Версия для печати 2882 Материалы по теме
С  января 2006 года вступает в силу статья 215.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой  на органы  федерального казначейства возлагаются функции кассового обслуживания бюджетов субъекта и муниципальных образований.   Как с этим обстоят дела в нашем регионе?  
Ольга Калиниченко, руководитель управления Федерального казначейства по Саратовской области

Калиниченко
С апреля прошлого года мы обслуживаем бюджеты г. Саратова  и субъекта     по «альтернативной» схеме и осуществляем полное кассовое обслуживание бюджета одного сельского муниципального образования. Опыт работы управления показывает, что объем операций по лицевым счетам клиентов  при осуществлении полномочий по кассовому обслуживанию бюджета муниципального образования более чем в три раза превышает  объем  операций по клиентам федерального уровня.
   Необходимо отметить, что успешно используемая нами технология «Клиент – Федеральное казначейство» при  работе  с распорядителями и получателями средств местных бюджетов не применима. Специалистам финансовых органов муниципальных образований сложно овладеть технологиями, используемыми  при работе с федеральными клиентами, да и уровень технических возможностей  значительно ниже федеральных.
   Поэтому мы в отделении пошли по пути использования аппаратно – программных средств ввода платежных документов – поставили сканер и реализовали программный импорт платежных документов  в базу данных.  Это позволило нам без увеличения штатной численности отделения осуществлять полное кассовое обслуживание бюджета муниципального образования.  Кроме того, принципиальным отличием нашей схемы полного кассового обслуживания сельского муниципального образования является то,   что все операции проводятся через единый счет управления, открытый в ГРКЦ на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов». В отделении Сбербанка остался только счет 40116 для получения денежной наличности. В этой схеме управление практически становится «банком» для своих отделений. При этом у нас нет однозначного ответа на вопрос, где должен быть открыт счет казначейства для кассового обслуживания местного бюджета: в учреждении Банка России или на ЕКС управления.
    Этот вопрос будет особенно актуален в условиях передачи полномочий по кассовому обслуживанию местных бюджетов. Например, в нашем регионе ГУ Банка России не использует электронные расчеты  для клиентов РКЦ в районах и не поддерживает программное обеспечение такого уровня.  
   И как следствие, бумажная технология обмена расчетно-платежными документами (рис.1) по счетам 40204 и 40503 между ТОФК и  подразделениями Банка в муниципальных образованиях  резко отличается по производительности от работы в условиях ЕКС 40105:
– невозможно реализовать импорт выписки и приложений к ней;
– обработка документов к выписке выполняется вручную и занимает 2 – 5 часов в день;
– прием документов банком ограничен 11 – 12 часами утра ;
– проверка реквизитов выполняется визуально без использования процедур логического контроля;
– нет возможности получения промежуточных выписок о состоянии счета.
   Вывод: в условиях передачи ТОФК  функций полного кассового обслуживания бумажная технология должна быть заменена на функционал, поддерживающий электронные расчеты  с Банком.
   Наше управление решило эту задачу в рамках проекта «Электронные расчеты со счетов ТОФК, открытых в РКЦ и кредитных организациях муниципальных образований, через ведомственную телекоммуникационную сеть казначейства» и с начала года внедряет его совместно с ГУ Банка России по Саратовской области.  
   Идея проекта проста. Поскольку обработка платежей любого подразделения Банка России осуществляется в Расчетном Центре информатизации (РЦИ), расположенном в Саратове, Управление обеспечивает транзит  платежей  на обработку  через ведомственную сеть телекоммуникаций казначейства по схеме ТОФК – УФК – РЦИ  в неизменном виде с электронно-цифровой подписью и шифрацией отделения . Получив от Банка выписку и  приложения, управление утром отправляет их в отделения по электронной почте.  
   Проект позволил на первом этапе включить в систему электронных расчетов счета ТОФК, открытые в  РКЦ (схема обмена приведена на рис.2) .   
   Достоинством проекта является его универсальность, поскольку схема   может быть использована, например, для включения в систему электронных расчетов с Банком России ТОФК, имеющих счета в кредитных организациях   в муниципальных образованиях, где нет расчетно-кассовых центров. В этом случае счета ТОФК открываются в РКЦ близлежащего муниципального образования, а счет 40116 под денежную наличность остается в кредитной организации  по месту нахождения ТОФК.  
   В настоящее время управление реализует второй этап проекта – перевод счетов ТОФК из подразделения Сберегательного  банка в близлежащее РКЦ.  
   Схема будет работать независимо от количества РКЦ в субъекте, поскольку  в случае закрытия  РКЦ счета ТОФК можно перевести в другое РКЦ, либо вывести на ГРКЦ областного центра Передача информации с электронными макетами платежных документов в любом случае проходят  по схеме ТОФК – УФК – РЦИ и обратно.
   Еще одним достоинством проекта является отсутствие затрат на его реализацию, поскольку в качестве «последней мили» используется имеющейся в каждом управлении канал связи с Банком.  
   В настоящее время проект передан в Центральный аппарат Федерального казначейства на рассмотрение. Мы надеемся, что наше решение проблемы электронного обмена с Банком будет полезно коллегам в других регионах для снижения непроизводительного ручного труда в условиях роста клиентской базы и расширения функций казначейства при кассовом обслуживании территориальных бюджетов.

Поделиться