25 апреля 2024 года
Материалы
Версия для печати 4292 Материалы по теме
«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются», — гласит Конституция Российской Федерации. Ежегодно в России принимаются многие десятки федеральных законов. Прибавьте к этому подзаконные нормативно-правовые акты (указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств), а также законодательство 83 субъектов Федерации. Нельзя забывать и о постоянно расширяющейся практике арбитражных судов. Получаем сотни тысяч документов, которые если и опубликованы, то практически никак не систематизированы: о систематизации в Конституции ничего не сказано. Здесь и предлагают свои услуги электронные справочно-правовые системы.

Трудно представить себе, что еще совсем недавно нужный нормативно-правовой акт или судебное решение приходилось искать буквально вручную. Каталог обычной библиотеки может обойтись сравнительно простой системой классификации. Здесь параметры поиска ясны: автор, заголовок, год издания. Юристу же нередко приходится искать документ исходя лишь из его контекста, ведь точное название и реквизиты могут быть ему неизвестны. Когда-то выходом из положения были регулярные издания специальных сборников документов (например, тематических подборок судебных решений), разработка особых классификаций и систем индексов для юридических библиотек, облегчающих поиск. Особенно актуальной эта проблема всегда была для стран, относящихся к англо-саксонской правовой семье (Великобритания, США, Канада, Австралия), где значительна роль судебных прецедентов.

Рождение справочно-правовых систем

Неудивительно, что первые электронные системы поиска юридических документов появились именно в США. Во-первых, объем плохо систематизированной информации был здесь колоссален (многие судебные прецеденты относились еще к XVIII веку). Во-вторых, в США традиционно много юристов, следовательно, спрос на подобную услугу был предопределен. Ну и в-третьих, активно развивающаяся электронная промышленность страны позволяла на практике реализовать идею автоматического поиска документов.

В 1960 году нью-йоркский юрист Элиас Хоппенфельд приступил к разработке фактически первой коммерческой компьютеризированной системы поиска правовых документов, и уже спустя четыре года Law Research Services начала свою работу. До наступления эры персональных компьютеров оставалось почти 20 лет. Система действовала в режиме справочной службы: клиент в свободной форме подавал запрос на поиск интересующего его документа и ждал ответа в течение нескольких дней. Такая задержка объяснялась необходимостью обработки как самого запроса (чтобы привести его в удобоваримый для примитивного компьютера вид), так и результатов поиска. Для этого приходилось задействовать целую группу высококлассных юристов — специалистов в различных отраслях права. Примечательно, что первоначально стоимость услуги составляла 23 долл. за каждый запрос, что в пересчете на нынешние деньги совсем недешево — порядка 160 долл. Вскоре появилась возможность выгодной месячной подписки, так что уже к концу первого года работы системы практически все юридические фирмы Нью-Йорка стали ее подписчиками. Спустя три-четыре года аналогичные системы стали появляться и в других странах: например, CREDOC в Бельгии или DATUM в Канаде.

В 1970-е годы, еще до начала эпохи Интернета, американская справочно-правовая система LEXIS стала пионером в предоставлении сервиса поиска документов (и прежде всего судебных решений) онлайн. Это достигалось за счет установки в офисах фирм специальных терминалов, обеспеченных с помощью модемов высокоскоростной связью с базами данных системы. По рабочим дням доступ к сервису осуществлялся 22 часа в сутки. Дальнейший прогресс в данной сфере напрямую связан с развитием возможностей и повсеместным распространением персональных компьютеров (первые массовые ПК были представлены компанией Apple в 1979 году и IBM в 1981 году), а также развитием Интернета. Постепенно справочно-правовые системы приблизились к сегодняшнему, привычному для наших глаз облику.

В России

Историю отечественных спра­вочно-правовых систем было бы правильно отсчитывать от 1975 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 558, предписывающее «создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации». Центр должен был вести учет нормативно-правовых актов СССР и республик, осуществлять обработку, хранение и ведение фонда правовой информации. Однако о широком доступе населения к базам данных центра речи не шло: он был создан исключительно для нужд государства.

Разработка общедоступных спра­вочно-правовых систем в России началась лишь в самом конце 80-х. Одним из пионеров стало научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), созданное выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, которое выпустило в 1990 году систему «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» откололась фирма «Гарант-Сервис», которая продолжила дело Гаранта, а само объединение уже в середине 1992 года запустило в массовое производство систему «КонсультантПлюс». В декабре 1991 года государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» (Санкт-Петербург) выпустило информационную правовую систему «Кодекс».

Сегодня эти продукты известны каждому, кто хотя бы раз сталкивался с необходимостью найти текст того или иного нормативно-правового акта, не говоря уже о профессионалах, работающих в сфере юриспруденции, бухгалтерии, государственного управления. Справочно-правовые системы формируют специфический, пожалуй, уникальный для России рынок, где господствует конкуренция и борьба идей, а все используемые технологии и программные решения — отечественного происхождения. Мелочей здесь нет. Борьба идет за самый удобный интерфейс поиска, самые полные базы документов, наиболее оперативное обновление и отражение всех изменений, за массу дополнительных возможностей, призванных облегчить пользователю ориентирование в юридических дебрях.

Не для маленьких

Специфика рынка справочных правовых систем широкого профиля такова, что либо ты обеспечиваешь максимально полное накопление и отражение документов и их качественную систематизацию, либо в использовании твоего продукта теряется всякий смысл. Расклад сил здесь схож с тем, что сложился на рынке интернет-поисковиков, где действуют непримиримые конкуренты Yahoo! и Google. В каждой стране присутствует три-четыре мощных лидера разработки правовых систем. Так, в США основная борьба разворачивается между LEXIS (который считается самым популярным юридическим онлайн-поисковиком в мире и выходит за национальные рамки) и WESTLAW, в Великобритании — между ними же и LAWTEL, в Германии — между JURIS и LEXinform.

Объем российского рынка справочных правовых систем измеряется сотнями миллионов долларов (в 2005 году он оценивался в 200 млн долл. США). По различным оценкам от 70 % до 79 % на нем занимает КонсультантПлюс и от 31 % до 42 % — Гарант, менее 10 % приходится на Кодекс, а доля прочих участников еще меньше. В сумме получается более 100 %, поскольку многие (до трети) пользователи предпочитают работать сразу с несколькими продуктами. По данным самих компаний-производителей, в 2010 году количество документов в банке данных Консультанта превышает 5 млн, у Гаранта и Кодекса — 4 млн. Эксперты сходятся во мнении, что появление в данном сегменте рынка новых крупных продуктов маловероятно: миллионных вложений потребует не только разработка самой программной оболочки, но и формирование дилерской сети, при том что отдачи придется ждать не менее нескольких лет.

В начале 90-х телекоммуникации в России оставались все еще совершенно неразвитыми, поэтому рецепт американского LEXIS (поиск документов онлайн) был неприменим: такого рода программные продукты в России могли распространяться только на физических носителях с последующей сервисной поддержкой со стороны производителя, включая регулярные обновления баз данных представителем компании в офисе клиента. Первоначально производители пытались работать с клиентами напрямую, но затем, осознав невозможность охватить всю страну и обеспечивать бесперебойную поддержку клиентов, они пришли к модели франчайзинга — работы через разветвленную сеть фирм-продавцов, которые получают большую часть доходов от продаж.

Кстати, попытки разработки спра­вочно-правовых систем предпринимало и государство, однако успешными, особенно с точки зрения удобства использования, их назвать трудно. Можно вспомнить такие продукты, как «Эталон» от Научного центра правовой информации при Минюсте России (около 1,4 млн документов, включая уставы всех муниципальных образований страны), «Система» от научно-технического центра правовой информации Федеральной службы охраны (более 90 тыс. официальных текстов нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти).

Перспективы

В результате многолетней острой конкуренции различия между основными российскими разработчиками электронных справочно-правовых систем почти сгладились, и по своим возможностям они принципиально не различаются. Везде взаимосвязанные документы соединены друг с другом гипертекстовыми ссылками, везде представлены книги, статьи ведущих изданий, комментарии специалистов по всем отраслям права, бланки документов, подборки судебной практики... На выбор между той или другой программой чаще всего влияет привычка к интерфейсу или сложившиеся длительные отношения с фирмой-поставщиком. Тем не менее каждый разработчик стремится предложить своим клиентам что-нибудь уникальное. Так, Гарант может похвастаться самой настоящей «машиной времени», обеспечивающей переход к тексту документа, действовавшему на указанный момент времени, при этом все его нормативно-правовое «окружение» также будет представлено по состоянию на этот момент, доступом прямо из системы к графическим копиям официальных публикаций; КонсультантПлюс — более простой для пользователя системой поиска, дружественным интерфейсом, а также комплексом информационных банков — подробных путеводителей по кадровым, налоговым и бухгалтерским вопросам.

Эксперты отмечают, что в мире процессы разработки и дальнейшего развития систем, охватывающих весь массив законодательства той или иной страны, постепенно сходят на нет, в то время как роль различных узкопрофильных справочных систем постоянно растет. Даже в США все больше пользователей обращаются к бесплатным, в том числе поддерживаемым государством, сервисам, а то, что не удается найти там, ищут в специализированных системах, где они точно знают, за что платят. Сложности крупнейших мировых производителей систем поиска правовой информации связаны и с экономическим кризисом, ударившим по многим их клиентам. Конкуренция в этом секторе усиливается. Лидеры рынка вынуждены перестраиваться. Например, LEXIS и WESTLAW намерены приблизить свой интерфейс и механизм поиска документов к тому, что предлагают обычные интернет-поисковики: сегодня пользователи все чаще предпочитают формулировать запросы на простом языке, а не заполнять карточки поиска.

В России в результате прихода Интернета в самые отдаленные уголки страны люди также стали чаще обращаться к бесплатным сервисам. Однако думается, что прочно вошедшие в обиход бухгалтеров, юристов, государственных и муниципальных служащих справочно-правовые системы если и потеряют часть рынка, то вряд ли в обозримом будущем полностью сойдут со сцены. С точки зрения скорости работы и удобства поиска связанных друг с другом документов альтернативы им пока нет.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно