Версия для печати 7050 Материалы по теме
В соответствии с общими началами российской системы законодательства о налогах и сборах, а также разъяснениями Высшего Арбитражного Суда, льготы по федеральным налогам могут устанавливаться региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
Артем Васютин, Софья Безбородкина

васютин
Ставка налога на прибыль, относящегося к федеральным налогам, установлена главой 25 Налогового кодекса РФ и составляет 24%, из которых 6.5% зачисляются в федеральный бюджет, а 17.5% - в бюджет субъекта федерации. Одновременно Налоговый кодекс предоставляет региональным законодательным органам право устанавливать пониженные ставки налога в отношении сумм налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта; при этом эти ставки не могут быть ниже 13.5 %.
В Санкт-Петербурге 16 декабря 2004 года были приняты изменения в закон «О налоговых льготах», в   соответствии с которым устанавливается льготный режим обложения налогом на имущество и налогом на прибыль для организаций – плательщиков налога на прибыль в городской бюджет, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга в первую очередь ориентировано на крупных инвесторов, что нашло отражение в новом законе; льготные ставки 15.5% и 13.5% по налогу на прибыль в части зачисления в региональный бюджет устанавливаются для тех юридических лиц, которые осуществили в течение календарного года «вложения» на сумму от 150 до 300 млн. и более 300 млн. рублей соответственно. Кроме того, для таких инвесторов устанавливается льготная ставка налога на имущество в размере 1.1 % в отношении основных средств, являющихся объектом инвестиций.
Очевидна и заинтересованность региональной власти в развитии на территории города высокотехнологичных (high-tech) производств; для применения организациями, преимущественно занятыми в этой сфере, ставки по налогу на прибыль 13.5%, суммарный объем вложений должен составлять более 50 млн. рублей. Законом установлен точный перечень видов деятельности (со статистическими кодами) при которых налогоплательщик может применять пониженную ставку.
Вложения должны быть осуществлены на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года. Таким образом, впервые применить пониженную налоговую ставку организации смогут лишь начиная с 2006 года. Льгота предоставляется налогоплательщику на три года.
безбородкина
Возможность использования льготные условия налогообложения предоставляется только тем организациям, которые фактически присутствуют, а не просто зарегистрированы на территории Санкт-Петербурга. Вложения должны быть осуществлены исключительно в основные средства юридического лица, которые учитываются на балансе налогоплательщика и введены в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга.
Спорным остается вопрос об обоснованности применения налоговой льготы при осуществлении вкладов в уставный капитал. Согласно закону под вложениями понимаются приобретение, реконструкция, модернизация основных средств, и формально юридически вклад основных средств в уставный капитал является приобретением организации, однако городское Правительство выступает против такого подхода.
Кроме того, в силу прямого указания закона действие не распространяется на основные средства, приобретаемые по договору лизинга, что является существенным ограничителем для организаций при применении этой льготы, особенно в свете развития лизинговой деятельности в Северо-Западном регионе.
Вместе с тем остается ряд открытых вопросов, в частности, могут ли применять эту льготу организации, занимающиеся сдачей имущества в аренду, поскольку в Законе говорится о вложениях для целей собственного производства товаров, работ, услуг, а сдача в аренду не предполагает использование основных средств в собственной производственной деятельности.
Нерешенным остается вопрос, как должно учитываться для данных целей вложение, имеющее место на протяжении нескольких календарных лет (например, строительство) – в какой момент у налогоплательщика возникнет право на применение пониженной налоговой ставки и, соответственно, о возможности перехода в этом случае со ставки 15.5% на ставку 13.5% при увеличении суммы вложений.
Еще одним подводным камнем может стать проблема определения года, с которого могут применяться льготы. В частности, если вложения в основные средства, достаточные для применения льгот, были осуществлены в 2005 году, а в эксплуатацию основные средства введены в 2006 году, то не лишена оснований позиция, в соответствии с которой налоговые льготы могут быть использованы компанией лишь с 1 января 2007 года.
В самом законе еще много неясных моментов и их толкование может быть как положительным для налогоплательщиков, так и не в их интересах. Тем не менее, до начала применения закона остается еще около года, и мы полагаем, что за это время Правительство Санкт-Петербурга, Комитет Финансов и Федеральная налоговая служба выскажут свою позицию по спорным воп



Поделиться