ВВП, утверждается в опубликованном вчера докладе Всемирного банка об экономике России. Из этого документа следует, что выделение достаточных средств на ремонт и содержание инфраструктуры экономически эффективно и обойдется значительно дешевле, чем финансирование накапливающихся ремонтно-эксплуатационных проблем и нового строительства в будущем. Всемирный банк подчеркивает: хотя снижение бюджетного дефицита необходимо, есть основания полагать, что добиваться его будут в основном за счет урезания расходов на поддержание инфраструктуры. В этом году прогнозируется снижение госрасходов на транспорт на 0,6% ВВП по сравнению с 2,5% ВВП в 2009 году.

По данным Всемирного банка, Россия находится на 48-м месте в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры. В том числе по качеству железнодорожной инфраструктуры Россия занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной - на 111-м месте, почти в самом конце. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов Россия находится на 87-м и 82-м местах соответственно.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться