Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности

Версия для печати 12304

Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности (далее также Управление) создано 01 декабря 2010 года в целях осуществления внутреннего контроля (аудита) разработки и реализации Федеральным казначейством государственных программ, подпрограмм, ведомственных целевых программ и аналитических программ Федерального казначейства (далее – Программы ФК), осуществления внутреннего контроля, внутреннего аудита, а также оценки эффективности деятельности структурных подразделений Федерального казначейства, его территориальных органов и должностных лиц.

Создание Управления связано, в первую очередь, с необходимостью комплексной реализации в Федеральном казначействе задач, ориентированных на повышение качества работы системы государственного управления с акцентом на конечную результативность и эффективность исполнения Казначейством России функций и полномочий и на мотивацию государственных служащих в достижении поставленных целей. Выделение такой структуры в Казначействе России позволит обеспечить эффективное внедрение в деятельность органов Федерального казначейства программно-целевых принципов, организацию мероприятий по разработке и реализации государственных программ, обеспечение эффективности системы государственного управления в пределах компетенции органов Федерального казначейства, повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования, а также эффективности использования трудовых ресурсов за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью, сложностью и объемом выполняемой работы.

Деятельность данного структурного подразделения объединяет все этапы, необходимые для организации эффективного управления мероприятиями, осуществляемыми в системе органов Федерального казначейства: планирование, реализацию, контроль, анализ и корректировку.

В ходе деятельности Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности предполагается первоочередное решение актуальных проблем, имеющих место в Федеральном казначействе в связи с переходом на идеологию государственных программ, правовые основы которых определены Правительством Российской Федерации. 

Задачи, решаемые Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности, и методологический подход к их решению – методология системы сбалансированных показателей (ССП), неразрывно связаны со стратегической картой Федерального казначейства, стратегическими целями и тактическими задачами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, изложенными в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации и Положении о Федеральном казначействе.

В соответствии с методологией ССП в деятельности Федерального казначейства предполагается реализация полного цикла разработки, реализации, оценки эффективности и контроля за ходом реализации Программ ФК, включая, со стороны Управления:

  • формализацию целей и планирование показателей, мероприятий (в т.ч. государственных закупок), бюджетов;
  • исполнение планов реализации Программ ФК;
  • первичный учет данных, относящихся к реализации Программ ФК;
  • составление отчетности по реализации Программ ФК, в т.ч. расчет значений показателей, формирование иной отчетности, необходимой для контроля за ходом реализации;
  • план-фактный анализ реализации Программ ФК;
  • анализ отчетности по реализации Программ ФК, в т.ч. оценку эффективности реализации, выявление причин отклонений план-факт и рисков недостижения плановых или целевых значений показателей, невыполнения плана мероприятий;
  • корректировку планов реализации Программ ФК.

При этом на постоянной основе планируется проведение мониторинга и аудита эффективности и результативности деятельности по разработке и реализации Программ ФК, а также оценке эффективности и результативности деятельности структурных подразделений Федерального казначейства, его территориальных органов и должностных лиц, в том числе осуществление:

  • мониторинга исполнения мероприятий Программ ФК, достигнутых значений показателей результативности и эффективности Программ ФК;
  • контроля обоснованности расчета показателей и выводов о выполнении мероприятий Программ ФК;
  • формирования сводной аналитической отчетности о ходе реализации Программ ФК, о достижении запланированных значений результативности и эффективности Программ ФК, а также подготовки аналитических материалов по результатам мониторинга эффективности и результативности Программ ФК. 

Кроме того, Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности осуществляется подготовка предложений по законодательному и нормативному регулированию сферы государственного финансового контроля, сферы программно-целевой деятельности государственных органов, включая сферу размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также сферы оценки эффективности деятельности федеральных государственных служащих, а также методологическое обеспечение данного процесса в системе органов Федерального казначейства.

Учитывая, что полномасштабное выполнение Управлением возложенных на него полномочий невозможно без обратной связи, существенную роль в деятельности структурного подразделения играет выполнение контрольных функций.

Внутренний контроль и аудит в Федеральном казначействе осуществляется в соответствии с Планами проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства и структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства на соответствующий финансовый год. 

В соответствии с Планами проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства в 2009-2010 г.г. организовано и проведено 53 проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства, в том числе 39 комплексных проверок, 12 тематических проверок и 2 камеральные проверки. К проведению контрольных мероприятий в территориальных органах Федерального казначейства привлекались сотрудники центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов. В ходе проведения контрольных мероприятий с целью оперативного выявления проблемных вопросов в деятельности территориальных органов Федерального казначейства осуществляется анкетирование руководителей соответствующих территориальных органов Федерального казначейства. По результатам проверок руководителям проверенных территориальных органов Федерального казначейства направлены соответствующие указания. Результаты анкетирования представляются на рассмотрение руководителя Федерального казначейства, а также соответствующим структурным подразделениям центрального аппарата Федерального казначейства для принятия необходимых управленческих решений.

В соответствии с Планами проведения проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства в 2009-2010 г.г. организовано и проведено 8 проверок деятельности управлений центрального аппарата Федерального казначейства. По результатам проверок руководителем Федерального казначейства даны соответствующие указания начальникам проверенных структурных подразделений.

По Плану контрольной деятельности Федерального казначейства на 2011 год предусмотрено проведение контрольных мероприятий в управлениях Федерального казначейства по 21 субъекту Российской Федерации и в 11 управлениях центрального аппарата Федерального казначейства. 

Управление постоянно проводит работу по обобщению и анализу результатов проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и иными контрольно-надзорными органами, а также материалов проверок деятельности структурных подразделений управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и подведомственных им отделений, проведенных отделами внутреннего контроля территориальных органов Федерального казначейства. По результатам анализа в адрес территориальных органов Федерального казначейства направляются обзорные письма. 

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации осуществляется информационный обмен по вопросам проведения контрольных мероприятий в территориальных органах Федерального казначейства. 

В рамках совершенствования информационно-технического обеспечения контрольной деятельности Управление внутреннего контроля и аудита, вошедшее в состав Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности, принимало участие в согласовании технологических регламентов и в предварительных приемочных испытаниях ППО «Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства», подготовило и направило в Управление информационных систем 6 Заявок на доработку вышеназванного ППО.

Управлением внутреннего контроля и аудита разработан и согласован со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства в соответствии с введенными в действие с 01.01.2009 новыми нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Федерального казначейства.

Управление внутреннего контроля и аудита осуществляло организационно-техническое и информационное обеспечение работы Контрольного Совета Федерального казначейства. В 2010 году подготовлено и проведено 17 заседаний Контрольного Совета, на которых рассмотрено 29 материалов проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства по 26 субъектам Российской Федерации, а также в 2010 году организовано и проведено Всероссийское совещание по вопросам совершенствования внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе.

Поделиться