Версия для печати 1549 Материалы по теме
В России планируют запустить универсальную электронную карту гражданина
банкомат
С января 2012 года в России планируют запустить новый мегапроект - универсальную электронную карту гражданина. Кусок пластика фактически заменит многие документы, с его помощью можно будет получать и оплачивать государственные, муниципальные, а также банковские услуги.

Такие новации предусмотрены в проекте закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Его рассмотрение во втором чтении запланировано на конец июня, сообщили вчера "РГ" в пресс-службе минэкономразвития. Карта, говорят в министерстве, будет действовать на территории всей страны. В проекте предусматривается, что с помощью пластика как минимум можно будет получать услуги в сфере обязательного пенсионного и медицинского страхования, рассказал на конференции по развитию национальной системы платежных карт и предоставлению госуслуг в электронном виде глава департамента финансовой политики минфина Сергей Барсуков. Предполагается также, что на региональном и муниципальном уровне карты можно будет дополнять собственными электронными приложениями, то есть "подвешивать" на нее еще и региональные и муниципальные услуги.

На пластике будет помещена фотография ее владельца, его фамилия и имя, номер карты и срок ее действия, а также номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. А на электронном носителе, скрытом от посторонних глаз, укажут фамилию, имя, дату и место рождения владельца. При этом универсальная электронная карта должна храниться исключительно у ее держателя и не подлежит передаче. В случае утери карточки ее можно будет заменить.

Все желающие получить карту с января 2012-го могут обратиться с заявлением о ее выдаче. С 2014 года пластик начнут внедрять повсеместно и обеспечат им всех граждан, не отказавшихся письменно от получения карты. Правда, пока не вполне понятно, смогут ли воспользоваться новыми возможностями, предоставляемыми пластиком, все его получатели. Почти треть населения России живет в сельской местности, где доступ к электронным услугам, мягко говоря, затруднен, напоминают некоторые эксперты. Не получится ли так, что у деревенских бабушек "пластик" будет просто пылиться в сундуках? "Такая проблема действительно существует, у нас очень большая и неравномерно населенная страна. Но вполне можно задействовать ресурсы, например, "Почты России", имеющей свои отделения практически во всех населенных пунктах", - возражает генеральный директор компании, которая оказывает финансовые услуги в Интернете, Евгения Завалишина.

В законопроекте предусматривается, что универсальный пластик выдадут гражданам бесплатно. Но за обслуживание все-таки платить придется. Тарифы должен будет определить уполномоченный федеральный орган. Он же обеспечит выпуск, выдачу, обслуживание карт и будет вести их общий реестр, а также на конкурсной основе определит подключаемые к проекту банки. Какая именно организация станет всем этим заниматься и ее организационно-правовая форма пока не известны, поясняет Барсуков. Пока не разглашается и цена вопроса. Недавно на Санкт-Петербургском экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф говорил, что реализация проекта универсальной карты в течение пяти лет обойдется в 150 миллиардов рублей. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, запуск карты будет стоить в два раза дороже.

Дешевле было бы совместить уже действующие банковские и социальные карты, предлагает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. Можно, например, интегрировать в банковский пластик данные социальных служб. Тревогу эксперта вызывает и заложенная в проект норма о выборе банков, которые будут работать в системе. По сути дела, говорит Емелин, это обернется ограничением прав потребителей, поскольку выбирать банк человек сможет только из предложенного списка. И неясно, что делать, если гражданин захочет сменить один банк на другой.

Проблема в том, что законопроект регламентирует предоставление государственных и муниципальных услуг исключительно посредством универсальных карт, добавляет Завалишина. Между тем прогресс идет вперед - сейчас появились технологии, позволяющие получать некоторые услуги, например, посредством мобильных телефонов. Если узко ориентировать закон на одну технологию, его придется постоянно править и дополнять, лучше определить на законодательном уровне некие общие рамочные правила

Источник: "Российская газета"
Поделиться