25 апреля 2024 года
Версия для печати 4255 Материалы по теме
«Без науки нет образования»
Федотова
Об актуальных проблемах развития вузовской науки в России, а также о приоритетах Финансового университета в работе с молодыми учеными мы побеседовали с проректором по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ, доктором экономических наук Мариной Алексеевной ФЕДОТОВОЙ.

— Марина Алексеевна, для начала хотелось бы поговорить о финансировании университетской науки. Что здесь может измениться в ближайшее время, в том числе в связи с ожидающей нас реформой бюджетных учреждений?
— Как известно, в результате грядущих изменений останется три типа организаций: казенные, бюджетные и автономные. Большинство образовательных учреждений, по всей видимости, приобретет статус бюджетных. Хотя нельзя исключать, что часть университетских комплексов пойдет по пути создания автономных образовательных учреждений. Мы выполнили целый ряд исследований для Министерства образования и науки, касающихся нового механизма финансирования вузовского образования, в том числе и университетской науки. Одна из тем была посвящена расчету нормативно-подушевого финансирования, другая — образовательному кредиту, третья — интеграции науки и образования. Еще одна тема касалась привлечения инвестиций в вузы. Исследовался также вопрос создания фондов целевого капитала при университетах, а также ряд других проблем.
Безусловно, исследуя проблему новой системы финансирования образовательных университетов в целом, мы смотрели и на то, какие изменения происходят в финансировании университетской науки. Сегодня можно выделить несколько источников финансирования вузовской науки. Первый из них — это бюджет. К сожалению, не все университеты получают достаточные объемы бюджетных средств, финансирование университетской науки должно стать более серьезным, с тем чтобы можно было развивать фундаментальные научные исследования. Второй достаточно крупный источник — выигранные государственные контракты или хоздоговорные темы, которые мы получаем в министерствах, ведомствах, в реальном секторе экономики. Статистика показывает, что сегодня это ведущий источник финансирования вузовской науки. Отмечу, что в последнее время конкуренция между вузами на этом сегменте рынка усиливается. Ряд университетов вырывается вперед, другие же, зачастую в результате недостатка квалификации при подготовке документов, отступают. Можно привести целый ряд примеров демпинга, когда на рынок приходят команды, предлагающие заведомо заниженные цены. Третий источник — это гранты различных фондов, гранты, которые получают молодые ученые, научные коллективы. Еще один источник — программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», в рамках которой проводятся конкурсы финансирования научных исследований по научным школам. В них участвуют коллективы, состоящие из докторов, кандидатов наук, молодых аспирантов и студентов.
Новый источник финансирования науки, который сейчас набирает вес, — это специальные фонды, создаваемые в некоторых университетах. В частности, в Финансовом университете такой научный фонд действует, деньги в нем аккумулируются за счет отчислений из фонда целевого финансирования и отчислений, которые университет производит из внутренних резервов. Хотелось бы отметить, что мы стали первым вузом, где был создан эндаумент-фонд, то есть фонд целевого назначения, перечисления из которого мы частично используем на финансирование внутренних научных исследований.

— Расскажите о приоритетах в вашей работе проректора по науке Финансового университета. Как строится работа по поддержке аспирантов, развитию исследовательских центров и лабораторий?
В Финансовом университете создано три научно-исследовательских института. Это Институт финансовых рынков и прикладной экономики, Институт экономики и финансов образования, Институт правовых исследований и инноватики. Кроме того, у нас существует несколько научно-исследовательских центров и сеть научных лабораторий при кафедрах. Хотелось бы отметить, что два года назад был создан Центр исследований и перспективных разработок. Его особенность в том, что там работают только молодые ученые в возрасте 24–26 лет. Это наши аспиранты, которые не захотели отрываться от вуза и остались здесь. Причем к работе в Центре привлекаются и студенты. У нас с молодыми учеными есть мечта: превратить наш Центр в НИИ молодых ученых. Таким образом, научная молодежь активно привлекается к работе в НИИ, центрах и лабораториях, получая навыки исследовательской работы и успешного написания кандидатских, а впоследствии и докторских диссертаций. Безусловно, это не дает стопроцентного охвата аспирантов научной деятельностью. Поэтому наряду с вышеперечисленной деятельностью они получают возможность участвовать  в выполнении научно-исследовательских работ, которыми занимаются кафедры.
Кроме этого, у нас уже три года действует совет молодых ученых, созданный по инициативе аспирантов. Встречи проходят раз в один-два месяца, проводятся молодежные аспирантские конференции и круглые столы, в процессе этих мероприятий идет межкафедральное и междисциплинарное обсуждение результатов научных исследований аспирантов. Также три года действует летняя школа молодого ученого, где общаются аспиранты разных кафедр и институтов университета, а также аспиранты других вузов, в том числе зарубежных.

— Какие госструктуры заказывают вузу научные исследования, какова их тематика? Насколько тесно взаимодействие с различными министерствами, ведомствами (привлечение лекторов, организация студенческой практики)?
— Мы достаточно плотно работаем со многими госструктурами. В частности, по целому ряду тем выполняем заказы для Правительства РФ. Причем тематика этих исследований касается не только вопросов экономики, финансов, но и юриспруденции, социологии. Мы взаимодействуем с Минэкономразвития, традиционно — с Минфином России, уже в течение многих лет выполняем ряд исследований для Министерства образования. Кроме того, тесно сотрудничаем с Министерством сельского хозяйства. Наши молодые ученые два года назад через конкурсы, выиграв их, вышли на это министерство, и теперь мы постоянно участвуем в разработках тем для Минсельхоза. Еще одна многолетняя традиция — это выполнение научных исследований для Министерства обороны. Работаем мы и с другими министерствами: с Минздравсоцразвития, Минрегионом и так далее. Помимо этого, выполняем заказы для бизнеса: банковского сектора, включая Сбербанк и Россельхозбанк, страховых компаний, в частности для Ингосстраха, а также реального сектора экономики. Хочется упомянуть исследования, выполненные для Аэрофлота, РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД», Лукойла. То есть круг структур, которые заказывают нам научные исследования или консультации, достаточно широк и разнообразен.
Отмечу, что Финансовый университет подписал целый ряд соглашений о сотрудничестве с госструктурами, банками, компаниями реального сектора экономики. В рамках этих соглашений мы привлекаем в качестве лекторов специалистов из данных организаций, сами проводим обу­чение их сотрудников, выполняем заказы с привлечением специалистов из организаций-заказчиков. В этих соглашениях есть и такой пункт, как привлечение на практику студентов. Многие наши студенты впоследствии идут на работу в министерства, ведомства и корпорации, которые работают с Финансовым университетом.

— Тема, которую вы упомянули в самом начале, — интеграция науки и образования. Как здесь добиться пресловутого баланса?
— Я действительно считаю, что без науки образования быть не может. В условиях постоянных изменений, которые претерпевает наш мир, недостаточно просто дать студентам совокупность знаний. Важно научить людей самостоятельно анализировать и обучаться новому, а это как раз то, что дают научные исследования. Причем желательно, чтобы студенты привлекались к ним уже с первого курса. Наука —  это искусство, она может заинтересовать и заворожить, и тогда студент ощутит естественную потребность в знаниях. Понятно, что исследовательская компонента и образовательная тесно взаимосвязаны. Это касается и профессорско-преподавательского состава, потому что если профессура не участвует активно в научных исследованиях, не имеет своих новых наработок, то она не сможет заинтересовать молодых ученых. Студент увидит, что на занятиях ему дают одно, а жизнь преподносит совершенно другие уроки. Поэтому в Финансовом университете уделяется большое внимание участию профессорско-преподавательского состава в выполнении хоздоговорных исследований. Тем самым у преподавателей возникает необходимая связь с практикой, а студенты подтягиваются к решению практических задач еще в стенах университета. Отмечу, что в университете по инициативе наших студентов создан бизнес-инкубатор и сейчас он постепенно набирает обороты.

— На чем он специализируется?
— Нам как экономическому вузу было очень трудно найти свою нишу для создания бизнес-инкубатора. Ведь они чаще всего создаются в технических институтах на базе имеющихся там разработок. Мы столкнулись с определенными сложностями, но студенты не сдались, стали искать вузы-партнеры. У нас сложились партнерские отношения с МИСиСом, МАДИ, МИФИ и целым рядом других учебных заведений, где уже есть научные разработки. Наши студенты помогают им произвести расчет технико-экономического обоснования, подготовить инвестиционный проект, найти источники финансирования, красиво упаковать проект.

— Вы имеете самое непосредственное отношение к развитию образования в области оценки и оценочной деятельности. Какие актуальные задачи стоят в этой сфере сейчас и что из вашего опыта применимо для целей развития системы подготовки специалистов в сфере государственных финансов?
— Финансовый университет стал первым вузом в России, в котором была создана специальная кафедра по оценке, это было 14 лет назад. Ежегодно несколько групп успешно получают данную специализацию и затем выходят на рынок соответствующих услуг. С учетом того, что сейчас подготовлен законопроект о кадастровой оценке недвижимости и, возможно, уже с 2012 года мы получим новый налог на недвижимость, очень важно, каким окажется уровень специалистов, которые будут работать в этой сфере.
Наш университет по заказу Росреестра участвовал в трехлетней работе, касающейся методики кадастровой оценки для целей налогообложения. Здесь есть и раздел, посвященный программе подготовки соответствующих специалистов. Как раз эта часть оценочной деятельности напрямую связана с государственными финансами и в будущем будет непосредственно влиять на благосостояние каждого налогоплательщика. Кстати, в настоящее время Финансовый университет намерен включиться в работу над созданием учебника нового типа по общественным финансам, которая будет вестись совместно с академиком В. Л. Макаровым.

— Почему, на ваш взгляд, банковская сфера или та же оценка достаточно быстро получили качественные учебные пособия, в то время как для публичных финансов это проблема до сих пор стоит остро?
— Что касается банковской деятельности, оценки, страхования, фондового рынка, то они работают в рыночных условиях, поэтому и реакция на их потребности оказалась оперативнее, быстрее были написаны учебные пособия и методические рекомендации. Учебник по общественным финансам сегодня нужен всем, и мне кажется, что эту проблему нужно решать как можно быстрее, консолидируя наши усилия. Причем он необходим не только будущим профессионалам, но еще и для того, чтобы каждый гражданин России понимал хотя бы в общих чертах, как устроена система публичных финансов, и тем самым осознавал свою роль в государстве и ответственность за судьбу страны.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно